— Да кто вам скажет, покупают эти вещи или нет? Даже если бы они совсем не продавались, я бы говорила, что их просто из рук вырывают! — такой воинственной фразой встретила мои попытки узнать, пользуются ли спросом в нашем городе разрисованные и пестрые маечки-футболочки по цене 200—250 гривен, молодая и стильная хозяйка только что открытого в Кировограде небольшого магазинчика «Евромода». О нем я узнала случайно, переключая телеканалы и попав на рекламу: коллеги из Кировоградской областной гостелерадиокомпании брали интервью у местных студенток, которые расхваливали этот магазинчик, предлагающий, по их мнению, замечательные и модные вещи. Не знаю, как для студенток, а для рядового кировоградца с его средней зарплатой, едва превышающей сто долларов (среднеобластной показатель за первое полугодие — 552 гривни 38 копеек), это торговое заведение с действительно симпатичной одеждой дороговато.
— О чем вы говорите, — не перестает возмущаться хозяйка «Евромоды», — это же вещи из самой Италии! Там люди умеют делать! Их самая простая маечка не меньше ста евро стоит!
И в самом деле умеют. И не только в Италии. За несколько сот метров от «Евромоды» уже около полугода привлекает яркой вывеской магазин готовой одежды «Манго». На квартал выше, где еще недавно размещался грязноватый пивбар, сейчас сияет витринами Sela, где продают трикотаж и швейные изделия, произведенные в Азии, в основном в Китае.
Собственно, на этом можно было бы и поставить точку, если бы еще через квартал оттуда не находилась фабрика, поставляющая швейные изделия в 17 стран Европы, правда, на этикетках не значится ее название — «Зорянка».
Отрасль с женским лицом
Эта средняя по своим размерам фабрика когда-то относилась к одному из крупнейших швейных объединений соответствующего главка Минлегпрома УССР. Шила немного спецодежду, а в основном женские пальто, которые серыми косяками висели в советских универмагах и о качестве и разнообразии ассортимента которых придумано огромное количество анекдотов, но и их как корова языком слизала в конце перестройки, когда серьезно пошатнулась мощь тогдашнего «деревянного» рубля.
Вскоре после этого было ликвидировано и само министерство, а фабрика, получившая романтическое название «Зорянка», осталась практически никому не нужной. Не принесла ожидаемого облегчения и приватизация: контрольный пакет акций нынешнего ОАО оказался вне коллектива, а 35 владельцев, распыленных в 21 области Украины, не стали ни надеждой, ни опорой предприятия. Правда, среди них, очевидно, немалым пакетом владеет кто-то из окружения Ющенко (поговаривают, что это Александр Третьяков, хотя руководство фабрики предпочитает об этом не говорить), поскольку во время избирательной кампании и областной, и городской штабы кандидата в президенты Виктора Ющенко размещались именно на фабрике, в частности и в открытом за несколько лет до этого единственном в городе магазине «Зорянки». Очевидно, с победой работники фабрики больше чем кто-либо надеялись на серьезное улучшение положения в легкой промышленности.
В свое время «Зорянка», собственно, выжила — и этого не скрывает заместитель кировоградского городского головы, начальник управления экономики горисполкома Елена Осауленко — благодаря настойчивости и неравнодушию директора, нынче председателя правления ОАО, заслуженного работника промышленности Украины Владимира Курбатова. Через два года он сможет отметить полувековой юбилей работы на этом предприятии. Здесь работали его родители, брат и сестра. Поэтому смотреть спокойно, как умирает «Зорянка», он не мог.
— Семь-восемь месяцев меня не было в Кировограде, — рассказывает Владимир Ильич. — Мотался по городам и весям, искал, кто бы дал нам работу. Первым нашим заказчиком стала немецкая фирма Heko.
Уже тогда стало понятно, что работать смогут только по давальческой схеме, ведь оборотных средств практически не было. Сначала выполняли простую работу: шили женские блузоны. Но чтобы не терять заказчика, да и находить новых, старое оборудование нужно было как можно быстрее заменить. За счет чего? О кредитах при тогдашних процентных ставках (да и сейчас они для предприятия неподъемные) и речи не было. Оставались только те копейки, которые удавалось заработать, и желание западных фирм продвигать на наш рынок свою технику, оплату за которую они согласны были получать постепенно.
И коллектив принял героическое решение: несколько месяцев работать без заработной платы, но не дать фабрике умереть. Тогда купили одну дублирующую установку, чуть позже четыре гладильные. На протяжении десяти лет постоянно продолжается технологическое обновление — от швейных машин до компьютерного управления процессом раскроя. Разумеется, переобучали коллектив. Владимир Курбатов с гордостью говорит, что сейчас уровень мастерства работников не сравнить с навыками тех, кто шил бесконечные ряды однотипных советских пальто. Сейчас среди партнеров «Зорянки» известные фирмы Montana, Betti barkli, Lener cordier. Именно их фирменные наклейки на замечательных пиджаках, брюках, юбках, которые шьют в кировоградских цехах. Это уже за границей их комплектуют и продают как костюмы, что является еще одним методом снижения и без того мизерной оплаты. Иногда там появляются также фирменные наклейки магазинов, работающих с партнерами «Зорянки» и иногда заказывающих крупные партии швейных изделий.
Опоздать с выполнением заказа хотя бы на полдня невозможно, поэтому приходится швеям (а здесь из 700 членов коллектива 98,6% — женщины) работать больше, чем по восемь часов. Работа напряженная, трудная, неудивительно, что на фабрике более ста вакансий: бывшие работницы предприятия, нынче стоящие на учете в городском центре занятости, не спешат занять свои рабочие места, предпочитают искать более легкую работу. Зато оставшиеся ценят возможность заработать копейку (за сверхурочную начисляется премия) и работают столько, сколько требуют обстоятельства.
— По отношению к женщинам, у которых дома еще своя смена, это просто преступление, — кается Владимир Курбатов, — но другого выхода у нас нет.
По такой унизительной и крайне экономически невыгодной схеме (предприятие и сейчас остается без оборотных средств, каждую копейку оплаты приходится выпрашивать досрочно, иначе фабрика задыхается — нечем заплатить налоги, а чтобы своевременно выдать зарплату, приходится брать краткосрочные банковские кредиты) работает не одна «Зорянка», а 250 из немногим более 300 швейных предприятий Украины. Украинцы не могут диктовать стоимость своего труда, они вынуждены даже благодарить, что западные фирмы дают им работу, и как бы ни старались, но существенно больше заработать не могут: в Кировограде, например, работница «Зорянки» получает 574 гривни в месяц (при рентабельности 0,1% — средней по отрасли). Это немного превышает среднеобластной показатель, но это не те деньги, на которые в городе можно нормально прожить. Что уж говорить о будущем вступлении в ВТО: такие предприятия сразу же будут вынуждены умереть. А это — более 150 тыс. рабочих мест. Почти стопроцентно женских.
Кто пошил ваш костюм, господин министр?
Кажется, все понимают: наша легкая, в частности швейная, промышленность должна завоевать внутренний рынок и заняться экспортом. По этому пути уже пошли прибалты, которые в свое время первыми организовали работу предприятий легкой промышленности по давальческим схемам и первыми же от них отказались. А завоевывать у нас есть что: емкость украинского внутреннего рынка швейных изделий оценивается в 5 млрд. долл. в год, или примерно 550 гривен на человека. Эта цифра сама по себе свидетельствует, что у отрасли есть потенциал к росту.
Но как же завоевывать, снова же, не имея оборотных средств, оптовых баз, своей сети торговли? На одной из последних встреч представителей отрасли с министром финансов Виктором Пинзеником тот заметил, что надо все это самим создавать. И швейники готовы это делать. В том же Кировограде в сентябре должен открыться новый современный магазин, где будут продавать эксклюзивные изделия «Зорянки»: конструкторы-модельеры разработали около ста моделей для внутреннего рынка. Продолжается ремонт ателье, которое будет работать для города.
К сожалению, это пока, пожалуй, и все, что могут сделать очень ограниченные в средствах швейники. Даже тем, кто покрепче стоит на ногах, как то же ОАО «Володарка» в Виннице, имеющее более двух десятков своих магазинов, где реализуется около 20% собственной продукции, необходимо благоприятное отношение государства. Нужен закон о легкой промышленности, который бы устанавливал (хотя бы временно) гибкую систему налогов (70% средств, заработанных в июле, «Зорянка» отдала государству и различным социальным фондам), позволял реально получить кредиты, содействовал развитию производства, возрождению текстильных и пластмассофурнитурных предприятий. И отдача не заставила бы себя ждать, ведь в свое время часть легкой промышленности в ВВП страны составляла около десяти процентов. Сейчас — 0,2.
Новая власть, к сожалению, пока только усугубляет это незавидное положение. Стремясь остановить поток контрабанды, правительство предложило, а Верховная Рада приняла в Законе «О Государственном бюджете на 2005 год» положение, которое изменяет Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях». Это означает, что среди финансовых инструментов швейных предприятий появился новый — простой авалированный вексель со сроком платежа, который равняется сроку осуществления операции с давальческим сырьем.
Именно эта тема стала центральной во время круглого стола, созванного в апреле инициативной группой руководителей предприятий швейной промышленности, состоявшегося в Виннице. Там шла речь о том, что решение о введении авалированных векселей играет на руку прежде всего коммерческим банкам. Поскольку чтобы получить такой вексель, производитель должен обеспечить залог или же депонировать средства в размере 170% залоговой стоимости давальческого сырья. При этом единственным реальным источником средств для авалирования векселей сейчас является экономия на заработной плате работников...
Результатом коллективных усилий инициативной группы, членов правительства и отдельных депутатов стали несколько законопроектов, изменяющих эту ситуацию. Еще в апреле их зарегистрировали в Верховной Раде, к июню они должны были пройти необходимые процедуры и попасть на рассмотрение в соответствующие комитеты. Но дойдет ли дело до их принятия на следующей сессии, пока неизвестно.
Как утверждают швейники, одной из причин упрямого игнорирования их проблем является то, что члены правительства и высшее чиновничество не пользуются произведенным в Украине. После развала Союза не исчез стереотип, что только импортные одежда и обувь могут быть красивыми и качественными. Разумеется, руководители более или менее высокого ранга не пользуются базарным ширпотребом, а могут себе позволить покупать действительно высококачественные вещи, люди же среднего и ниже среднего достатка и рады были бы приобрести изготовленное отечественным производителем, но кто же у них спрашивает?
На одной из выставок, например, бывший глава Кировоградской облгосадминистрации Василий Компаниец похвалил костюм, пошитый на «Зорянке», но было абсолютно понятно, что отдать ему предпочтение перед своим импортным он не готов. Это же касается и новых членов правительства, уж в чем, но в этом между ними — никакой разницы.
Украинская легкая промышленность объективно ориентирована на средний класс, он же, особенно в провинции, только формируется. Впрочем, если к осени прошлого года изделия «Зорянки» в Кировограде продавались довольно вяло, то сейчас Владимир Курбатов убежден, что тому же магазину Sela они составят серьезную конкуренцию. Но своими силами «Зорянка» туч над отраслью не разгонит...