UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ… НА ЧЕЙ АЛТАРЬ?!

Вполне понятно, что по окончании расширенного заседания правительства 19 апреля с участием Презид...

Автор: Алла Еременко

Вполне понятно, что по окончании расширенного заседания правительства 19 апреля с участием Президента Леонида Кучмы и его весьма критичных замечаний относительно ухудшения ситуации в топливно-энергетическом секторе украинской экономики «энергетический» вице- премьер Юлия Тимошенко была расстроена. И рассчитывать на ее более-менее расширенный комментарий относительно происшедшего и вообще о ситуации в отечественном ТЭКе не приходилось. Формальным объяснением сего, вероятно, действительно могла служить и впрямь весьма расплывчатая и неоднозначная трактовка итоговых формулировок заседания КМ в части топливно-энергетического сектора экономики и непосредственно «энергетического» вице-премьера, «пожертвованного», как выразился Президент, на решение этих проблем.

«Жертва», как следует из высказываний главы государства, принесена была зря — ТЭК и особенно энергетика дошли, что называется, до ручки. Премьеру вполне однозначно Президент настоятельно порекомендовал в срочном порядке поразмыслить и представить предложения насчет целесообразности такого «отвлечения кадров» от реформирования в стране, как уполномочивание вице-премьера заниматься исключительно ТЭКом. Другими словами, Виктору Ющенко, который в свое время и убедил Леонида Кучму в том, что в правительстве «до зарезу» нужен «энергетический» и энергичный вице-премьер, придется срочно поискать для Юлии Тимошенко менее «напряженный» фронт работ на вице-премьерском поприще.

Стоит заметить, что две сотни в основном мужского состава, присутствовавшего на этом судьбоносном заседании Кабмина, очень внимательно слушали «энергетического» вице-премьера, половина речи которой была посвящена рассказу о том, что правительству уже удалось сделать, а другая — тому, что срочно предстоит сделать. И вполне возможно, что если бы потом глава Минтопэнерго Украины Сергей Тулуб не разразился нелицеприятной речью насчет того, что не все так гладко в ТЭКе, как рассказала Юлия Тимошенко, и что, мол, куда это годится, что отраслью «управляют» два члена Кабмина (мол, зачем распылять драгоценные правительственные силы и подменять друг друга?), Президент Л.Кучма не был бы столь категоричен в отношении самой должности «энергетического» вице-премьера.

Но не разразиться гневной речью глава Минтопэнерго Украины не мог. Не мог по определению. И даже не в личностном конфликте с Юлией Владимировной дело (тем более что вряд ли господин министр является скрытым женоненавистником и только, мол, поэтому не может найти общий язык с дамой). И даже не в том, что Ю.Тимошенко в свою допарламентскую и тем более докабминовскую бытность успела нажить себе немало врагов -«газовиков». И даже не в том, что в ТЭКе — беда, это и так всем доподлинно известно. Да и ожидать, что команда, которую олицетворяет в ТЭКе Ю.Тимошенко, за три месяца без поддержки смогла бы что-то изменить — по меньшей мере, было бы наивно.

А вот то, что за этот, в принципе, короткий срок «энергетический» вице-премьер и ее команда (надеюсь, таковая у Юлии Владимировны имеется, иначе все ее попытки тщетны…) успели не только теоретически и даже немножко практически объявить войну бизнесменам от энергетики (как, впрочем, и от газа, нефти и т.п.), но и тем самым подтолкнули весьма влиятельных представителей достаточно разных бизнес-групп к объединению усилий в ратной борьбе против Ю.Т. и тех, чьи идеи о реорганизации энергосектора она для публики олицетворяет, — это действительно причина. Жажда денег, а значит — власти для оппонентов Ю.Т. сродни инстинкту самосохранения, т.е. уже давно в крови. Так что ожидать пощады не приходится.

В итоге очевиден промежуточный результат: первый раунд схватки за энергорынок оппоненты Юлии Тимошенко и, главное, — тех сил и идей, которые она олицетворяет как вице-премьер — явно выиграли. По очкам — необходимость «энергетической должности» в Кабмине поставлена под сомнение.

Но все же рискну предположить, что это еще не нокаут…

Нескрываемое раздражение Президента относительно чрезмерной публичности некоторых членов нынешнего состава правительства вполне объяснимо. Однако, помимо «зарабатывания очков» на публике и формирования собственного имиджа, надеюсь, те самые «некоторые» члены правительства, в частности Ю.Тимошенко, прибегали к публичности еще (а может, прежде всего) и затем, чтобы оппоненты, ставшие горой между ее командой и Президентом, не имели беспроблемной возможности замолчать и извратить пропагандируемые ею идеи реформирования энергорынка и ТЭКа вообще. Тут им в подмогу, разумеется, накопившийся мешок того, что они считают компроматом на Ю.Тимошенко и ее окружение. Но это, как говорится, тактика.

Стратегическая же задача — сохранение и упрочение контроля за денежными потоками Энергорынка, который обеспечивается посредством управления или приватизации для начала облэнерго. При этом необходимое условие — сохранение ситуации, при которой возможно взаимное, скажем так, субсидирование нескольких операций — закупки, транспортировки, продажи электроэнергии. Если же у облэнерго и в самом деле «отберут» функцию сбора денег за использованную электроэнергию, которыми они затем в общем-то сами распоряжаются (чего так настоятельно добивается «энергетический» вице-премьер и ее команда), этот бизнес перестанет приносить те прибыли, которые сейчас вполне законно «сливаются» туда, куда хотят их «слить» владельцы облэнерго, о чем и говорилось на последнем антикоррупционном комитете при Президенте (см. стр. 6).

Проблема не в том, что частные владельцы областных энергораспределяющих компаний «плохие» или «хорошие». Это даже очень неплохо, что они умудряются собирать платежи за отпущенную электроэнергию лучше, чем пока еще это удается государственным облэнерго. И некуда правды деть: они вправе использовать средства и на ремонт оборудования, и на зарплату и ее увеличение. Проблема в том, что после этого практически не остается средств, чтобы вернуть их в Энергорынок и далее генерирующим компаниям. Цепочка перекрестного субсидирования операций внутри одного облэнерго да еще при наличии «своего» банка позволяет практически ликвидировать возможность реального появления «живых» средств, которые облагаются налогами и которыми питается (или, точнее, должна питаться) госказна.

Не берусь утверждать, что пройди схема реформирования энергетики, рекламируемая Юлией Тимошенко, все стало бы на свои места и генерирующие компании зажили бы безбедно. Но сама возможность «разделения функций» облэнерго повергла в ужас тех, кто до сих пор властвует в энергосекторе. В ужас, но не в оцепенение.

Когда с 1992-го до 1995 года (тогда, собственно, и появился Энергорынок как ОРЭ — Оптовый рынок электроэнергии) обсуждалась идея организации энергосектора в виде адаптированной модели британского пула, предполагалось, что кроме прочего сия схема позволит в первую очередь за счет демонополизации и в результате конкуренции оптимизировать внутренние энерго- и взаимные денежные потоки, значительная часть которых могла бы быть направлена на инвестирование отрасли, ее модернизацию. Параллельно это должно было бы создать условия для привлечения реального внешнего инвестирования и прихода действительно стратегических инвесторов. В силу массы причин, о которых во всех СМИ писано-переписано, ни того, ни другого не произошло. И приватизация облэнерго — весьма неоднозначный процесс с еще более многозначным результатом на сегодня. Хотя, например, в Венгрии, где тоже энергетика приватизировалась в свое время, только бюджет получил от продажи энергообъектов свыше полутора миллиардов долларов. Это при том, что венгерский энергосектор намного меньше, чем украинский. Так что, когда задумывали украинскую энергоприватизацию, определенно рассчитывали на значительно больший доход, чем венгры. Надеялись на 3—4 млрд. долларов. Но не тут-то было. Семь фактически приватизированных облэнерго и отношения с ними остальных участников рынка электроэнергии и самого государства наглядно иллюстрируют, что в украинской энергетике не только не появился стратегический инвестор, но и появиться не сможет, ежели ситуация останется в нынешнем виде. Опять же, не потому, что кто-то из них «плохой», а кто-то — «хороший».

Публичные высказывания одного из апологетов одного из приватизационных энергопулов, которые недавно были опубликованы в «ЗН», о том, что, мол, приватизированные облэнерго ждут, не дождутся прихода иностранных и очень даже стратегических инвесторов, мягко говоря, не совсем соответствуют истине. Я, конечно, могу ошибиться но по-моему, как раз наоборот. Потому что иностранные «стратеги» потребуют равных условий и правил игры с теми же уже приватизированными или переданными в управление облэнерго и с теми, которые в Украине еще только намереваются приватизировать. И, насколько известно, такое равенство предполагает кроме прочего как раз разделение функций облэнерго. В противном случае ни о каких реальных инвестициях не стоит и говорить.

На сегодня же то, что называли вливанием в энергетику посредством уже проведенной приватизации облэнерго, скорее всего есть не что иное, как простое перераспределение средств самой энергетики. Вероятно, сработал закон сохранения энергии: в одном месте в том же энергосекторе средства взяли, а в другое — но в той же энергетике — якобы добавили. Масштабными инвестициями энергетика так пока и не приросла. И, более того, то, что якобы добавили, а также уже затем полученная и получаемая реальная прибыль некоторыми приватизаторами от энергетики (обо всех не скажу — доподлинно мне это неизвестно) благополучно уводится в так называемый фонд дальнейшей приватизации. Там средства аккумулируются, очевидно, для того, чтобы потом быть благополучно и легально направленными для приватизации других объектов энергосектора Украины.

Возможно, к вышесказанному прямого отношения нижеследующая информация и не имеет, но факт остается фактом, что ревизия КРУ деятельности ОАО «Кировоградоблэнерго» только за январь 2000 года выявила, что «при наличии значительной задолженности перед НЭК «Укрэнерго», картотеки на основном расчетном счету необоснованно отвлечены средства потребителей в сумме 2,7 млн. грн. от конечных расчетов за использованную электроэнергию на собственные потребности, не связанные непосредственно с производственным процессом». Это только в одном облэнерго, за один только месяц… Аккурат (вот удивительное стечение обстоятельств!) в тот же период на счета самого «Кировоградоблэнерго» поступило, кроме прочего, 2,084 млн. грн. «инвестиционных денег» от… фирмы «Орлик Энтерпрайзиз Лимитед», которая зарегистрирована на Британских Виржинских Островах. Это, разумеется, было предусмотрено договором с этим самым «виржинским» инвестором еще в марте 1999 года. Так что все чисто…

Но, видимо, держатели энергоприватизационного пула, о котором шла речь несколько выше, почуяли неладное. Предвестником выступила Ю.Тимошенко, а там уж виднеются и образы иностранных стратегических инвесторов, которым вполне под силу опередить держателей пула и взять под свой контроль энергетику.

Поэтому надо не только нейтрализовать «энергетического» вице-премьера и не допустить ее «на очи» Президенту (не дай Бог, еще склонит его на свою сторону!), но и постараться успеть как можно больше, да еще и в такой форме, чтобы стратегическим иностранцам и в страшном сне не приснилось соваться в украинскую энергетику да и вообще в Украину. Например, заняться экспортом электроэнергии. Или даже договориться с РАО «ЕЭС России» о реэкспорте — лишь бы другим не досталось… И, знаете, договариваются. Даже, если не ошибаюсь, уже и протокольчик соответствующий подписали…

А еще не плохо было бы, по-видимому, им успеть выиграть конкурсы, объявляемые Фондом госимущества Украины, по отбору советника для приватизации пока еще большинства государственных облэнерго. Как вы понимаете, статус такого советника дает массу информации для размышления, а при умении — и массу возможностей влиять на окончательный выбор уже в ходе приватизации.

Как раз на минувшей неделе, в четверг, банк Credit Suisse First Boston признан Фондом госимущества победителем конкурса по отбору советника для приватизации государственных пакетов акций семи областных энергоснабжающих компаний. Об этом сообщил агентству «Интерфакс- Украина» заместитель председателя ФГИ Леонид Кальниченко.

По его словам, второе место в конкурсе занял консорциум в составе компаний «Кинто», «ЭнКоГ» (обе — Украина) и EPIC (Австрия).

Еще 12 января с.г. Фонд госимущества объявил конкурс по отбору советника для приватизации государственных пакетов акций семи облэнерго: «Житомироблэнерго» — 50,56%, «Ривнеоблэнерго», «Киевоблэнерго» — по 50% акций, «Севастопольгорэнерго», «Николаевоблэнерго» — по 45%, «Херсоноблэнерго» — 40% «Кировоградоблэнерго» — 26%. В конкурсе участвовали, кроме вышеназванных, и консорциумы во главе с Commerzbank и Raiffeisenbank, а также консорциумы в составе банка «Форум» и корпорации «Сигма». Сообщается, что победитель конкурса был определен на основании анализа технических и финансовых предложений участников конкурса.

Агентство «Интерфакс-Украина» приводит также весьма интересное примечание: «Как уточнили в пресс-службе ФГИ, «если в переговорах с Credit Suisse First Boston что-то не заладится, то автоматически начнутся переговоры с консорциумом, который занял второе место». Правда, интересное уточнение? Ведь «не заладиться» может по разным причинам… К тому же в мае и августе этого года в Украине намерены объявить еще два конкурса по отбору советников для приватизации госпакетов акций двух групп компаний облэнерго соответственно из 7 и 5 компаний. Словом, есть к чему приложить усилия…

Я совсем не собираюсь кого-то убеждать в том, что «энергетический» вице-премьер Юлия Тимошенко — «белая и пушистая». И вовсе «черными и злыми» не считаю владельцев так называемого фонда дальнейшей приватизации и новых владельцев уже приватизированных облэнерго. Тем более что с ними зачастую действительно поступают, мягко говоря, некорректно. Но остается фактом, что прежде всего для «держателей пула» и владельцев облэнерго Юлия Владимировавна с оглашаемыми ею реформами энергосектора — как кость в горле. Куда проще им иметь дело с одним главой Минтопэнерго. И не в том дело, что Сергей Тулуб, мол, покладистее или еще что-то там. И даже не в том, что он куда лучше разбирается в нюансах угольной промышленности, чем в перипетиях энергорынка или сектора газа. Просто у господина министра есть еще масса заместителей, которые уж точно предметно разбираются в коллизиях энергобизнеса и могут на одном языке говорить с бизнесменами от энергетики, нефти, газа и прочего «горючего» добра...

Так или иначе, но, скорее всего, Ю.Тимошенко и те, кто вместе с нею разрабатывали идею реформирования энергорынка, которую она имплементирует в мозги публики на бесконечных совещаниях и даже пресс-конференциях, еще поборются. И кто выиграет второй раунд в энергобитве — пока еще вопрос. И, возможно, это тот случай, когда очень бы не хотелось, чтобы она проиграла, она — как «энергетический» вице-премьер.

Алла ЕРЕМЕНКО