Ну вот, дождались. С долгостроем, которому без малого 19 лет, покончено. Речь идет о вводе 22 декабря в эксплуатацию Южного моста в Днепропетровске. Таким образом решена главная стратегическая задача — пропуск грузопотоков из Донецкой и Запорожской областей в обход областного центра.
Первоначально, в далеком уже 1981-м, будущий мост предназначался для централизованной подачи тепла в Днепропетровск от Приднепровской ГРЭС. В 1993 году из-за отсутствия средств строительство заморозили. Годы вынужденного простоя объекту на пользу не пошли: в результате перепадов температур часть пролетных строений сместилась со своей оси, возникла реальная угроза для смонтированной части моста.
В 1998 году начался следующий этап финансирования и строительства объекта. Проект, предполагающий вариант вантового моста, разработал институт «Укрпроектстальконструкция». Но в процессе строительства выяснилось, что створ был выбран неудачно — по сравнению с проектными данными геологические условия оказались более сложными. В результате перепроектирования, выполненного российским «Ленгипротрансмостом», появился неразрезной металлический мост. А проекты подходов и развязок сделал коллектив института «Днепргипродор».
В итоге, строительство Южного, четвертого моста Днепропетровска, длиной 1248 метров и шириной 22 метра обошлись в 156,5 миллиона гривен. О необходимости дополнительной переправы через Днепр спорить не приходилось. Огромный поток грузового транспорта, заполонивший город, с вводом Южного моста существенно разгрузит центр. Да и жители отдаленного жилмассива Приднепровский перестанут чувствовать себя на отшибе.
Ввод в эксплуатацию Южного моста приглушил проблемы двух других. Между тем, проезд по мосту №1 ввиду крайней изношенности дорожного покрытия, для грузового и легкового транспорта уже несколько месяцев закрыт. А транспортные развязки Нового моста, соединяющего центральные части Днепропетровска, требуют серьезного ремонта.
Ложечку дегтя, не испортившей, тем не менее, бочку меда всеобщего ликования в местной прессе и на телевидении, добавил еще осенью начальник горГАИ Днепропетровска Александр Алексеенко:
— Открытие Южного моста не может в полной мере решить проблему загруженности центра. Конечно, часть машин через него будет ездить. Но скажите, зачем водителю, направляющемуся на проспект «Правды» (центральная магистраль левобережной части Днепропетровска. — В.О.), Южный мост, ведущий в Самарский район? Парочку лишних километров набросить? Основная масса грузопотока приходится на проспект «Правды» и, соответственно, на Новый мост...
Впрочем, об основном назначении Южного лучше других сказал министр транспорта Украины Леонид Костюченко:
— В Украине в последние годы таких мостов не строилось. Но говоря о стратегическом значении этого моста, надо отметить, что сегодня мы намерены построить новую автомобильную дорогу, которая бы связала западную и восточную границы Украины. Уже подписано соглашение с венгерской компанией о строительстве автобана на концессионной основе. И данный участок вписывается в это стратегическое направление. В целом транспортная инфраструктура Днепропетровщины будет использоваться в масштабах того большого транспортного коридора, о котором говорят, когда имеют в виду возрождения древнего Шелкового пути.
Присутствовавший на торжественном открытии Южного моста запорожский губернатор Алексей Кучеренко отметил, что данное событие «имеет политическое значение, являясь яркой демонстрацией того, что в наше тяжелое время можно не только жаловаться на сложности, но и работать, возводить крупные объекты». В перспективе подписанного недавно договора о многоплановом сотрудничестве между Запорожской и Днепропетровской областями Южный мост реально сократит расстояние между регионами и, как следствие, потери топлива и времени.