Часто украинских реформаторов обвиняют в том, что они «пляшут под дудку Международного валютного фонда». Однако, учитывая наше стремление к более тесному единению с европейским духовным наследием, уместно было бы заменить это выражение на эвфемизм «танцуют под флейту». Что же касается флейты, то она у наших реформаторов своя, отечественная. Вопрос заключается в том, кому принадлежит авторство партитуры. Действительно, до недавнего времени автором считался МВФ. Но всякая теория становится безжизненной, стоит лишь ей превратиться в догму. Последние события показывают, что партитуре именно для нашей флейты такой исход не грозит.
Состав миссии Международного валютного фонда, уже вторую неделю изучающей в Киеве экономическую ситуацию, пару дней назад пополнил специально прибывший глава миссии второго европейского управления МВФ Адальберт Кнобль. В ближайший понедельник ожидается также приезд заместителя директора-распорядителя МВФ Стенли Фишера. Вообще наезды сотрудников МВФ в Украину в период подготовки к очередному траншу кредита (сейчас как раз подходит время третьей части кредита «стэнд-бай») стали традиционными. Однако столь сильный состав нынешней миссии говорит о том, что на нее возложены более серьезные, чем обычно, функции.
Как известно, во время выступления в Ужгороде в конце июня Президент Л.Кучма заявил о невозможности достичь к концу года запланированного уровня инфляции в 1 - 2 процента. Кроме того, необходимо приостановить продолжающийся спад производства, связанный с кризисом платежей. Решение, по мнению Президента, заключается в усилении роли государства (в частности, увеличении доли государственной собственности в трех крупнейших украинских банках «Украина», «Проминвестбанк», «Укрсоцбанк») в финансировании отечественной промышленности и увеличении самого финансирования. Поэтому и было объявлено о необходимости корректировки экономического курса в надежде, что международные финансовые организации с пониманием воспримут эту стратегию.
Вскоре после выступления Президента в адрес высших лиц государства из МВФ пришли письма за подписью исполнительного директора (и руководителя подразделения фонда, в которое входит Украина) господина Вайнхолдза и заместителя исполнительного директора (и представителя Украины в МВФ) Олега Гаврилишина. В них выражено глубокое удовлетворение совета директоров МВФ ходом реформ в нашей стране. Вместе с тем, указано в письмах, руководство фонда удивляют как мотивировка, так и сами изменения в успешно воплощаемой программе. «Нам очень жаль, - говорят авторы писем, - что с нами, теми, кто представляет интересы (в МВФ) Украины, не проконсультировались или не сообщили от имени официальных лиц вашего правительства о каких-либо намерениях пересмотреть программу до появления сообщений в прессе». Иными словами, МВФ - фактически кредитор программы украинских реформ - сообщает, что узнал об изменениях договора с ним из газет.
Следует заметить, что персонал МВФ к выполнению экономической программы относится достаточно требовательно, даже жестко. Характерное тому подтверждение - события на переговорах украинской правительственной делегации с представителями фонда в Мадриде осенью прошлого года. Тогда один из членов высшего украинского руководства заявил, что в Украине намерены ненадолго отойти от определенного пункта Меморандума, и добавил, что это, дескать, ничего не значащее изменение, ерунда. Это представителей другой стороны удивило, и они призвали изменить тон беседы и впредь делать лишь заявления, похожие на официальные. Говорят, члену высшего украинского руководства было достаточно неприятно.
Прецедент в вопросе об обязательствах и их выполнении, таким образом, был создан, но то ли на него не обратили внимания, то ли посчитали этот случай исключением. История об этом умалчивает.
Возвращаясь к содержанию писем, заключительную часть одного из них приведем полностью: «Учитывая то, что мы (авторы письма. - Здесь и далее прим. авт.) не в полной мере ознакомлены с ситуацией (в экономике Украины), мы тем не менее считаем нашим долгом сообщить, что готовность МВФ и его правления принять некоторые послабления (экономической) программы на полпути кажется нам маловероятной. Как мы поняли из информации сотрудников МВФ, если до 19 июля (это время, на которое был назначен приезд миссии для рассмотрения выполнения программы) останется какая-либо неопределенность относительно обязательств осуществить данную программу, то вряд ли миссия будет в состоянии завершить эту работу. А это, очень вероятно, вызовет задержку в выплатах траншей фонда и соответствующего финансирования от Мирового банка, ЕС и Японии». Таким образом, надежды на то, что МВФ поддержит корректировку макроэкономических показателей, не оправдались.
Для того чтобы более полно представить нынешнюю ситуацию в Украине, не лишним было бы напомнить, что экономический курс формируется и воплощается в достаточно сложных условиях. По мнению председателя Украинской межбанковской валютной биржи Вадима Гетьмана, некоторые влиятельные круги сегодня осуществляют серьезное давление на Президента. Это делается для того, чтобы изменить экономическую политику под видом так называемой коррекции курса. Сама же коррекция означает ни что иное, как «добавление инфляционного горючего материала и в какой-то мере срыв достигнутой стабилизации в области денежно-кредитной системы».
С этой точки зрения объяснимо и увеличение государственной доли в упомянутых выше коммерческих банках. «Необходимость кредитования предприятий и преодоление непокорности коммерческих банков - главный мотив для директоров государственных предприятий, - считает член депутатской группы «Реформы» Александр Ельяшкевич. - Сейчас, с точки зрения и экономической, и политической, огромную опасность представляет именно позиция директорского корпуса, особенно директоров крупных предприятий и определенной части Украинского союза промышленников и предпринимателей. Они оказывают огромное влияние на Президента, и это понятно, ведь Леонид Кучма совсем недавно сам был президентом УСПП». Усиление государственного вмешательства в работу банков, по свидетельству других парламентариев-экономистов, сразу же обеспокоило иностранных партнеров, а значит - бесспорно сказалось на доверии к украинским процессам стабилизации.
Теперь обратимся к макроэкономическим показателям. По данным аналитиков Национального банка Украины, временный подъем производства в этом году, равно как и в предыдущие годы, удивительным образом по времени совпадает с увеличением кредиторской задолженности предприятий. Складывается впечатление, что решить проблему неплатежей можно прекращением, но не стимулированием производства.
Анализ реформ в пяти странах Центральной Европы - Словакии, Чехии, Польше, Венгрии, Словении, - проведенный теми же исследователями, свидетельствует, что вначале все они переживали спад производства. На втором году реформ лишь Польше удалось добиться промышленного роста. Но за счет «шоковой терапии». В остальных странах на преодоление экономического спада потребовалось четыре года. Между прочим, в результате четырехлетних трудов, успехи в этих государствах не уступают польским. Но без стрессов. В Украине отказались от шоковой терапии. Быть может, пока не время ждать улучшения производственных показателей?
Ориентиром экономических корректив считается 4 - 5-процентный уровень месячной инфляции. Правда, по мнению отдельных экономистов, такая инфляция плохо поддается контролю. «Достаточно посмотреть на опыт России прошлого года, - говорит представитель МВФ в Украине Алекс Сундаков. - Тогда появилось желание ослабить антиинфляционную политику. Речь шла о том, чтобы инфляцию довести до некоего стабильного уровня, приблизительно 4 - 5 процентов в месяц. Но не получилось. Инфляция поднялась до 20 процентов. И сейчас ее опять-таки пытаются свести к более низкому уровню. Но это очень болезненный процесс».
В Украине сейчас проходит подготовка к денежной реформе. Инфляция на уровне 4 - 5 процентов в месяц может значительно ослабить гривну. По мнению начальника управления международных банковских связей НБУ Олега Рыбачука, при такой инфляции гривна будет обесцениваться на 80 процентов в год и это значительно подорвет авторитет нашей валюты. Если же предположить, что инфляция в силу неконтролируемости станет еще выше, вводить гривну просто нет никакого смысла.
Несмотря на приведенные аргументы, в Украине существуют две точки зрения на концепцию дальнейшего развития реформ. Первая - добиваться эффективности работы каждого конкретного предприятия, базируясь на достижениях в финансовой сфере (стабильность курса карбованца, уменьшение в этом году уровня инфляции с 21% в месяц в январе до 4,8% в июне, снижение учетной ставки НБУ до 60% годовых). В этом случае МВФ предоставляет финансовую помощь. Второй - отказ от нынешней монетарной политики и увеличение финансовой поддержки предприятий хотя бы на том основании, что сейчас в Украине большинство предприятий - государственные. Они не способны выжить в рыночных условиях, и поэтому монетарные ограничения приведут их к неминуемому упадку. В случае принятия последнего сценария можно ожидать, что западная помощь приостановится, а это, вероятно, повлечет за собой и изменение политической ауры вокруг Украины. О каких-либо компромиссных вариантах пока ничего не известно.
Кстати, вскоре после объявления о коррективах в экономическом курсе, некоторые иностранные дипломаты обратились к украинским властям с просьбой разъяснить суть этих корректив. Чтобы удовлетворить эту просьбу, было решено устроить встречу между послами стран «большой семерки» и руководством Кабинета министров. Но она вроде бы перенесена на будущее.
Не дал ответа на вопрос о выборе пути и план-проспект правительственной программы. Ведь он обещает разрешение экономических проблем всем, кто в этом заинтересован. Экономисты считают, что когда дело дойдет до финансового воплощения обещаний, выбор так или иначе проявится. Но это, опять-таки, случится позже.
Участники нынешней миссии МВФ в Киеве ежедневно проводят беседы с украинским руководством. В плане - встречи с членами Кабинета министров, руководством НБУ, экономистами. Кроме этого, была передана просьба о встрече с Президентом.
Пока сотрудников фонда уверяют, что, мол, до сих пор программа реформ выполняется, а это и есть самое главное. Они, в свою очередь, записывают все услышанное в толстые тетради, но давать какие-либо комментарии не спешат.
Ожидается, что официальную позицию Международного валютного фонда разъяснит во вторник Стенли Фишер. Видимо, и украинские власти на следующей неделе если не ответят, то хотя бы намекнут, годится ли по-прежнему партитура МВФ для флейты украинских реформ.