UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цены на сахар, яйца и масло — выше неба, эффективность АМКУ — ниже плинтуса

Почему АМКУ в который раз заваливает расследование о завышении цен

Авторы: Галина Верцимаха, Анжелика Изотова

Уже около десяти лет Антимонопольный комитет безрезультатно проводит исследования, расследования, проверки на рынках сахара, растительного масла и яиц. В апреле 2021 года уже четвертый за этот период глава АМКУ Ольга Пищанская продолжила традицию, объявив о начале длящихся десятилетиями исследований. Прошли еще полгода, но результатов опять нет.

А тем временем цены продолжают расти. И мы до сих пор не имеем каких-либо официальных ответов от Комитета: является ли этот рост объективным отображением мировых ценовых трендов или все же вызван сговорами и монопольными злоупотреблениями на украинских продовольственных рынках. Почему так происходит, объясняет «Лига антитраста».

Главная причина такого промедления состоит в том, что закон не устанавливает никаких сроков, которые бы ограничивали Комитет в исследовании или расследовании. И он может бесконечно долго исследовать деятельность влиятельных агробизнесменов, имеющих своих лоббистов во власти. Вот как это выглядит на конкретных примерах.

 

Рынок растительного масла

Начиная с 2016 года Антимонопольный комитет почти ежегодно рассказывает о рынке масла в своих годовых отчетах.

Однако, имея весомый массив информации в многолетней динамике о структуре рынка, состоянии конкуренции на нем, поведении участников, Комитет так и не смог прийти к окончательным выводам по результатам такого длительного и «углубленного» исследования.

Тем более рынок растительного масла очень проблематичен, имеет олигопольную структуру, которая характеризуется доминированием двух основных игроков: дочернего предприятия «Сантрейд» и ООО «Кернел-Трейд» с общей долей рынка более 50%.

Ежегодно у обоих производителей при одновременном снижении цен экспорта происходит синхронный рост цен на растительное масло на внутреннем рынке. Это может свидетельствовать о субсидировании дешевого экспортного масла на конкурентных иностранных рынках за счет дорогого для внутреннего потребителя.

Поскольку ситуация на рынке носит системный характер, Комитет давно должен был определиться, есть ли там нарушения (злоупотребление монопольным положением или картельный сговор участников рынка). Если да, оперативно принять исчерпывающие меры, чтобы его прекратить и не допустить совершения подобных нарушений в будущем. И обязательно наказать нарушителей и позволить потерпевшим потребителям взыскать с них переплаченные деньги в двойном размере.

Либо же сказать, что никаких злоупотреблений на этом рынке нет и не было, а есть объективные факторы, которые и вызывают рост цен на растительное масло. И поставить под этим выводом свои подписи и фамилии.

Но комитет продолжает отмалчиваться, а потребители — платить.

 

Рынок яиц

В 2011–2014 годах Комитет ежегодно предоставлял обязательные для рассмотрения шаблонные рекомендации о снижении цен участникам всей вертикали реализации яиц: от производителя до магазина. Участники рынка реагировали на эти «пасхальные приветствия» также шаблонно: сообщали о выполнении, обещали придерживаться доступных конкурентных цен, а потом ситуация снова повторялась.

То есть на рынке яиц, как и на рынке подсолнечного масла, существует системная цикличность в действиях участников рынка по ценообразованию. Возможно, это связано с тем, что оба рынка являются экспортоориентированными с положительной динамикой на увеличение объемов экспорта. И если они вынуждены снижать экспортные цены ради конкуренции на внешних рынках, то, соответственно, компенсируют неполученную суперприбыль за счет внутренних потребителей.

С 2016 года в ежегодных отчетах Комитет вместе с рынком растительного масла начал упоминать и рынок яиц. В 2018 году ведомство изменило название исследуемого рынка на яйца куриные в скорлупе.

И опять то же самое. У Комитета есть наработанная история о ситуации на рынке, он знает, что на рынке есть структурные признаки монополии трех промышленных групп: Агрохолдинга «Авангард», «Овостар Юнион» и «Интер-Агросистемы». Но до сих пор не может сказать, есть ли между ним активная конкуренция и почему растут цены.

Единственное, что обнаружили в ходе исследования, так это то, что на протяжении 2018–2019 годов одна из компаний группы «Авангард» увеличила количество филиалов за счет аренды (субаренды) птицефабрик без получения на это разрешение Комитета. Поэтому в 2020 году АМКУ открыл дела по признакам совершения группой «Авангард» десяти нарушений законодательства о защите экономической конкуренции — концентрации без разрешения. Сейчас расследование продолжается.

Однако поскольку выразительной и понятной реакции со стороны конкурентного ведомства на действия участников рынков яиц и растительного масла по поводу возможных злоупотреблений уже много лет нет, то соответственно рынок, с точки зрения бизнес-подходов, понимает, что можно продолжать и даже усиливать повышение цен.

У вопроса «кому это выгодно?» есть только один ответ: тем, кто владеет этим бизнесом. Ведь пока нет решения комитета, нет и признанного нарушения и ответственности за него.

 

Рынок сахара

Аналогично АМКУ наводит резкость и на рынок сахара — в ежегодных отчетах. Но это не решает проблему, ведь Комитет не выносит решения в делах, не делает выводов, кто и какие «ценовые» нарушения совершает и есть ли конкуренция между участниками рынка.

5 апреля 2021 года Антимонопольный комитет начал дело против группы «Астарта» и ООО «Радеховский сахар» по признакам сговора на рынке первичной реализации белого сахара (свекольного).

Компании синхронно повышали цены: в один и тот же период (в сентябре-ноябре 2020-го) в среднем на 48% и без объективных на это причин.

На сегодняшний день расследование продолжается. И, возвращаясь к тому, что законодатель не ограничил Комитет в сроках его проведения, ожидать быстрого результата не приходится. Как и реакции Комитета, которая должна бы по меньшей мере прекратить продолжающиеся нарушения, не говоря уж о том, чтобы предупредить будущие.

 

Как это изменить

Учитывая практику АМКУ по необоснованному затягиванию сроков расследования, «Лига антитраста» неоднократно предлагала депутатам закрепить в законодательстве предельный срок их проведения. Однако ни один из трех парламентов, сменившихся за эти десять лет, так и не смог сделать этот простой, но очень важный шаг.

Ждем десятого созыва Рады и восьмого главу АМКУ?