Миллионный город, претендующий на звание европейского, нынче все больше напоминает глухую провинцию с островками благополучия. Блеск и нищета видны повсюду, как и беспомощность властей. Красивая, уютная Дерибасовская и серые, неприглядные кварталы Лузановки, чуть ли не утопающей в отхожих стоках. Красивые особняки и ветхие жилые дома, разрушающиеся буквально на глазах и шокирующие тем, что их хозяева оказываются со своими оставшимися пожитками на улице. Богатые магазины и нищие старушки у входа, просящие милостыню. Шикарные иномарки и грязные оборванные дети, выпрашивающие на дорогах у водителей копейку на пропитание. Ухоженные тротуары и разбитые дороги... Но что могут городские власти?
Получив огромные права и полномочия для выполнения как своих, местных, так и государственных функций, они, похоже, не в силах справиться ни с теми, ни с другими. Городская казна настолько скудна, что денег не хватает ни на поддержание социальной сферы, ни своей, коммунальной. Не говоря уже о развитии города и финансировании сугубо городских программ. Более того, с каждым годом казна все уменьшается и уменьшается.
В нынешнем году бюджет миллионного города составит чуть более 200 млн. гривен. В прошлом он равнялся 214,9 млн. грн. (с учетом энергосубвенций — 286 млн.). Это почти в восемь раз меньше бюджета Киева. Этих средств, по заявлению заместителя городского головы Одессы Алексея Косьмина, даже не хватит, чтобы выплатить бюджетникам зарплату, заплатить за энергоносители, питание, медикаменты. То есть профинансировать защищенные статьи, обязательные для включения в бюджет.
Если взять здравоохранение, то на его финансирование необходимо 105 млн. грн. А если прибавить к ним капремонт, программы по СПИДу, сахарному диабету, наркомании, то понадобится еще 24 млн. грн. На все про все город, согласно контрольным цифрам облфинуправления, получит 48 млн. грн., что составит 36,3% от минимальных потребностей. И это самый высокий процент.
На образование, к примеру, закладывается 33,4% от потребностей; на социальную защиту — 25,9%, а с учетом задолженности — 11,5%, на нужды культуры — 11%, на молодежные программы еще меньше — 8,8%, и так далее.
«Чтобы прожить нормально год, — говорит А.Косьмин, — и заплатить долги, а на 1 января 2000 года они составляют 225 млн. грн., Одессе необходимо 709 млн. грн.»
Денег таких нет. Руководство города считает, что в этом году государство оставило Одессу один на один не только с ее собственными проблемами (с ними бы она еще справилась), но и государственными тоже. Делегируя местным органам самоуправления целый ряд своих полномочий (по финансированию здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежных программ), держава эти полномочия никак финансово не подкрепила. Если раньше она только урезала нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов, то в этом году забрала весь налог на прибыль и акцизный сбор, ни оставив городам ни одного процента.
Правда, по закону о бюджете на 2000 год Минфин распорядился, чтобы не менее 40% подоходного налога с граждан, который остается полностью в регионах, зачислялся в бюджеты городов. По Одессе это приблизительно 62 млн. гривен. «Но этих денег мы все равно не получим, — говорит Косьмин». Дело в том, что Минфин разрешил областям изымать у городов средства, если не будет хватать сельским районам. Районам, разумеется, не хватило, поскольку обижены не только города, но регионы в целом. В связи с этим Одесская область для сбалансирования местных бюджетов намерена забрать у Одессы 65,9 млн. гривен.
По сути говоря, держава не оставила Одессе от общегосударственных налогов и сборов, собираемых на ее территории, ни копейки. 7 млн., доставшиеся ей из той мизерной госдотации, которая перепала Одесской области (25 млн. грн.), — погоды не делают. Между тем, четвертая часть бюджета Одессы — это зарплата работникам социальной сферы. «Но учителя и медики — это лишь незначительная часть населения, — говорит А.Косьмин. — Как быть с остальными жителями, которые вынуждены ездить по разбитым дорогам, ходить по неосвещенным улицам, жить в разрушающихся домах, подниматься пешком на 16-й этаж и так далее?»
В этом году на содержание жилищно-коммунального хозяйства, согласно контрольным цифрам облфинуправления, закладывается всего 8 млн. грн., тогда как только на капремонт ежегодно требуется порядка 30 млн. Как быть? «В центре города в аварийном состоянии свыше 100 жилых домов, — говорит А.Косьмин. — Ветхость зданий — это настоящая беда. В любой момент они могут рухнуть, что и происходит буквально у всех на глазах. Люди, оставшись без крова, вынуждены ютиться, где придется. Часть живет в гостиницах». Для решения этой проблемы в прошлом году город сумел найти средства на строительство двух домов. Один из них даже был введен в эксплуатацию. Теперь для завершения второго необходимо свыше 3 млн.
Словом, руководство города поставлено в такие бюджетные рамки, когда вынуждено делить два яблока на троих. Неудивительно, что сегодня Одесса задолжала учителям и медикам зарплату за два месяца. И как пояснил А.Косьмин, пока что не может сократить этот разрыв. Город должен после зимы хоть как-то привести в порядок дороги. И регулярно платить за энергоносители, иначе весь город может остаться без света и тепла. Ведь если к долгам населения прибавятся еще и бюджетные, то оплата будет настолько низкой, что тут же скажется на лимитах для области и города, которые и без того не высоки.
Но самое страшное то, что делить сегодня приходится между нищими и очень нищими, между детьми и стариками. В итоге вне казны, судя по контрольным цифрам облфинуправления, остаются детские дома семейного типа (хотя им необходимо в год всего 120 тыс. грн., два приюта для несовершеннолетних детей (на содержание которых требуется 767 тыс. грн.) Приюты были организованы в прошлом году. Но один из них так до сих пор и не открылся. Детям выделили аварийное помещение, но денег на ремонт не нашлось.
В последнее время, как результат повального обнищания населения, резко возросло количество семей, обращающихся за субсидиями. Их число буквально за один месяц — с декабря по январь, подскочило в 1,5 раза. Однако, несмотря на столь красноречивые данные, в этом году статья расходов на субсидии должна «похудеть» на 4 млн. грн. В Одессе за последний год в 3,7 раза выросло число одиноких стариков. Вместе с тем, средства на содержание территориальных центров социальной помощи престарелым гражданам в этом году урезаны на 7 млн. грн. Это при том, что остались долги за прошлый год. Город пытается организовывать для них бесплатное питание, продовольственные пайки, помочь с ремонтом бытовой техники, со стиркой белья, похоронами. В этом году в связи с повышением цены на хлеб им предоставлена компенсация. Но всего этого, конечно, недостаточно.
Однако беда в том, что в Одессе нынче живется плохо не только малоимущим. Вот уже скоро месяц как в Одессе отключили горячую воду. До лучших времен. Всем: кто платит и кто не платит. Ее дают только по выходным. Но в эти «банные» дни (из-за большого ее расходования, то ли по иным причинам) в квартирах ее практически нет. Отключения света на два, три, четыре и более часов и погружение целых микрорайонов в темноту может происходить неожиданно, безо всякого предупреждения; и тогда исчезает уже всякая вода, а в домах, где установлены электроплиты, заодно и сама возможность приготовить пищу. Одесситов, по большому счету, мало волнуют хитросплетения на рынке энергоносителей. Если в городе нет света, воды, газа или растут цены — виноваты местные власти. Население не желает вникать во все тонкости бюджетного процесса, что и откуда финансируется. Они выбирали власть в городе, и власть им должна обеспечить нормальные условия для жизни.
Но в целом Одесса, конечно, духом не падает. Она решила проводить у себя фестивали чуть ли ни круглый год, как в Каннах. И на этом зарабатывает деньги. Начала с Юморины. Правда, непонятно, как можно рассчитывать на массовые праздники с платными мероприятиями в городе, если рядовому одесситу они не по карману. Сейчас, после очередного повышения цен на хлеб (уже в третий раз за последние месяцы), тема хлеба затмила тему зрелищ. Но дело даже не в этом. Непонятно, как при таком суровом одесском быте в город хлынут отдыхающие. Правда, нынешняя власть, все время твердившая о подъеме в городе промышленности как приоритетном направлении, в этом году заговорила о желании всерьез взяться за возрождение былой славы «жемчужины у моря», чтобы летом население Одессы, как в былые времена, увеличивалось за счет отдыхающих в два раза. Однако, если привести в порядок пляжи и обновить песок властям еще под силу, то сделать море чистым — стоит денег, и немалых. Что море, если создание элементарных бытовых условий — трудноразрешимая задача.
По мнению А.Косьмина, до тех пор, пока в нашем государстве вся бюджетная политика будет сводиться к макроуровню, интересы отдельных территорий всегда будут учитываться в самую последнюю очередь. Хотя, если государство заботится о своих гражданах, то ясно, что все граждане страны живут в селах, поселках, городах, то есть на конкретной территории, поэтому с нее и следует начинать формировать бюджет, а не наоборот.