UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕМ ИНФЛЯЦИЯМ НАЗЛО

Особого волнения, предсказываемого некоторыми «оптимистами» после недавнего решения стран—членов ОРЕС сократить на 5% объем добычи нефти, на биржах мира явно не наблюдалось...

Автор: Оксана Приходько

Особого волнения, предсказываемого некоторыми «оптимистами» после недавнего решения стран—членов ОРЕС сократить на 5% объем добычи нефти, на биржах мира явно не наблюдалось. Зато усилились сомнения в правомочности тех экономических моделей, на которые еще до недавнего времени привыкли ориентироваться экономисты. Речь идет о влиянии роста цен на нефть на темпы мировой инфляции, которая, исходя из теоретических выкладок, давно уже должна была взлететь до заоблачных высот. То, что до сих пор этого природного катаклизма так и не произошло, заставляет некоторых экспертов задумываться о создании альтернативных моделей развития мировой экономики. Совсем как в случае с экономикой американской, которая так долго и упорно не хотела тормозиться, что ненароком поспособствовала зачатию учения о «новой экономике», вообще не подверженной циклическим взлетам и падениям. Впрочем, резкое торможение американской экономики свершилось еще до того, как мертворожденное дитя «революционной» теории официально появилось на свет. Означает ли это, что аналогичная история повторится и в данном случае?

Нефтяные министры ОРЕС, единогласно проголосовавшие на прошлой неделе за первое за последние два года снижение квот на добычу нефти, утверждают, что этот шаг лишь позволит удержать цены на нефть от грозящего им обвала. Если оперировать чисто статистическими показателями, то данное решение действительно привело предложение нефти в полное соответствие с существующим на нее спросом. Казалось бы, именно об этом свидетельствует и поведение цен на нефть на мировых биржах. В частности, и на Лондонской, и на Нью-Йоркской биржах цены на нефть упали практически на доллар и составили 24,45 и 29,28 доллара за баррель соответственно. Хотя после этого и был отмечен их незначительный рост, тем не менее цены на нефть так и не вышли за пределы, в которых удерживались до решения о сокращении. И тем более не вышли за отметку в 30 долларов за баррель, после которой теперь уже бывший министр экономики США Билл Ричардсон обещал резкий скачок инфляции и прочие стихийные бедствия. Напомню, что еще в прошлом месяце цены на нефть зашкаливали за 37 долларов за баррель.

И все же это вовсе не означает, что ситуация действительно является стабильной и контролируемой. Прежде всего, представители ОРЕС, не очень-то внимая истерическим прогнозам США и Западной Европы, всерьез обеспокоены возможностью негативных последствий высоких цен на нефть для стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, исключительно теплая зима, о которой в свое время предлагали молиться наиболее здравомыслящие эксперты по ценам на нефть, может под конец выкинуть еще немало сюрпризов типа калифорнийских. Эти факторы могут резко дестабилизировать нефтяной рынок, и даже предстоящая в марте конференция не сможет исправить ситуацию.

С другой стороны, пока еще не ясно, как поведут себя страны-экспортеры нефти, не входящие в ОРЕС, — в первую очередь Норвегия, Мексика и Россия. Вполне возможно, что они не захотят последовать примеру своих «коллег» и сокращать объемы добычи нефти. И, наконец, остается невыясненным вопрос в отношении Ирака, который, хотя и является членом ОРЕС, тем не менее находится под санкцией ООН после своего нападения на Кувейт и своим решением сократить в ноябре объемы добычи нефти до 600 тысяч баррелей в день с традиционных 2,3 миллиона весьма поспособствовал запредельному скачку цен на нефть, последовавшему в декабре. Если Ираку удастся урегулировать свои разногласия с ООН, он вполне может качнуть ценовые весы в другую сторону.

И все же определенный прогресс в деле стабилизации цен на нефть несомненен. И касается это в первую очередь устранения политических рычагов ценообразования. Это очень ясно дал понять именно министр нефтяной промышленности Ирака Амир Мохаммед Рашид в своем интервью телекомпании CNN. «Чем больше на нефтяном рынке будет политических манипуляций, тем больше будет кризисов и ценовых флуктуаций», — сказал он, комментируя «прощальное» турне по Ближнему Востоку покидающего свой пост Билла Ричардсона.