UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ОДЕССЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОПЕРЕВАЛОЧНОГО КОМПЛЕКСА

Комплекс по перевалке сжиженного углеводородного газа рассчитан на 1 млн. тонн в год. Первую очередь, способную обеспечить перевалку 300 тыс...

Автор: Нина Перстнёва

Комплекс по перевалке сжиженного углеводородного газа рассчитан на 1 млн. тонн в год. Первую очередь, способную обеспечить перевалку 300 тыс. тонн, строители планируют сдать в эксплуатацию уже в октябре 2000 года.

Терминал будет представлять собой комплекс объектов, состоящих из насосно-компрессорной станции, железнодорожной сливной эстакады для приема вагоно-цистерн, резервуаров для хранения пропана и бутана, которые размещены на бывших полях фильтрации в одном из районов Одессы, и системы магистральных трубопроводов, по которым газ будет поступать в нефтегавань Одесского порта для погрузки на суда.

Авторы проекта — проектные институты «Хлорвинилпроект» (Украина) и «НижегородНИИнефтепроект» (Россия). Заказчик строительства — ЗАО «Синтез Ойл». В реализации проекта транспортировки на экспорт российского и казахского сжиженного газа через Одессу участвуют также американская корпорация «Шеврон» и казахское СП «Тенгизшевройл». Общий объем инвестиций составит около 35 млн. долл. США.

В Одесской области, где сосредоточены крупнейшие порты Украины, не было объектов, которые вызывали бы в обществе такой накал страстей и бурю протеста, как строящиеся терминалы для перевалки углеводородного сырья. Но с тех пор, как борьба вокруг терминалов плавно переросла в борьбу за терминалы, многое переменилось. Нынче вокруг них тоже кипят страсти, но сражается уже в основном деловой люд — за грузопотоки, за место на причале. Между ними даже можно устраивать соревнования — кто быстрее. Терминалы в итоге растут как грибы после дождя — зерновые, химические и, наконец, газовые. Для портов Украины — это новинка. Через их причалы никогда ранее не перегружался сжиженный газ. И первопроходцем в этой области, как ни странно, стал Ильичевский рыбный порт, предоставивший свой причал для перевалки совсем непродовольственного груза. И вот теперь — Одесский морской торговый порт, расположенный в центре Одессы, что не может не вызывать беспокойства.

Одесский газоперевалочный комплекс, в отличие от своих нынешних собратьев, тоже с полной уверенностью можно назвать «стройкой века». За уникальное воплощение проекта в жизнь. Ни один терминал не строился так тихо и быстро. Причем без официального разрешения властей и оглядки на природоохранные службы. Одесситы узнали о новой стройке спустя год после начала работ. Местный совет, который должен был дать разрешение на отвод земли, тоже. Решение сессии горсовета о выделении участка земли во временное пользование сроком на три года было принято только в июне этого года. Перед фактом были поставлены не только городские депутаты, но и контролирующие службы. Но что самое интересное, хозяева стройки не обращали внимания на их замечания. Их штрафовали, а они строили. Так продолжалось до тех пор, пока из Министерства экологии и природных ресурсов Украины не пришла бумага с требованием остановить работы. Это случилось 21 сентября, буквально за месяц до окончания строительства.

В решении сказано, что строительство комплекса ведется при отсутствии положительного заключения госэкологической экспертизы рабочего проекта и без объявления в СМИ об экологических последствиях эксплуатации комплекса, что является нарушением ряда статей законов Украины «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». Ведь данный объект относится к экологически небезопасным. А посему министерство временно запрещает строительство терминала. До тех пор, пока не будут исправлены вышеуказанные нарушения и выполнены другие требования природоохранного законодательства.

Такова вкратце история этой «стройки века», которая на прошлой неделе имела продолжение в виде «круглого стола» на тему о пользе строительства газоперевалочного комплекса и о его значимости для Одессы и страны в целом. Цель данного мероприятия, как пояснили его организаторы, заключалась в том, чтобы одесситы и жители Украины знали и четко представляли, что даст стране, области и городу реализация данного проекта, какие будут экономические, социальные и экологические последствия. Вел заседание председатель комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Алексей Костусев, который с группой депутатов и журналистов специально для этого прилетел в Одессу.

Суть всех выступлений сводилась к одному: газоперевалочный комплекс — нужный и выгодный объект. Сейчас, когда транзитные грузопотоки непрерывно сокращаются, новый — как находка. Как сообщил начальник Одесского порта Николай Павлюк, сегодня катастрофически падает транзит российского металла, практически не поступают химудобрения. Не приходится рассчитывать и на российскую нефть, объемы поставок которой резко уменьшились. Между тем, перевалка 5,5 млн. тонн нефти в год приносила только порту 11 млн. долларов. Поэтому газ — это хоть и не значительная, но все же компенсация предстоящих потерь.

По данным компании «Синтез Ойл», после вывода комплекса на полную мощность Украина будет получать от транзита сжиженного газа ежегодно в виде валютных поступлений около 30 млн. долл. При этом не потратив ни копейки госсредств, как отметил народный депутат А.Костусев. В реализации данного проекта участвовали и украинские предприятия, изготовившие оборудование для комплекса, а также украинские строители. С его вводом в эксплуатацию появятся новые рабочие места и дополнительные объемы работы для железной дороги.

Много слов было сказано об экологической безопасности объекта. Правда, почему-то никому из присутствующих в зале экологов и представителей других контролирующих органов, чьи визы не стоят под рабочим проектом, что и явилось причиной остановки строительства, слово предоставлено не было. Непонятно, почему заказчик (по словам которого терминал отвечает международным стандартам, построен в соответствии с передовыми технологиями, единственный в своем роде в странах СНГ и Прибалтики) до сих пор не представил на суд экологов необходимую информацию.

Вместе с тем, природоохранные службы не выступают против терминала. ТЭО прошло согласование. Но это не дает право на строительство. Необходимые же документы для согласования рабочего проекта до сих пор не представлены. По словам главного инженера ЗАО «Синтез Ойл» Александра Банокина, заказчик просто-напросто не успел. «Мы параллельно ведем строительство и проектирование, и такая практика применяется, — пояснил он. — Согласование же требует много времени. К слову сказать, судя по информации хозяев газоперевалочного комплекса в Ильичевске, у них на согласования ушел почти год». Но в данном случае, какие бы аргументы не приводились, они не оправдывают нарушения законодательства, что, похоже, и прочувствовали на себе хозяева стройки.

Проведение «круглого стола», надо полагать, и есть реакция заказчика на решение Минэкоприроды о приостановке строительства. Учитывая присутствие на нем журналистов, граждане узнают о газоперевалочном комплексе. Что же касается согласования рабочего проекта и получения госэкологической экспертизы, то дальше тянуть некуда. Будет ли этот объект вовремя введен в эксплуатацию, о чем так пеклись народные депутаты, зависит, по всей видимости, не от экологов, а от самих хозяев.