UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЛОМУ АНГЕЛУ ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ

Последние события засвидетельствовали: стране еще долго доведется жить проблемами Чернобыля, а при их решении — полагаться в основном на собственные силы...

Автор: Надежда Гоцуенко
Городской голова Славутича Владимир Удовиченко: «Или мы будем «проедать» немногие оставшиеся «чернобыльские» средства, или город будет продолжать учиться их зарабатывать»

Последние события засвидетельствовали: стране еще долго доведется жить проблемами Чернобыля, а при их решении - полагаться в основном на собственные силы. В центре чернобыльских событий (тех трагических, что произошли 16 лет назад, и нынешних, последовавших за закрытием ЧАЭС) - два города, тесно связанных между собой. Покинутая Припять, находясь в зоне заражения, олицетворяет катастрофу, трагическое прошлое. Своеобразным противовесом городу-призраку стал выросший среди лесов Славутич, который иногда называют городом Белого Ангела. Здесь нашли прибежище специалисты-атомщики, многие припятчане и жители близлежащих сел.

С молодым городом связано будущее этих людей. Сама по себе жизнь славутчан, находящихся на переднем крае, экстремальна. Но действительность подбрасывает все новые сюрпризы, заставляет отвечать на все новые вызовы. В том числе и на последний: сможет ли город энергетиков выжить после закрытия ЧАЭС, которая обеспечивала их работой и социальными гарантиями?

Особая территория

Эти 7,5 квадратных километра - зона особая. В географическом плане - практически Черниговщина, эдакий анклав, административно относящийся к Киевской области. Здесь не раз можно примерить на себя народную мудрость: «до Бога высоко, до царя далеко». До Киева отсюда - 200 км, до Чернигова - 60, а до Чернобыля и того меньше - 50…

В Славутиче часто звучит слово «зона». Естественно было бы полагать, что речь идет о находящейся буквально рядом зоне радиационного заражения. Но оказывается, что чаще всего этим понятием обозначается специальная экономическая зона «Славутич». И знакомство с городом началось именно с нее.

СЭЗ - это 27 субъектов с инвестиционными проектами общей стоимостью 82058, 92 тыс. долларов. Славутчане гордятся тем, что, в отличие от других, их СЭЗ создавалась с нуля. Ведь город был ориентирован на обслуживание ЧАЭС и еще в 1998 году здесь имелось одно «промышленное» предприятие - хлебозавод. Конечно, город и нынче не назовешь промышленным гигантом. Но ведь надо же с чего-то начинать... Поэтому здесь и вырабатывают подходы для внедрения масштабных проектов.

А пока в сложившейся ситуации власти радуются любому инвестору, даже самым скромным вложениям. Взять, например, АО «Перспектива», специализирующееся на производстве и продаже канцтоваров. По словам заместителя директора Олега Хлебникова, выпуск ставших знаменитыми чуть ли не всю страну скрепок (многие не так давно с удивлением узнали, что эту мелочь приходилось импортировать из-за рубежа) - уже история. Сейчас предприятие выпускает более 100 видов канцтоваров: папки, ручки, лотки и прочие нужные вещи.

Инвестиции в первый проект, рассчитанный на пять лет, составили 200 тыс. долл. Но спрос превысил предложение, в результате уже на третий год здесь вышли на пятилетний показатель, создав 25 рабочих мест. Теперь готовятся к расширению производства в рамках второго проекта, который будет в меньшей степени зависеть от «пуповины» СЭЗ. А ведь это и есть стратегическая задача зоны, которую формулировал глава ее администрации Григорий Данилейко: «Когда льготы закончатся, инвесторы отсюда не уедут».

Найти свою нишу стремятся и другие предприятия. Многокрасочная широкоформатная печать, выполняемая на итальянском оборудовании стоимостью 1,5 млн. долл., дает возможность «одевать» отечественные конфеты, мороженое, масло, другие продукты в самые нарядные «одежки» от ЗАО «Еврофлекс». Сумма инвестиций в производство - около 2,5 млн. долларов, за год создано 70 рабочих мест.

По информации администрации СЭЗ, с начала реализации инвестиционных проектов сюда привлечено инвестиций на сумму более 91 млн. грн., завезено и смонтировано оборудование на 33 млн., закуплено сырья и материалов на 35 млн., создано без малого полтысячи новых рабочих мест. Словом, трудно даже представить, что было бы, если бы с 1999 года не начала активно действовать СЭЗ. Ее качественные показатели по сравнению с действующими в других городах, довольно высоки. На 1 декабря прошлого года сумма инвестиций на душу населения Славутича составила 683,4 доллара. Еще один, не менее красноречивый показатель. В расчете на каждого жителя города предприятиями реализовано продукции на 2,4 тыс. грн.

Гостям, интересующимся экономикой, непременно показывают «Агентство по развитию бизнеса» и его подразделение - «бизнес-инкубатор». Побывав здесь, убеждаешься: о столь активной поддержке начинающих бизнесменов повсеместно остается только мечтать. В практике реализации международных проектов в Славутиче удалось соединить несколько потоков международной поддержки - проект TACIS «Смягчение социальных последствий закрытия ЧАЭС» и пилотный проект USAID. Более 2,5 тыс. горожан занимаются бизнесом: производством, строительно-ремонтными работами, транспортными услугами, бытовой, научно-технической деятельностью, косметическими услугами, компьютерными, медицинскими и прочими.

Зона все не вытянет

В условиях СЭЗ - и это факт бесспорный - делается немало. Но даже при всей предпринимательской активности, наращивании инвестиций поднять все проблемы Славутича зона не в состоянии. Для становления новых производств, тем более наукоемких, требуется время, которого нет. Ведь необходимо уже сейчас обеспечивать выполнение на ЧАЭС такого рода работ, которые до них не производил никто в мире, при этом обеспечивать жизнедеятельность города, лишающегося средств от еще недавно единственного предприятия.

Изначально работа и отдача от СЭЗ планировалась в одном ключе, но ситуация резко изменилась в связи с решением о закрытии ЧАЭС. Как-никак, и по прошествии двух лет Славутич остается монопрофильным городом. Но еще в 1998-м на ЧАЭС работало 13 тыс. славутчан, сейчас - около 4 тыс. И - явная перспектива дальнейших сокращений.

Тем не менее, ЧАЭС по-прежнему выглядит в Славутиче тяжеловесом. Даже после ее закрытия 65 процентов поступлений в местный бюджет составляют отчисления от станции. Около двух третей трудоспособного населения города и по сей день обслуживают ее. Конечно, город готовился к событиям, которые неминуемо должны были привести к сокращению поступлений в городской бюджет, увеличению числа нуждающихся в новых рабочих местах. Однако все это произошло стремительно, раньше запланированного.

К тому же, предусмотренное госбюджетом финансирование работ на чернобыльской площадке, утвержденное на самом высоком уровне, было сорвано. По состоянию на 1 декабря 2002 года объемы недофинансирования по бюджетным программам составляют: по Министерству топлива и энергетики - 75,6 млн. грн., по Министерству чрезвычайных ситуаций - 21,2 млн. Создалась задолженность по зарплате персоналу ЧАЭС на сумму около 17 млн. грн., соответствующие службы зарегистрировали трудовой спор между коллективом и администрацией.

Все это не могло не сказаться на настроении горожан. В разговоре с корреспондентом «ЗН» городской голова Славутича Владимир Удовиченко сказал, что концы с концами свести довольно сложно, ведь продолжает сокращаться число работников не только ЧАЭС, но и строительных организаций, с ней сотрудничающих. Всем им надо найти рабочие места. А стоят они недешево. Есть соответствующая статистика: в условиях Славутича создание одного рабочего места обходится для предприятия в 190 тыс. гривен, для государства - в 27,3 тыс.

Поступления от ЧАЭС сокращались более быстрыми, чем предполагалось, темпами. И в результате возник дефицит городского бюджета на 2002 год - 8,6 млн. грн. А вот теперь запланированные госбюджетом-03 объемы финансирования программ по ЧАЭС и Славутичу значительно меньше в сравнении с реальными нуждами. О каких дополнительных социальных программах можно говорить?

В мэрии не скрывают, что больших расходов потребовала ускоренная передача в коммунальную собственность города социальной инфраструктуры. Но ее содержание требует дополнительных средств, которых в местном бюджете нет. Да и вообще, слишком уж много имеется вопросов городской жизни, против которых приходится ставить пометку «недофинансирование». Из госбюджета так и не поступило 0,5 млн. грн. для реконструкции канализационно-очистных сооружений. Несмотря на высочайшие заверения, в госказне так и не нашлось 0,5 млн. для введения в эксплуатацию жилого дома для переселения в город 85 семей из села Лесное. 1,45 млн. грн. составило недофинансирование медико-санитарной части. Не начато финансирование центра медико-педагогической реабилитации детей-инвалидов…

Ахиллесова пята - социалка

Чем дальше уходит в прошлое трагедия 1986-го, тем больше разговоров, что стране не по карману расходы на социальные выплаты и гарантии пострадавшим от катастрофы. Симптомы короткой памяти по отношению к бедам ликвидаторов и жертв катастрофы проявляются не только в недофинансировании чернобыльских программ 2002 года. Они сказались на чернобыльских статьях госбюджета-03.

К двухлетию решения о закрытии ЧАЭС в Славутиче состоялись депутатские слушания, посвященные возникшим социально-экономическим проблемам. Понимая, что выводящееся из эксплуатации предприятие все меньше может участвовать в решении проблем города, наши чиновники вынуждены четко определяться: что в этих условиях может сделать станция, а что - областные и центральные органы?

Когда-то большие возможности ЧАЭС в плане соцобеспечения Славутича стали более чем скромными. В частности, достоянием гласности являются такие цифры: к октябрю ЧАЭС должна была получить на свой счет 228 млн. грн., а фактически получила лишь 125. Их хватило только на зарплату работникам, оплату по обязательствам прошлого года да оплату энергоносителей. Выкроить на социальные нужды мало что удалось.

Конечно, Славутичу помогают. Вот не так давно область выделила 4 млн. грн. Большие надежды связывают здесь с декабрьским посещением города премьер-министром Виктором Януковичем. Хотя правительством и не предусмотрено существенного увеличения финансирования программ минимизации последствий аварии на ЧАЭС в 2003 году, славутчане все же надеются на коррективы. В частности, чтобы больше оставалось на месте тех средств, которые зарабатывают предприятия, в том числе субъекты СЭЗ.

«Головной болью» Славутича остается проблема наиболее незащищенной категории населения, людей, которым мы многим обязаны. Ибо нет в Украине точки на карте, где бы было сконцентрировано такое количество ликвидаторов и жертв катастрофы. Из 25 тыс. населения 21 тыс. имеет статус ликвидаторов последствий чернобыльской аварии. Им, в соответствии с действующим законодательством, положены льготы. Но государство проводит выплаты нерегулярно. На 1 декабря задолженность госбюджета перед жителями города по финансированию этих льгот составила 4,2 млн. грн. В этой сумме - и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (около 1 млн. грн.). Последнее особо сказывается на условиях городской жизни. В результате молодой город в разгар зимы остается без горячей воды, а временами и без холодной…

Наверное, можно примириться с бытовыми неурядицами. Неизмеримо сложнее пережить холод одиночества и ненужности. Автору этих строк довелось встретиться с председателем профсоюза неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию до закрытия ЧАЭС, Лидией Владимировной Климовой, которая поведала о горестях 470 ветеранов. О том, как при действующей ЧАЭС они получали помощь в приобретении лекарств, оплате коммунальных услуг, лечении («только онкобольным нужно минимум 4 тыс. в год, а где их взять пенсионеру?»). О том, что 373 бывших работника ЧАЭС, вопреки сложившемуся мнению, будто чернобыльцы - обеспеченные люди, получают пенсию ниже прожиточного минимума.

О себе Лидия Владимировна рассказала, что получает 200 грн. пенсии, из которых аж 5 грн 20 коп. - как ликвидатор аварии. Подобные доходы - у многих ее товарищей. Отсюда и жалкие профвзносы - по 20 коп., отсюда и сбор «с шапкой по кругу» на похороны - кто сколько может…

Энергия оптимизма

Своим рождением и развитием Славутич многое уже доказал стране и миру. С недавних пор предстоит доказать, пожалуй, главное - что город-спутник ЧАЭС сможет и после ее закрытия жить полноценной жизнью, сохранить свое лицо. Всего 15 лет назад родившись как город атомщиков, Славутич очень хочет стать городом производителей наукоемкой продукции со своими высшими и средними учебными заведениями. Конечно, с той поры, когда было принято решение о закрытии ЧАЭС, ему живется значительно труднее. Славутчане не исключают, что может стать еще хуже. Но тем не менее и сейчас излучают неистребимую энергию оптимизма, столь характерную для среды, в которой преобладает молодежь.

Средний возраст жителей - всего 29 лет. А рождаемость в два с небольшим раза превышает смертность. Не так давно здесь отметили маленький праздник - со дня открытия родильного дома (а было это летом 1989 года) количество рожденных юных славутчан перешагнуло 4 тыс. Более 600 первоклассников пришли в четыре средние школы, число выпускников достигает 700...

Все это не может не сказаться на общей атмосфере. Показательно, что в дискуссиях депутатов горсовета принимают участие и представители молодежи, пока не наделенные властью. Дело в том, что в Славутиче по инициативе городского головы создан молодежный совет города. Депутаты работают вместе со студентами и старшеклассникам, которых молодежная община города делегировала для обучения азам самоуправления и защиты своих интересов.

Таких юношей и девушек 40. Под свою опеку они взяли вопросы трудоустройства, здорового способа жизни, досуга. Не без участия молодежного совета в городе введены самые неожиданные новации. Скажем, порядок, когда каждому выпускнику общеобразовательной школы, студенту вуза обязательно гарантируется первое рабочее место. В 2001 году на учете координационного совета по проблемам молодежи под руководством мэра города Владимира Удовиченко пребывало 76 несовершеннолетних, 31 из которых были трудоустроены с помощью центра занятости, в том числе 22 - на забронированные места.

Молодежь повела борьбу за чистоту города, применив при этом ряд нетрадиционных мер. Скажем, не так давно состоялась необычная выставка. Местные умельцы демонстрировали поделки из того, что было мусором. Начавшись как эксперимент, такой порядок закрепился и как нельзя более позитивно отражается на жизни города.

Там же, на сессии, довелось наблюдать некоторый всплеск недовольства - мол, мэр чересчур уж много внимания уделяет молодым. На что Владимир Удовиченко тут же отреагировал: «Ситуация представляет нам два пути: или мы будем «проедать» немногие оставшиеся «чернобыльские» средства, или город будет продолжать учиться их зарабатывать. В последнем случае слово - за молодыми, которые очень быстро повзрослеют». Добавить тут нечего…