Мэр Алчевска Владимир Чуб |
На привычного к архитектурным красотам жителя столицы индустриальный Алчевск производит впечатление чего-то грубоватого и приземленного: «совковые» квадратные коробки административных зданий, кубики панельных типовых многоэтажек и преобладание серого цвета могут доставить эстетическое удовольствие только тонким ценителям урбанистического пейзажа. В этот пейзаж органично вписываются маячащие на горизонте терриконы и трубы металлургического комбината. А церковь, сверкающая белыми стенами и позолотой крестов, выглядит вызывающе роскошной на фоне унылого бетона…
Слово «Алчевск» из названия 120-тысячного города в Луганской области давно превратилось в имя нарицательное. «Вся страна превратится в Алчевск», — пугал народных депутатов вице-премьер Владимир Рыбак, требуя от парламента отменить мораторий на повышение коммунальных тарифов. «Перезимовать без Алчевска!» — солидно стучит кулаком по столу премьер Виктор Янукович, определяя первоочередную задачу отечественному теплокоммунэнерго. В современной системе социальной мифологии для жителей Украины Алчевск может стать тем же, чем был для древних германцев Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший еще до начала сотворения мира. Или для наших предков-славян Навь — страна вечного льда, где царили Чернобог и Мара, богиня смерти. Не исключено, что через несколько лет какой-нибудь режиссер вдохновится идеей снять очередную антиутопию по мотивам событий, происшедших в этом городе (и не в нем одном) прошлой зимой.
Сами жители города всеми силами пытаются забыть кошмар, который им пришлось пережить, и искренне недоумевают, наблюдая непрекращающийся ажиотаж вокруг своей малой родины. Местные власти, по словам городского головы Алчевска Владимира Чуба, сделали все, чтобы следующий отопительный сезон прошел без сбоев. Сейчас местный градоначальник достаточно уверенно прогнозирует: зимой жители не замерзнут, система теплоснабжения будет работать стабильно. Хотя и признает, что «ситуация остается сложной».
Причем роль центральной власти в решении проблем жизнеобеспечения города В.Чуб оценивает скептически. После аварии экспертная группа, изучив ситуацию, вынесла свое решение — на полную ликвидацию необходимо 33,5 млн. грн. Тогдашний министр МЧС Виктор Балога пообещал, что «Алчевску будет выделено столько средств, сколько необходимо». Недавно областные власти озвучили сумму выделенных государством средств — 22,5 млн. грн.
Мэр, со своей стороны, утверждает, что картина несколько иная. На сегодняшний день выделено и освоено 12,5 млн. грн. Где-то по дороге из Киева «застряли» еще 3,5 млн. грн. из резервного фонда. Предыдущий состав Кабмина так и не принял уже подготовленное правительственной комиссией постановление о выделении этих денег, а у новой власти до него еще руки не дошли.
Кроме того, помощь подразделений «Укрзалізниці» в ликвидации аварий, а также в организации перевозки детей из замерзшего города в теплый Крым оценивается еще в 9,7 млн. грн. Однако после того, как шумиха улеглась и последствия аварии были устранены, железнодорожное ведомство потребовало от местной власти деньги за свои услуги. «Нужно понимать, в какой ситуации это все происходило, какая была психологическая нагрузка. Решение принималось по ситуации. В городском бюджете эти деньги не были запланированы, их неоткуда было брать. Когда чиновники потом начали подводить итоги, то сказали, что это было сделано неправильно», — отметил алчевский мэр.
Как пояснили представители «Укрзалізниці», железнодорожное ведомство участвовало в ликвидации последствий аварии на основании распоряжения Кабмина от 9 февраля. Второй и третий пункты этого распоряжения предписывали «Укрзалізниці» обеспечить выполнение аварийно-восстановительных работ и перевозку детей в оздоровительные лагеря. Последний, девятый, пункт предписывал Луганской ОГА, Минфину, Минэкономики и МЧС обеспечить финансирование работ в полном объеме. Договоры на выполнение работ были заключены с отделом капитального строительства Алчевского горсовета. С него потом и спрос был. Вопрос, почему соответствующие государственные структуры не перевели на счета горсовета необходимые суммы, «Укрзалізницю», честно говоря, не интересовал.
Осуществить ремонт за свои средства железнодорожная компания также не могла, потому что тут же попадала под статью о нецелевом расходовании средств. В годовом финансовом плане предприятия строки о выделении каких-либо сумм на ликвидацию аварии в Алчевске не было и быть не могло.
Кстати, Луганская ОГА за перевозку детей аккуратно рассчиталась. На Алчевском горсовете до сих пор «висит» задолженность по этим договорам, которая сейчас, по словам местной власти, уже взыскивается по решению судов.
Также мэр Алчевска отметает выдвинутые ранее обвинения в нецелевом использовании средств. «Руководство КРУ информировало, похоже, не совсем точно. Проверили деятельность горисполкома за 2003—2005 годы, а нашли несколько неправильных бухгалтерских проводок. Но к деньгам, выделенным на ликвидацию аварии, это не имеет никакого отношения», — считает Владимир Чуб.
В Украине «гениальности» чиновничьего аппарата уже устали удивляться, но во время катастрофы в Алчевске бюрократы, ведающие распределением финансов, вновь дали пищу для шуток и анекдотов о себе. Не дошедшие до города 3,5 млн. грн. из резервного фонда выделялись… на ремонт объектов и участков теплотрасс, на которых произошла авария!
Сразу же после выборов в марте этого года команда нового мэра, осмотрев доставшееся в наследство городское хозяйство, поняла, что бюджет города обновление потрепанной экстремальной зимовкой коммунальной инфраструктуры не потянет. На государство надежды также было мало, поэтому В.Чуб пошел с челобитной к руководству градообразующих предприятий — металлургического комбината и коксохимзавода. Промышленники оказались более сговорчивы и взяли на себя часть расходов по подготовке Алчевска к следующей зиме.
Администрация коксохимического завода выделила двадцать укомплектованных оборудованием и необходимыми материалами бригад для ремонта жилых домов. Примерно столько же своих бригад отрядили для приведения в порядок жилого фонда коммунальные предприятия города. Корпорация ИСД, собственник Алчевского меткомбината, также выделила городу немного денег на ремонт кровель. Готовность жилых домов к зимнему сезону местные власти оценивают как высокую.
От предложенной президентом полной децентрализации системы теплоснабжения города руководство «Алчевсктеплокоммунэнерго» (АТКЭ), подумав, решило отказаться. «Мы не отказываемся от идеи централизованного теплоснабжения. На наш взгляд, это наиболее эффективная система», — считает главный инженер АТКЭ Евгений Коваленко. Всего в городе 26 котельных, но большая часть домов — 667 из 856 — отапливается двумя самыми крупными, печально известными на всю страну «Восточной» и «Заводской». Остальные греют либо один объект социальной сферы (школу, детский сад или больницу), либо небольшой квартал.
Проблемы с котельными обострились еще в 1995 году, в момент финансового кризиса градообразующих предприятий. Тогда на «Заводской» пришлось остановить бойлерную. Причина остановки для нашей тепловой энергетики банальная — полный физический износ. На этой котельной остался в работе всего один котел, поэтому подавать тепло в прежних объемах «Заводская» уже не могла. Пришлось увеличить нагрузку на «Восточную». Чтобы доставить тепло до дальних точек и справиться с дополнительной нагрузкой, специалистам местного теплокоммунэнерго пришлось поднять давление в системе на 3—4 атмосферы выше нормы и в таком режиме эти две котельные работали все эти годы, пока не пришла беда.
Запорная арматура держалась долго, но все-таки не выдержала, и 22 января магистральная теплотрасса, по которой теплоноситель доходил в дома жителей Алчевска из-за городской черты, лопнула. Как назло, вслед за сетями отказали также изношенные до предела линии электроснабжения второй котельной, на которой почему-то не оказалось резервного ввода. Город остался без тепла как раз в тот момент, когда термометр за окном показывал больше тридцати градусов мороза. Банальная, казалось бы, авария превратилась в национальную катастрофу.
Напомним, 29 сентября прокуратура Луганской области передала в суд уголовное дело на руководство «Алчевсктеплокоммунэнерго». Следователи сочли, что в случившемся виноват Евгений Коваленко, который тогда исполнял обязанности директора теплоснабжающего предприятия города. Пока Е.Коваленко продолжает работать на своем месте, и его дальнейшую судьбу определит суд.
Сегодня местные коммунальщики вынуждены развернуть программу масштабной реконструкции теплового хозяйства города. Из госбюджета на 2007 год город попросил субвенцию в 20 млн. грн. на строительство трех небольших котельных, которые должны разгрузить «Восточную» и нормализовать гидравлический режим городских тепловых сетей. Но не более того, в целом система теплоснабжения Алчевска останется централизованной.
Несмотря на то, что государственные деньги до города так и не дошли, за счет городского бюджета заменили 40 метров пострадавшей прошлой зимой магистральной теплотрассы (за счет резервного фонда планировалось заменить 250 метров) и подлатать другие аварийно опасные участки. Сами котельные серьезно модернизировали. Причем из бюджета города были профинансированы работы на котельной «Восточная», а меткомбинат полностью взял на себя финансирование ремонта «Заводской».
На «Заводской», осмотрев сильно поржавевшее оборудование, решили менять все полностью. Сейчас там заканчивается монтаж нового котла ПТВМ-100 весом 92 тонны. Такое оборудование не относится к новейшим разработкам, но работает достаточно эффективно, с КПД около 90%. На этой котельной наконец-то появится пресловутый АВР — резервный ввод электропитания. К тому же котельная сможет потреблять в качестве топлива как природный газ, так и коксовый. Специалисты утверждают, что цена коксового газа сейчас в четыре-пять раз меньше и колеблется в пределах 90—120 грн. за тысячу кубометров. Кроме того, есть надежда, что с появлением в городе нового потребителя коксовый газ еще и подешевеет. «А еще этот газ относится к отходам производства, и меткомбинат не очень расстроится, если мы за него не заплатим», — описал дополнительные преимущества альтернативного топлива Е.Коваленко.
На второй котельной — «Восточной» — один котел также требует ремонта, но, по оценке специалистов, «должен работать». Второй котел уже отремонтирован.
У местного теплокоммунэнерго те же проблемы, что и у других предприятий отрасли. В коммунальных службах серьезный кадровый голод, потому что заработная плата здесь на треть ниже средней по городу, да еще и выплачивает не вовремя: в конце сентября некоторые работники еще ждут зарплаты за август. АТКЭ никак не может расплатиться за энергоносители, задолжав 3 млн. грн. компании «Газ-Тепло» и 1,8 млн. грн. — ДК «Газ Украины». Со своей стороны, жители Алчевска задолжали за коммунальные услуги более 22 млн. грн. В городе запланировано повышение тарифа. Не исключено, что в новом отопительном сезоне обогрев помещения будет стоить 4,7 грн. за квадратный метр, но плата будет взиматься только в сезон.
Перебои с теплом вполне закономерно спровоцировали рост желающих обзавестись системами индивидуального отопления. Как пояснил заместитель мэра по коммунальному хозяйству Владимир Тихонов, ранее местные власти эту тенденцию частично ограничивали. Это наблюдается во многих регионах, в том числе из-за лоббирования запрета на индивидуальное отопление предприятиями теплокоммунэнерго, которые начинают массово терять потребителей. В Алчевске городской исполком разрешал устанавливать газовые котлы только в старой части города, построенной в основном в начале 50-х прошлого века. «Сталинки» изначально были оборудованы печным отоплением, но позже были подключены к котельной «Заводская». Тем не менее там остались дымоходы, в которые можно выводить продукты сгорания газа в системах индивидуального отопления. В более новых панельных домах отводить продукты сгорания (в основном, оксиды азота) можно только на внешнюю стену дома, под окна соседям. Но после аварии городские власти вынуждены были дать «зеленый свет» всем желающим, чем не преминули воспользоваться мерзнущие жители и компания «Газ-Тепло».
По данным городских властей, компания установила в алчевских квартирах более 1900 систем индивидуального отопления. Представители ГП «Газ-Тепло» настаивают на цифре 1733, и еще две системы находятся в процессе монтажа. Всего в городе установлены 3674 индивидуальных газовых котла.
До алчевских событий удовольствие в виде «карманной теплосети» обходилось почти в 6,7 тыс. грн. для двухкомнатной квартиры и порядка 8,7 тыс. грн. — для трехкомнатной. После аварии цены резко подскочили, и предприятие «Газ-Тепло» устанавливало котлы в трехкомнатную квартиру за 10,5 тыс. грн. с рассрочкой платежа на пять лет. Специалисты считают, что частная компания сделала бы то же самое гривен на 500—700 дешевле. В самой компании сообщили, что новых котлов в Алчевске ставить больше не будут. Более того, новое руководство начало масштабную ревизию деятельности предприятия во время алчевских событий, потому как подозревает, что часть упреков и обвинений в не совсем прозрачной ценовой политике были обоснованными. Да что там говорить. Местные жители пожаловались корреспонденту «ЗН», что даже предприимчивые слесари из ЖЭКа пытались содрать деньги с жильцов квартир, куда приходили «бесплатно» менять лопнувшие прошлой зимой батареи.
Первые последствия плодотворной деятельности компании «Газ-Тепло» уже на лицо. В коммунальный отдел местного исполкома стали приходить заявления от пенсионеров и астматиков, которые жалуются, что им «тяжело дышится» по соседству с квартирами, оборудованными системами индивидуального отопления. Специалисты мрачно предрекают, что в дальнейшем таких жалоб будет еще больше, потому что по мере износа котлов количество выбрасываемых в форточки соседям вредных продуктов сгорания будет увеличиваться. Виной тому, по мнению Владимира Тихонова, не совсем качественное и не предназначенное для установки в стандартных панельных многоэтажках оборудование.
Жители города парадно-выходным отчетам властей, видимо, в полной мере не доверяют: на всякий случай достают из чуланов теплые шубы и пальто (в которых, по их словам, прошлой зимой приходилось даже спать) и активно мастерят самодельные электронагреватели. Самая простая конструкция — кусок бетонной трубы с намотанной сверху пружиной.
Но Алчевск может повториться где угодно, поскольку в других городах коммунальное хозяйство также влачит жалкое существование и латает дыры, даже не мечтая о масштабной замене труб и насосов, которые помнят еще товарища Сталина. В прошлом году в Донецке отвезли в музей крышку канализационного люка с клеймом «Сталиноводоканал.1932». А трубы — ровесники люка — так и остались под землей…