Между определениями «неудовлетворительно» и «угроза национальной безопасности», с одной стороны, пропасть, с другой — всего лишь шаг. Особенно если речь идет о ЖКХ — жилищно-коммунальном хозяйстве Украины.
Премьер Виктор Янукович пытался «снять вопрос о ЖКХ» с повестки дня заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины 17 ноября уже непосредственно на заседании. Его протест был отклонен. Премьер не придумал ничего лучшего, как демонстративно покинуть зал заседаний. И что бы ни говорили его политические союзники, В.Янукович не может отрицать, что в ЖКХ Украины — системный кризис. Этот кризис возник не вчера и был очевиден еще во время первого премьерства В.Януковича, как, впрочем, и при многих других премьерах за 15 лет независимости Украины. По сути, он был запрограммирован, так как система управления и финансирования ЖКХ несет в себе все издержки советского прошлого. Проблема в том, что из года в год системный кризис ЖКХ только усугубляется. И чтобы его преодолеть, сегодня действительно необходимо направить на это все первоочередные и глобальные усилия, включая финансовые. И это может и должен сделать Кабмин Януковича.
Так что вывод СНБОУ о состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны закономерен и логичен. «Совет признал неудовлетворительным состояние жилищно-коммунального хозяйства, критическое состояние которого представляет потенциальную опасность для жизнедеятельности населения Украины», — сказал секретарь Совета Виталий Гайдук на брифинге по окончании его заседания. По его словам, Совет нацбезопасности и обороны также признал неудовлетворительным выполнение законов и нормативно-правовых актов по вопросам ЖКХ.
В.Гайдук отметил, что приоритетными заданиями являются реформирование всего коммунального хозяйства и усовершенствование системы его управления.
Одной из основных задач, по словам секретаря СНБО, является приведение тарифов на жилкомуслуги к «экономически обоснованному уровню». Он отметил, что в этом направлении необходимо делать все, чтобы уменьшать затраты и снижать себестоимость при повышении качества предоставляемых услуг.
Виталий Гайдук также отметил, что на заседании СНБО была высказана позиция о том, что межведомственная комиссия по вопросам реформирования ЖКХ, утвержденная согласно соответствующей программе на 2004—2010 годы, «практически не работает и не провела ни одного заседания по этому вопросу». «Работу этой комиссии необходимо активизировать», — заявил секретарь СНБО.
Говоря о планах по реформированию ЖКХ на 2007 год, В.Гайдук отметил, что президент в своем выступлении подчеркнул: «Бюджет на 2007 год должен иметь определенную философию относительно соответствующих направлений, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства. Он должен включать абсолютно ясную идеологию: в какой сектор, в каком объеме, для решения каких вопросов будут направлены средства». По словам секретаря Совета, исходя из этих позиций, будет соответствующее отношение президента к закону о бюджете на 2007 год.
Президент Украины Виктор Ющенко на заседании СНБО заявил, что современное состояние жилищно-коммунального хозяйства Украины представляет угрозу национальной безопасности страны.
Выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны, В.Ющенко отметил, что ЖКХ является «ключевой инфраструктурой нации, от режима работы которой зависит политическая стабильность и безопасность».
«Мы имеем острый хронический кризис современного состояния ЖКХ, который представляет угрозу национальной безопасности в экономической, социальной и, я бы сказал, экологической сферах», — подчеркнул президент.
Глава государства напомнил, что техническое состояние основных активов ЖКХ критично, а деятельность предприятий этой сферы — традиционно убыточна. По мнению президента, вопрос либерализации цен и тарифов на жилкомуслуги «глубоко политизирован, не является экономическим и наносит колоссальный вред формированию потенциала развития коммерциализации этого сектора хозяйствования». По мнению В.Ющенко, необходимо найти «солидарные позиции, которые бы позволили всем уровням власти выработать совместный план действий выхода из кризиса».
«Цель СНБО — найти солидарную дорогу реформирования и консолидации коммунального сектора Украины», — отметил президент. По мнению главы государства, затягивание проведения реформы в коммунальном секторе ведет к его разрушению, поэтому данный вопрос нельзя откладывать. В.Ющенко считает, что приоритетными в этой сфере должны стать рыночная система хозяйствования, заинтересованность частных предприятий, привлечение негосударственных инвестиций.
Но после всего вышесказанного остается несколько вопросов: каково же на сегодняшний день реальное состояние ЖКХ? Насколько отдалена перспектива реформы ЖКХ и какой она будет? Во что это обойдется каждому жителю и госбюджету в целом и где для этого взять средства? И самое главное — кто и когда ответит на эти вопросы? Логично ожидать ответ от Кабмина, ведь не ради красного словца вся премьерская рать в унисон твердила: «ЖКХ — это исключительно парафия правительства».
Надеемся, что очень скоро правительство В.Януковича внятно ответит на все эти вопросы.
А пока приходится довольствоваться комментариями вице-премьера, министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Владимира Рыбака. Он заявляет, что в настоящее время проходит проверка обоснованности повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги во всех областях.
«На сегодняшний день по заданию премьер-министра мы проверяем, чтобы в Киеве и во всех областях страны не закладывалось ничего лишнего, чтобы эти беды не перекладывались на людей», — сказал В.Рыбак.
Министр сообщил, что на заседании СНБО «очень остро обсуждался вопрос состояния тарифов, поскольку на сегодняшний день это один из самых больных вопросов».
В ходе заседания было проанализировано, почему произошло повышение тарифов, и отмечалось, что в мае-июне этого года предыдущее правительство подняло цены на газ на 110%. И, естественно, органы местного самоуправления вынуждены были упорядочить тарифы, чтобы они отвечали себестоимости газа и оказываемых услуг.
В.Рыбак также отметил, что для реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять соответствующие законы и в первую очередь Жилищный кодекс. «Мы договорились, что этот документ первоочередной, его нужно попытаться принять в первом квартале. В крайнем случае, в апреле», — подчеркнул министр.
По словам вице-премьера, пока Жилищного кодекса нет, необходимо принять законы, которые будут регулировать отношения в ЖКХ. Министр подчеркнул, что в законах должны быть «определены права жителей, которые проживают в многоэтажных домах, и права жилищно-коммунальных контор». В.Рыбак отметил, что если люди платят такие высокие тарифы, то они должны рассчитывать на получение качественных услуг. Вице-премьер также напомнил, что для тех людей, которые не в состоянии оплатить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в государственном бюджете предусмотрены субвенции.
Что же касается ЖКХ, то в его состоянии попробуем разобраться сами. Но на основании тех же фактов, которые были известны Кабмину еще до заседания СНБОУ по поводу состояния жилкоммунхоза. Возможно, эти знания и побудили В.Януковича заявить о том, что пока не время рассматривать ситуацию в ЖКХ на заседании Совета по нацбезопасности и обороне? Ну кому же добровольно захочется признавать системный кризис в такой жизнеобеспечивающей отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство, а точнее, признавать полную бесхозяйственность?
Ни СНБОУ, ни Кабмин не поделятся с нами содержанием сотен документов, свидетельствующих о реальном состоянии ЖКХ и его подготовке к нынешнему отопительному сезону. Но усилиями корреспондентов «ЗН» мы все же можем хотя бы в общих чертах (а в некоторых случаях — и весьма конкретно) нарисовать картину состояния жилищно-коммунальных дел (или, зачастую, безделья).
Предупрежден о возможной или уже грозящей опасности — значит, вооружен. Как правительство Украины. Сейчас не время сотрясать воздух словесами. Время действовать! Пока еще не поздно…
Еще свежи прошлогодние воспоминания о замерзающем Алчевске. Вторым Алчевском в Украине была Александрия. Третьим может стать едва ли не любой другой город страны. А правительство, выделяя в срочном порядке бюджетные средства, пусть даже из резервного фонда, по сути закапывает деньги в бездонную яму. Сил и средств не хватает даже на аварийное латание дыр.
Между тем в той же Луганской области, кроме Алчевска, есть немало городов, где ситуация в ЖКХ угрожающая. Например, в Брянке. Ни одна из 11 котельных здесь полностью не готова к зиме. Уже сегодня (без учета аварийных ситуаций) специалисты прогнозируют потери газа за отопительный сезон в Брянке в объеме 1,3 млн. кубометров. Кто за него заплатит? За прошлогодний отопительный сезон потери тепла достигли 4520 Гкал. Но неполадки и к началу этого отопительного сезона не устранены, а это означает, что и в этом году в теплосетях Брянки будет потеряно такое же количество тепловой энергии. Это если не случится аварий. А они вполне ожидаемы. Ведь даже аварийные теплотрассы, требующие срочной замены, обновлены только на 25,4% (заменили 2,38 км из необходимых 9,36 км теплотрасс). В городе не ведется учет выработанной и поставленной потребителям тепловой энергии. А городские власти узаконили повышенные нормы отпуска тепла на обогрев одного квадратного метра жилья. В этот отопительный сезон в Брянке без отопления останутся 1380 квартир общей площадью 74 тыс. кв. м. А в результате отсутствия необходимой изоляции тепловых коммуникаций в городе за этот отопительный сезон будет потеряно 21,05 тыс. Гкал тепла. Такая вот арифметика.
Не намного лучше ситуация и в Кировске. Прошлой зимой здесь без отопления осталось 41% жилых помещений. Коммунальные системы к началу этого отопительного сезона немного подремонтировали, но все равно холод ожидает 34,6% жилых помещений общей площадью
90 тыс.кв.м.
Да и в самом областном центре — Луганске — ситуация далека от нормальной. О том, что отсутствует должный учет расхода газа и тепла, можно даже не говорить. А вот то, что почти
25,7 км городских теплотрасс давно требуют замены, говорит о том, что ситуация с теплоизоляцией в Луганске оценивается как критическая. Даже по сравнению с предыдущими годами в два раза уменьшен объем ремонта теплосетей. В этом году отремонтировали только 1,7 км, хотя критическая изношенность требует ежегодного увеличения объемов ремонта и замены теплотрасс на аварийных участках не менее 6 км на каждом.
Правила эксплуатации теплосетей предусматривают, что каждые два года должны проводиться испытания на фактические потери теплоэнергии в сетях. Но на практике вот уже 10 лет это требование не выполняется.
Даже с учетом проведенных к началу отопительного сезона 2006/2007 года ремонтных работ в Луганске без тепла, частично или полностью, останутся более 80 тыс. кв. м жилья. Это уже запрограммировано. Но эта цифра может возрасти в случае очередной неожиданной аварии на теплотрассе.
В Красном Луче на Луганщине теплоснабжающие предприятия вообще будут работать в аварийном состоянии. А изоляция теплосетей в этом городе такова, что практически 50% выработанного тепла будет теряться при его доставке потребителям. При полном отсутствии учета произведенной и отпущенной теплоэнергии этого, правда, постраются «не заметить». А населению и тепловикам все равно придется оплатить издержки на производство тепла. Которым в Красном Луче щедро обогревают атмосферу, а не жилье.
В Рубежном, также Луганская область, будут некачественно отапливаться либо вообще останутся без тепла 2000 квартир общей площадью 100 тыс. кв. м. То есть 20% жилого фонда, или почти каждая пятая квартира в этом городе. Это если не будет аварий.
В Лисичанске (СП «Лисичансктеплосеть») состояние эксплуатации котельных свидетельствует о наличии сверхнормативных потерь газа, которые приводят к уменьшению производства тепловой энергии. Из 38 котельных предприятия, где установлено 115 котлов, только на 17 выполнены пуско-наладочные работы. На 104 котлах, сжигающих 24% газа (12155 тыс. кубометров), сроки режимно-наладочных работ превышают установленные нормы. Это служит причиной потерь газа, которые могут превысить 155 млн. кубометров за сезон. 92,8 км теплосетей изношены и требуют замены, что говорит о критическом состоянии этих теплотрасс.
Что же касается постадавшего в прошлом году Алчевска, то, увы, и в нынешнем отопительном сезоне город практически не готов к нормальной зимовке. Судите сами. В Алчевске всего 117,4 км теплотрасс. К началу этого отопительного сезона с учетом всех обследований после аварии предстояло заменить 7865 м основных тепломагистралей, которые соединяют потребителей с двумя котельными, обеспечивающими теплом 73,6% города. А заменили только 1030 м, то есть 13,1% теплотрасс. На поврежденных в результате прошлогодней аварии участках теплотрасс хоть и произведена частичная замена трубопровода, но трубы проложены без изоляции. Мы не говорим о других недоделках, недостатках и потерях тепла из-за того, что КПД некоторых агрегатов составляет в лучшем случае до 70%. Но все вместе взятое свидетельствует о том, что потери тепла будут не намного меньше, чем в прошлом году. И что самое страшное — в любой момент Алчевск снова может постичь прошлогодняя участь.
Но кроме тепла (вернее, его отсутствия) головную боль доставляет и водоснабжение. Только вдумайтесь: норматив технологических потерь воды, например, для компании «Лугансквода» утвержден (!) в объеме 43,9%. При этом проверками установлено, что на самом деле потери питьевой воды (по данным 2005 года) при транспортировке составили 48,8% от объема воды, поданной в водопровод. И эти потери опять-таки ложатся на плечи (на бюджет) потребителей, которые вынуждены оплачивать почти половину воды, просто уходящей в песок.
Такова ситуация в Луганской области. И мы описываем ее только в общих чертах, не говоря о миллионных потерях на производство тепла и электроэнергии, которые так и не доходят до потребителя. Без описания проблем, с которыми ежедневно сталкиваются жители этих и многих других городов страны. А проблем в ЖКХ хватает по всей Украине.
Днепропетровская область. Городское коммунальное производственное предприятие «Днепрводоканал»: котлы не подготовлены к отопительному сезону, не проведены даже режимно-наладочные работы. Из запланированных к замене теплоизоляции 200 м труб работы выполнены только на 85 м. Капремонт насосных станций водопровода не проводился, запорная арматура отремонтирована только на 60%. И это еще не самый плохой показатель.
«Верхнеднепровскводоканал». Изоляция теплосистем вообще не проводилась. Ремонт запорной арматуры выполнен на 43%.
Донецкая область. В Мариуполе готовность к отопительному сезону на сентябрь составляла 50%. На предприятиях «Донецктеплокоммунэнерго», «Дзержинсктеплосеть», «Краснолиманская теплосеть», «Кировсктеплосеть», «Донецкгортеплосеть», «Макеевкатеплосеть», «Горловкатеплосеть» состояние основного оборудования неудовлетворительное. Например, используемые для производства тепла котлы работают в лучшем случае с КПД 60—75% и требуют срочной замены на более современное оборудование. Если учесть потери в теплотрассах, то получается, что на самом деле потребители тепла этих компаний получают всего лишь 45—50% от произведенной теплоэнергии. А остальное «пускается на ветер».
Закарпатская область. «Ужгородтеплокоммунэнерго», «Мукачевтепло»: ситуация аналогична описанной в Донецкой области. «Закарпатьетеплокоммунэнерго»: плюс к сказанному еще и не заменен ни один метр из запланированных к обновлению 1017 м трубопроводов.
Полтавская область. КП «Жилой фонд» (г.Решетиловка) к началу отопительного сезона было готово лишь на 25%.
Список можно продолжать до бесконечности. И за каждой сухой цифрой — проблемы конкретного человека, конкретной семьи, неустроенность быта, который, как известно, определяет сознание… И, по большому счету, людям все равно, какая фамилия у мэра их города или премьера Украины. Поминать всуе будут любого, любую власть, независимо от цвета ее партийной символики, если в домах холодно. А тем, кто голосовал за Партию регионов и В.Януковича как ее лидера, будет только вдвойне обидно.