UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИЗНЕС В ЗАРОДЫШЕ

Когда на Тернопольщине начинают оценивать масштабы потерь периода украинской независимости, прежде всего речь идет о крупных предприятиях...

Автор: Роман Якель

Когда на Тернопольщине начинают оценивать масштабы потерь периода украинской независимости, прежде всего речь идет о крупных предприятиях. И в этом есть резон. Ведь только некоторые из бывших индустриальных гигантов края, как, например, ОАО «Ватра», «Текстерно», ныне делают шаги вперед, с огромными усилиями выходят на уровень прибыльности. Да, они остаются бюджетообразующими, однако население уже не рассматривает крупные предприятия в качестве перспективных работодателей. В свою очередь все больше поступлений в местные бюджеты дает мелкий и средний бизнес (физические и юридические лица с количеством работников до 50 лиц). Например, еще в 1999 году эта категория в Тернополе наполняла местную казну на 22—23%, а в 2002-м уже обеспечивала почти треть денежных вливаний. Даже в наиболее отсталых райцентрах области малое предпринимательство пополняет бюджет на 18—19%.

Да чего греха таить: рост предпринимательства сопровождается большими потугами, в который раз подтверждая, что черепаха никогда не догонит антилопу. В области с немногим более чем миллионным населением количество субъектов малого предпринимательства едва превышает четыре тысячи. Четыреста единиц среднегодового бизнесового прогресса, извините, прироста — это совсем немного.

О состоянии развития малого и среднего предпринимательства убедительно свидетельствует еще один показатель — количество малых предприятий в расчете на 10 тыс. жителей, который по результатам прошлого года приблизился к 34 «малышей» и «середняков». Тогда как в целом по Украине — 48! Тернопольщина занимает предпоследнее место среди всех регионов государства.

Снялся с якоря — и на мель

Регистрация собственного бизнеса в области уже перестала быть ключевой проблемой. Все регистрационные процедуры с открытием банковского счета включительно отнимают до двух недель. И хотя в Тернополе и райцентрах, в отличие от Ужгорода, Рогатина Ивано-Франковской области, Пустомытов на Львовщине, еще не действует принцип единого офиса, где чиновники из налоговой администрации, Пенсионного фонда, центра занятости и т.п. заседают вместе и максимально сокращают срок регистрации, большинство «неофитов» от малого бизнеса считают первые формальности божьей благодатью. Настоящие хождения по мукам начинаются, собственно, на старте строительства или реконструкции объекта предпринимательства.

Один из предпринимателей в поселке Подволочиске открыл современный секрет собственного «подъема»: уже само получение земельного участка под строительство небольшого торгового центра (магазин и кафе) и изготовление проекта официально обошлись ему почти в 1,5 тыс. долларов. Дальше идут различные экспертизы, из которых самая дорогая — комплексная государственная инвестиционная. А все разрешения, вплоть до приемки в эксплуатацию объекта государственной технической комиссией, тянут до 6 тыс. долларов, не считая затрат на собственно строительные роботы.

Но начало торговой деятельности — это еще полбеды. Вложить в торговлю или общественное питание до десяти тысяч долларов — не так уж и страшно, ведь они быстро окупятся. Намного труднее начинать производство: здесь нужны большие капиталовложения, которые начинают давать прибыль значительно позже. Общая тенденция довольно типична: из 130 действующих юридических лиц, зарегистрированных в Подволочиском районе, только более 50 занимаются производственной деятельностью (промышленность, строительство, транспортные услуги...).

Наемный труд не спешит выходить из тени

Когда предприниматель прошел все мытарства, он, казалось бы, становится для общества золотым, ведь, кроме всего прочего, нанимает работников. И можно предположить, многих избавляет от голодного существования. Вот здесь напрашивается яркое сравнение. Промышленные гиганты людей увольняют сотнями. Лишь в течение первых четырех месяцев 2003-го в центре занятости города Тернополя зарегистрировались и получили статус безработных почти полторы тысячи человек. Скажем, из ОАО «Текстерно» на улице оказались более 600 работников, два ОАО — «Ватра» и «Радиозавод «Орион» — отправили на рынок труда более 300 человек каждое. А предприниматели людей на работу все-таки берут! Статистика свидетельствует, что если в 2000 году бизнесмены—физлица заключили лишь 473 договора с наемными работниками, то в прошлом году они официально «договорились» уже почти с четырьмя тысячами. Но платить зарплаты, достойные человеческого существования, новые работодатели не спешат.

Красноречивый факт: в прошлом году среднемесячная заработная плата в сфере малого предпринимательства в области почти не отличалась от минимальной — 137 гривен. Это уже рекорд в Украине! По неофициальным данным, нанятым лицам некоторые местные работодатели прилагают к минимальному или близкому к нему жалованью еще 30—100 долларов в конвертах. Но даже частично легальную зарплату можно считать прогрессом. Ведь (опять-таки, неофициальные подсчеты!) по крайней мере половина бизнесменов нанимают людей нелегально и не платят с их зарплат никаких отчислений. А выявить «черных» работников очень сложно: налоговому инспектору во время проверки предприниматель обязательно объяснит, что неучтенное лицо зашло к нему случайно и не получает здесь ни копейки.

Ни для кого не секрет, что главная причина существования «тени» на рынке труда — слишком большие отчисления в Пенсионный фонд. Условия перехода на упрощенную систему налогообложения тоже не очень благоприятные. Ведь по действующему законодательству, физическое лицо — плательщик единого налога — не может нанимать более пяти работников. А если расширяет бизнес, то нужно умудриться не выйти за пределы дозволенного максимума.

Другой сдерживающий фактор — налоговая политика местных советов. Снова обратимся к опыту Подволочиска. Наполнять местный бюджет поселковый совет считает для себя святой обязанностью. Копеечку собирает, где только может. Резерв — это и торговые объекты, растущие прямо космическими темпами (смотрите-ка, в восьмитысячном поселке уже более 20 баров и ресторанов!), и рынок, где торгуют несколько сотен человек. Последний давно заявляет о себе как спасательный круг. Если в 1996 году поселковый рынок давал в бюджет только 10 тыс. гривен рыночного сбора, то в прошлом году поселковый совет получил уже 86 тыс. гривен, из которых 30 тыс. составляли рыночные услуги, предоставленные вновь образованным коммунальным предприятием.

Однако многие предприниматели считают, что изменение ставок некоторых местных налогов и сборов с выразительной тенденцией к росту может обернуться для бюджета поселка безжалостным бумерангом. Скажем, сумма фиксированной платы за патент для торговли на рынке в Подволочиске — весьма непостоянна. Если все спокойно, торговля с лотка в месяц стоит 50 гривен. Однако в ходе избирательной кампании-02 плата внезапно снижается до 40 гривен, а после выборов стремительно подскакивает до 70. Другая деталь: для торговцев на поселковом рынке нет дифференциации платы в зависимости от вида торговли, хотя этого не запрещает делать декрет Кабмина «О подоходном налоге с граждан».

На дешевые кредиты вся надежда

И все-таки самый большой тормоз в развитии местного предпринимательства — не налоговая политика, а кредитная поддержка, точнее — ее отсутствие. Банки в последние годы если и кредитуют малый бизнес, то на совершенно невыгодных для него условиях: все еще слишком высокие процентные ставки, в два-три раза заниженная стоимость залогового имущества. А долгосрочные ссуды на три-пять лет, наиболее необходимые для раскрутки, особенно производственной, — вообще редчайшее явление.

В областном бюджете-03 впервые были предусмотрены финансы для кредитования мелкого и среднего бизнеса. 200 тысяч гривен средств области плюс 130 тыс. от всех районов и 100 тыс. — от города Тернополя трудно назвать крупными суммами. Для сравнения: похожая программа кредитного обеспечения уже три года действует у соседей, на Ивано-Франковщине, однако там бюджетные ресурсы для мелкого бизнеса уже довели до полумиллиона гривен.

А Тернопольщина только начинает раскрутку в этом направлении. Совершенно недавно в области был создан отдельный фонд поддержки. Кредиты, которые будут выдаваться на срок от одного до двух лет, еще не являются долгосрочными. Но процентная ставка в 12% годовых немного утешает. Дополнительное преимущество для предпринимателя — гарантом возвращения кредита выступает областной фонд, что обеспечивает возможность оценки залога один к одному.

Однако кредиты смогут получить только бизнесмены, работающие в наиболее перспективных для области сферах, — производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, производстве строительных материалов из собственного сырья и собственно строительстве, туризме и рекреации, бытовом обслуживании населения. Ведь в самом деле, совершенно необязательно оказывать поддержку шоу-бизнесу, игровому бизнесу, торговле, то есть тем видам деятельности, которые развиваются более-менее успешно.

И кто же получает эти микрокредиты на сумму до 50 тыс. гривен?

Частное предприятие «Апис» в Бережанах уже стало лидером в производстве художественных изделий из стекла. Его продукцию узнают во многих европейских странах. Так почему же, имея достаточно оборотных средств, предприятие решило одолжить в банке 25 тыс. гривен? Оказывается, этим целевым кредитом надеются подстрелить сразу двух зайцев: на выгодных условиях приобрести некоторые виды оборудования и расширить производство, а также получить не меньшую дотацию из фонда занятости за трудоустройство десяти работников. Финансовый результат проекта обещает быть довольно убедительным: уже в первый год поступления в местные бюджеты от предприятия должны возрасти на 30 тыс. гривен.

В общем фонд преследует цель не только кредитовать отдельные предприятия, но и развивать всю инфраструктуру бизнеса. Поэтому в ближайшее время в области будет создан интернет-центр для предпринимателей всех районов, а также информационно-аналитический центр фермерства.

Однако... многие жители области даже слышать не хотят о бизнес-деятельности и не связывают с ней никаких надежд. Они потеряли веру в перспективы малого или даже среднего бизнеса на родине и уезжают на любую работу за рубеж. Только по официальной статистике, на малых предприятиях в области в прошлом году было задействовано 38 тыс. граждан, неофициальные данные эту цифру удваивают. Но ведь — неофициально — от 60 до 80 тыс. жителей области ныне находятся на заработках в других странах. Несмотря на многочисленные декларации о поддержке, создании условий для открытия собственного дела, эти тернопольцы для себя уже определились: лучше быть наемным работником там, нежели малым предпринимателем здесь.