UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большая Евпатория: жизнь после указа

Отмену президентом В.Ющенко своего же годичной давности указа о строительстве Крымского морского...

Автор: Валентина Самар

Отмену президентом В.Ющенко своего же годичной давности указа о строительстве Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» по праву можно занести в десятку важнейших событий ушедшего года в автономии. И по причине редкостного случая признания властью своей ошибки до того, как последовали неминуемые негативные последствия. (В данном случае — в виде угрозы экологии курортного региона и самому существованию всемирно известной детской здравницы Евпатории.) И в виду открывшейся перспективы для развития всего Западного побережья Крыма.

«ЗН» на протяжении двух лет пристально отслеживало перипетии вокруг попыток мощного лобби заполучить уникальный по своей чистоте и нетронутости уголок Крыма для строительства промышленного гиганта для перевалки химической продукции и нефти. Процесс двигали держатели офшорок, связанных с ETG и Д.Фирташем, крымские премьеры С.Куницын и А.Матвиенко, постпред президента В.Кулиш, по другой линии — К.Жеваго и «дочка» Полтавского ГОКа, по третьей — все министры транспорта, начиная с Г.Кирпы, под патронатом президентов Л.Кучмы и В.Ющенко. Нынешний президент идею строительства международного порта «Донузлав» активно пропагандировал в ходе своих визитов за рубеж. К мнению же местных жителей, которым предстояло оказаться в «котловане» гигантской стройки, ученых и экологов, предостерегавших от опасных последствий, органов местного самоуправления, видевших развитие своих территорий исключительно как курортной зоны, Киев на протяжении этих лет оставался глух. Слуховые функции у центра восстановились только благодаря экс-главе секретариата президента О.Рыбачуку и экс-постпреду президента в автономии Г.Москалю.

Многие из активных противников строительства промышленного гиганта надеялись, что вместе с отменой одного президентского указа появится и другой — о разработке государственной программы по развитию, как говорят крымские ученые, курортополиса Большая Евпатория. Однако в Киеве, судя по всему, этим просто некому заниматься. «Я понял, что, кроме нас самих, такую программу никто не разработает и не реализует, — рассказывает «ЗН» городской голова Евпатории Андрей Даниленко. — Если в ближайшее время не подготовить концепцию программы, то пойдет вторая волна по порту. Скажут: что же вы ничего не сделали, и пойдет обратная раскрутка. А потенциальный возмутитель спокойствия там есть — это наш Евпаторийский порт, которому отдана Южная коса. И если там начнутся какие-то работы, связанные с его развитием, то это послужит катализатором процессов по реанимации идеи большого промышленного порта. Поэтому не надо сидеть сложа руки с чувством победителя».

На сегодня основные направления концепции развития Западного Крыма уже разработаны и даже опубликованы. Ученые Крымской академии наук во главе с Виктором Тарасенко — лидером крымских «зеленых» и ассоциации «Экология и мир» — предлагают создать первый в Крыму национальный природный парк.

«Вокруг курорта, — говорит В.Тарасенко, — природная экологическая сеть, включая экологические коридоры, биоцентры и Тарханкутский природный заповедник. В эту сеть мы вкладываем очень перспективный проект — «Крымские золотые пески». Речь, конечно же, идет о сохранении уникальных по своим целебным свойствам песчаных пляжей, которые неизбежно бы исчезли в случае строительства КМТПК «Донузлав». Общая протяженность пляжей — 80 километров, мы делим их на четыре субрегиона. Это район между Евпаторией и Донузлавом, второй район — Мирного и Штормового (мы называем его «Курорт Мирный»), затем — Оленевка и Окуневка и сверху Черноморско-Межводненская полоса, район прекрасной гавани, известной с античных времен. Эти пески по своим свойствам ничем не уступают варненским. Кроме того, в этом регионе есть великолепные солевые озера, рапа и грязи которых принадлежат к евпаторийской группе, то есть имеют такие же лечебные свойства, как и на уже известных курортах Евпатории и Сак. Здесь же — источники лечебных минеральных вод. И все это еще не разработано и не используется. А потенциал, с учетом особенностей климата, огромный».

Кроме того, ученые Крымской академии наук рекомендуют создать «вокруг песков» мощный аграрный комплекс с развитием присущих региону направлений — выращивание зерновых, виноградарство, виноделие, садоводство, создание ферм для разведения и переработки марикультур (донузлавские устрицы, говорят, вне конкуренции). А еще необходимым представляется дальнейшее развитие альтернативной энергетики.

В общем, идея понятна: бережно сохранить и рационально использовать то, что дано природой. По расчетам специалистов, отмечает Виктор Тарасенко, новые курорты, вписанные в национальный парк, могли бы принимать ежегодно до миллиона отдыхающих и туристов. Ученые и евпаторийские власти уверены: в этой зоне надо развивать зеленый, этнографический и яхтенный туризм, сферу развлечений, рассчитанную на семейный и детский отдых (мечта А.Даниленко — создание зоопарка), строить небольшие частные кемпинги, пансионаты и мотели. Объем инвестиций, по мнению ученых, для каждой «золотой полосы» — 500—600 млн. евро. Такова концепция, но до ее реализации и даже принятия всеми заинтересованными сторонами дело может дойти не скоро.

«В первый месяц после отмены указа о строительстве порта мы инициировали создание рабочей группы по развитию всего западного региона Крыма, — продолжает Андрей Даниленко. — Однако неожиданно столкнулись с неприятием идеи со стороны моих коллег из других районов».

Кроме Евпатории, к которой относятся и придонузлавские сельсоветы, в будущий национальный природный парк должны войти территории еще двух районов — Сакского и Черноморского. На поверхности — извечный конфликт интересов относительно благополучной и не обделенной вниманием центра курортной Евпатории и из последних сил выживающих соседей со скудными местными бюджетами, но большими курортными амбициями; опасение, что, условно говоря, Даниленко будет диктовать условия и считаться главным. Однако причина того, что будущие партнеры косо смотрят друг на друга, как видится, намного серьезнее. Если территории упомянутых местных громад разных районов войдут в одну программу, о нынешней кулуарной практике выделения земли на побережье и поддержки тех или иных бизнес-планов — без конкурсов, тендеров, «своим» людям и за взятки — придется забыть. Чтобы уйти от споров — кто главнее, евпаторийцы предложили Совету министров автономии выступить своего рода координатором программы. Однако ответа на свое обращение до сих пор не получили.

Главное сейчас, считает Виктор Тарасенко, — не опоздать с проектом, найти сообща вариант объединения интересов громад и бизнеса, учесть рекомендации ученых и при этом — не заболтать идею. Если поначалу ее настороженно воспринимали и большинство депутатов местных советов не поддерживали, то после двух-трех встреч удавалось переломить ситуацию. Ученые также нашли общий язык с председателем постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Олегом Русецким, который, собственно, и стал координатором процесса, пока не сформированного ни организационно, ни концептуально.

В интервью «ЗН» О.Русецкий так изложил цепочку шагов на пути к созданию Национального парка-курорта: крымский парламент принимает республиканскую программу, а для ее реализации формируется исполнительная дирекция и фонд. «Поскольку то, что происходит сегодня по растаскиванию Сакского и Черноморского районов на клочки, недопустимо. Мы должны избежать тех ошибок, которые были на Южнобережье, и через этот проект попробовать реализовать программу устойчивого развития всего Западного региона».

На подготовительный этап Олег Леонидович оптимистично отводит два-три месяца. Сейчас идут консультации, поиск путей преодоления сложностей организационно-правового характера. «Нужно сделать так, чтобы исполнительная дирекция была вменяемым партнером для инвестора, который будет вкладывать деньги. Причем в первую очередь — в инфраструктуру территории, без чего нет смысла что-либо начинать, иначе, извините, мы опять упремся в проблему — где найти туалет». И вопрос инфраструктуры — самый болезненный, потому что на всем побережье нет элементарного — воды, а отдыхающих с каждым сезоном все больше, в том числе — и за счет перетока с дорогого ЮБК. «Каждый год с началом фестиваля «Казантип» — одна и та же песня: дайте воду в Поповку, — рассказывает евпаторийский голова. — Там рядом проходит труба нашего водоканала, одна сторона открывает задвижку, другая по-партизански закрывает. Ну, сколько же можно так жить?».

Вторую сложность Олег Русецкий называет «политическим моментом». Нужно заинтересовать депутатов сельских, поселковых и райсоветов, которые войдут в проект. Золотая середина видится в сбалансированном представительстве громад в исполнительной дирекции. Кроме того, программа должна быть поддержана большинством депутатов ВР Крыма. И это существенный момент, если помнить, что политика и бизнес у нас — не простые близнецы-братья, а сиамские. «Вы же понимаете — для того, чтобы программа была поддержана, всем придется дать по жирному куску?» — спрашиваю Русецкого. «Мы это знаем, — вздыхает председатель комиссии. — Но надеемся на другой вариант».

К перечню преград к скорому светлому курортному будущему Евпаторийско-Донузлавского региона следует все же прибавить и другие. Главная — отсутствие достоверной инвентаризации земель, что уже сегодня приводит к конфликтам из-за «нахлестов» выделенных участков. Кроме того, только у Евпатории есть на сегодня новый генплан застройки. Остальные территории продолжают практику хаотичного насаждения на побережье строений дачного типа. По принципу — где денежный застройщик пальцем покажет. «Мы — очень слабые маркетологи. К нам приходят — дайте землю, а тема номер один сегодня — жилье на продажу, потому что там в три раза больше навара получить можно, плюс рестораны. Это очень серьезный перекос в развитии территорий», — говорит А.Даниленко.

По словам же В.Тарасенко, после отмены указа о строительстве порта резко возросло количество желающих получить землю в этом регионе. Причем не обязательно под строительство жилья, а так, на всякий случай, который, впрочем, известен — для перепродажи самих участков, цены на которые продолжают расти, раздувая и без того богатый теневой рынок земли. Если наберете «Донузлав» в поисковой системе Интернета, убедитесь, что участки здесь, причем гектарами, продают и в Москве, и в Питере, и, как сообщила нам одна из читательниц «ЗН», предложения можно найти и на сайте израильских предпринимателей. Так что без наведения порядка в землепользовании не стоит ожидать серьезного инвестора.

Но все это — проблемы решаемые. Была бы политическая воля. Чья? В Крыму как известно, власть почти неделимо принадлежит Партии регионов. И как-то даже не фантастически выглядит картинка: нардеп Антон Пригодский, партийный куратор Крыма, пришедший из донецкого бизнеса, и крымский депутат Александр Мельник, проходящий по ряду уголовных дел об умышленном убийстве, руководят исполнительной дирекцией. Поэтому есть большой вопрос: какими полномочиями будет обладать эта дирекция, как будут защищены права и интересы громад и местных жителей, зарабатывающих на жизнь мелким и средним курортным бизнесом, который легко задавит большой капитал, имеющий поддержку властей.

Существенный момент — проходимость решений по программе в центре. Причем в разных ведомствах. Учитывая же, что курортами в стране по большому счету никто не занимается и отраслевой политики как таковой нет, встает проблема с дорогим, но устаревшим наследием. «Я очень осторожно отношусь к приватизации санаториев Минздрава, — говорит евпаторийский городской голова. — Как показывает жизнь, выживают сегодня те здравницы, которые имеют лечебную специализацию. Если мы пойдем по пути создания пансионатов и гостиниц — мы и конкуренцию не выдержим, и лечебную базу потеряем. С профсоюзной собственностью вообще беспредел. Боюсь, что движения вокруг грязелечебницы «Мойнаки» закончатся тем, что новые хозяева застроят территорию коттеджами. А там — 60 гектаров».

Общее же мнение собеседников — государство должно определить, сколько и какого профиля здравниц необходимо сохранить, остальные же — в интересах местных громад и в соответствии с концепцией развития Западного Крыма — должны быть выставлены на продажу.

Избежать всех этих проблем можно, конечно же, при строгом соблюдении прав громад, за которые, как показал опыт борьбы с кулуарным решением о строительстве портового комплекса, жители региона постоять умеют; максимальной прозрачности процесса, особенно касающихся земельных вопросов; при активной позиции общественных организаций и СМИ, способных компетентно контролировать действия властей с момента подготовки решений до их реализации. Почти рождественская сказка...

Но самое примечательное: если не жадничать, то места на золотых пляжах под ласковым евпаторийско-донузлавско-тарханкутским солнцем должно хватить всем. Самое чистое море — это здесь. И самое запущенное, необустроенное, местами порядком загаженное побережье — тоже здесь. Курортная целина, поднимать которую сегодня пока некому.