UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРАНЗИТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ: ПО-ЕВРОПЕЙСКИ ИЛИ, КАК ПРЕЖДЕ, «ПО-БРАТСКИ»?..

Помните поучительную притчу о том, как родители объясняли своему чаду, что означает по-братски разделить яблоко с сестрой: большую часть отдать ей, а меньшую оставить себе...

Автор: Алла Еременко

Помните поучительную притчу о том, как родители объясняли своему чаду, что означает по-братски разделить яблоко с сестрой: большую часть отдать ей, а меньшую оставить себе. После чего малыш сказал, что пусть лучше старшая сестра поделит с ним яблоко по-братски. Смышленый малый…

Во времена СССР Россию в других «свободных республиках» частенько называли «старшим братом». По этой ли причине, либо в силу более веских оснований — этот комплекс у нее таки развился. Но если переложить современные взаимоотношения РФ с другими участниками СНГ, в частности с Украиной (особенно в вопросах нефтегазовых отношений), так сказать, в семейную плоскость, то очевидно, что Россия предпочитает, чтобы с ней поступали «по-братски». Впрочем, разве только Россия?.. Другое дело, что Украина своим бездействием и непоследовательной политикой в отношении нефтегазовой отрасли сама чуть было не загнала себя в угол, откуда даже не разглядеть, как изменяется расклад на международном рынке энергоносителей.

Прежде чем продолжить обещанный в предыдущем выпуске «Зеркала недели» рассказ о брюссельской конференции в формате Украина–ЕС «Развитие нефтегазового сектора Украины и возможности привлечения иностранных инвестиций» и ее значении для нас, несколько слов о ее европейском инициаторе и соорганизаторе. А точнее, об INOGATE — программе технического содействия Европейского Союза (TACIS). Имея представление об этой программе, проще будет оценить значение европейских интеграционных проектов в нефтегазовом секторе для Украины. И несколько иначе взглянуть на «далеко идущие планы» (как выразился Л.Кучма в минувший вторник в Стамбуле в ходе открытия другой международной конференции), вытекающие из трехстороннего заявления президентов Украины, России и федерального канцлера Германии о намерении создать международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины.

Украинцам легко понять европейцев в том смысле, что они также более чем на 50% от потребности в энергоносителях зависят от их импорта. И тенденция эта не только сохраняется. К 2030 году эксперты прогнозируют увеличение потребности в импорте энергоносителей европейскими потребителями до 70%. Учитывая этот существенный фактор, нет нужды объяснять, почему Европа пытается ограничить свою зависимость если уж не в импорте нефти и газа, то хотя бы в вариантах их поставок.

Представленная на обсуждение Европейской Комиссией 29 ноября 2000 года «Зеленая книга: на пути к европейской стратегии надежности поставок энергоносителей» определяет долгосрочную энергетическую стратегию Европейского Союза, которая направлена на диверсификацию, повышение надежности, экологической безопасности и экономической эффективности энергопоставок в ЕС. Эта стратегия, да будет нам известно, предполагает два основных направления: контроль над растущим спросом на энергоносители и управление зависимостью от их поставок. Последнее предполагает в частности важность выбора способа транспортировки энергоносителей и их источников поставок. Именно в этой сфере европейская программа INOGATE имеет важное значение, в том числе и для Украины, как весомого транзитора нефти и газа.

Впрочем, не стоит, наверное, обольщаться: хотя географически Украина и ближе к центру Европы, вся ее десятилетняя история красноречиво продемонстрировала, что «скифы мы, да, азиаты мы…». И не суть важен в этом смысле (если следовать мысли поэта) разрез и цвет глаз — любой «негр преклонных годов» с паспортом одной из стран ЕС позиционирует и самоосознает себя куда большим европейцем. И объединенной Европе это тоже известно.

Хотя, безусловно, кое-чему за это время мы все же научились. И тот факт, что отечественные компании перестают отправлять в загранкомандировки (особенно, за госчет) своих представителей на многочисленные международные форумы, саммиты и конференции исключительно как на ознакомительную экскурсию, тому свидетельство. По крайней мере, презентационная инициатива за последний месяц и на конференции в Брюсселе (официальном, можно сказать, сердце Европы), и в ходе заседания украинско-польской комиссии по экономическому сотрудничеству в Жешуве, и даже на международной конференции в Стамбуле принадлежала представителям Украины. Это уже кое-что. Жаль только, что в украинско-российских нефтегазовых отношениях наблюдается абсолютно обратная тенденция. Между тем, все могло бы (может ли еще?) быть иначе. В частности и благодаря созданному ЕС инструментарию. Даже если он призван защищать интересы прежде всего объединенных европейцев.

Когда рухнул «единый и могучий», Центральная и Западная Европа оказались перед фактом того, что Россия как основной их поставщик нефти и газа, мягко говоря, имела весьма напряженные взаимоотношения со странами, через территорию которых эти энергоносители доставлялись европейским покупателям. И хотя РФ и «Газпром», как могли, гарантировали стабильность поставок энергоносителей, Евросоюз, выступая как «частный брокер», и действуя через программу технического содействия, с 1991—1992 годов начал переговорный процесс со странами СНГ и предложил проект «Управление международными нефте- и газопроводами», финансируемый бюджетом TACIS вплоть до конца 1997 года. (И это свидетельствует о том, что европейцы готовы платить за свою энергетическую независимость. Вопрос в том — кому?)

По большому счету, этот проект и стал побудительным мотивом для развития программы INOGATE. Как и международная конференция на уровне премьер-министров «Межгосударственное управление нефте- и газопроводами в Закавказье, Центральной Азии, Украине и Молдове», проходившая 22—25 ноября 1995 года в Брюсселе. По сути, именно тогда, впервые после распада СССР, представители СНГ встретились, чтобы обсудить общие проблемы в нефтегазовом секторе, и впервые проблемы нефте- и газопроводов этой части света обсуждались за пределами бывшего Союза.

Чтобы обеспечить стабильность поставок энергоносителей, недостаточно долгосрочной разумной ценовой политики — необходима безопасная транспортная сеть. И это именно та причина, в силу которой транспортная инфраструктура является фундаментальной для обеспечения надежности и безопасности энергопоставок. А создание новых нефте- и газомаршрутов позволит импортировать нефть и газ из Каспийского региона и южного Средиземноморья, что повышает энергобезопасность за счет диверсификации их географических источников, что достаточно подробно представлено, например, на схеме европейской газотранспортной системы. И в этом смысле украинская нефтегазотранспортная инфраструктура приходится как нельзя кстати. Поэтому европейцы все пристальнее изучают ее состояние и возможности, оказывают техническую поддержку в рамках программы INOGATE.

Программа INOGATE (Interstate Oil and Gas Transport to Europe), финансируемая Европейским Союзом, начата в 1995 году и суть ее выражена уже в самом названии — «Международная транспортировка нефти и газа в Европу». Основной целью этой программы декларируется содействие региональной интеграции нефте- и газопроводных систем и упрощение транспортировки энергоносителей как в самих регионах, так и на внешние рынки Европы и Запада в целом.

В этом многосложном процессе INOGATE играет роль катализатора в привлечении частных инвесторов и международных финансовых институтов для участия в проектах, связанных с нефтегазотранспортными системами. Другими словами, эта программа ставит своей целью выступать в роли катализатора регионального сотрудничества на политическом и правовом (институциональном) уровнях с одной стороны, и для привлечения необходимых инвестиций на коммерческих началах, с другой.

При этом программа исходит из пяти основных направлений: оценка существующих нефтегазотранспортных систем; возможности развития новых транспортных систем; улучшение институциональных основ торговли и межгосударственной транспортировки углеводородов; незамедлительные маломасштабные инвестиции в межгосударственные инфраструктуры, связанные с определенными рисками; передача ноу-хау в вопросах управления ресурсами и эксплуатации трубопроводов.

Программа INОGATE — форма сотрудничества 50 сторон. Это государства, подписавшие Рамочное Соглашение (страны-участницы); государства-члены ЕС — в статусе наблюдателей; донорские организации — например, ЕБРР, ЕИБ и т.д. — также в статусе наблюдателей; организации, например, секретариат Евроэнергохартии — также в роли наблюдателей.

Кроме 21 страны-участницы этой программы, еще семь государств намерены к ней присоединиться. Кандидатами на присоединение к программе в будущем считают государства Средиземноморья и Ближнего Востока.

Между прочим, Украина играет существенную роль, являясь государством-депозитарием Рамочного Соглашения INOGATE; функции депозитария возложены на МИД. Произошло это в ходе первого, киевского, саммита INОGATE 22 июля 1999 года, когда 13 государств официально подписали Рамочное Соглашение.

Рамочное Соглашение INOGATE — межгосударственное соглашение, определяющее правовую основу для реализации и содействия развитию межгосударственных транспортных систем и привлечения инвестиций, необходимых для их строительства и эксплуатации. Это соглашение и протоколы к нему разработаны для обеспечения максимальной гибкости институциональной структуры конкретных проектов путем установления общесогласованных параметров, совместимых с финансовыми, техническими и эксплуатационными стандартами для минимизации инвестиционных рисков, максимизации прибыльности и затем — привлечения инвестиций на самых выгодных условиях.

Согласно статье 15 Соглашения, оно вступает в силу на 30-й день после даты передачи в депозитарий третьей ратификационной грамоты. Украина была третьей страной, подписавшей РС, и ратификационная грамота была передана в депозитарий 18 января 2001 года, Рамочное Соглашение как международный договор официально вступило в силу 17 февраля 2001 года.

В настоящее время к РС присоединилась 21 страна, а в 10 из них Соглашение уже вступило в силу и представлено в Ассамблее ООН.

Кстати, примечательный факт: выпущенная в январе, можно сказать, свеженькая карта нефте- и газопроводов, включающая Европу, Азию, регион Каспия, а также Алжир и Турцию, впервые содержит и четко очерченные нефтегазовые магистрали Украины. Причем не только существующие, но новые и создаваемые магистрали, как-то нефтепровод Одесса—Броды и газопровод в направлении Турции. Не то чтобы об этих проектах европейцы не знали прежде. Знали, хотя и не все, кто потенциально мог ими заинтересоваться. Но, очевидно, серьезно их не рассматривали в качестве альтернативных и одновременно надежных вариантов доставки углеводородного сырья в Европу.

Похоже, ситуация изменилась. Чему, безусловно, способствовала и активизация крупнейшей отечественной нефтегазовой компании НАК «Нефтегаз Украины», всех ее дочерних предприятий, а также уполномоченных госмужей, которые взялись активно и последовательно рекламировать нефтегазовые проекты на международном рынке. Словом, реклама — двигатель прогресса. И уж европейцы об этом прекрасно знают.

Можно предметно описывать с дюжину инвестиционных проектов, презентованных на конференции в Брюсселе дочерними компаниями «Нефтегаза Украины». И хочется верить, что за этим последуют реальные предложения и со стороны представителей ЕС. Впрочем, как выразился в ходе инвестиционно-презентационной конференции ведущий банкир ЕБРР г-н Шапиро, рассмотрение любого инвестиционного проекта и предложения как для ЕБРР, так и для других инвесторов, — это «дотошный процесс». Который, между прочим, учитывает и фактор политического риска. И никто не станет рисковать в ситуации неопределенности.

К сожалению, именно таковая ситуация и сложилась после заявления о создании консорциума по управлению украинской ГТС. Тем более что это заявление прозвучало накануне брюссельской конференции. К тому же первый вице-премьер Олег Дубина и глава НАКа Юрий Бойко были заняты подготовкой к украинско-российской встрече в Харькове, что не позволило им присутствовать на встрече Украина–ЕС. Между тем европейцы жаждали из уст первых руководителей услышать, о чем собственно речь в связи с консорциумом. Нисколько не умаляя профессиональных способностей представлявших делегацию Украины уважаемых господ, вынуждена констатировать, что они официально просто не были уполномочены ответить на многие вопросы представителей ЕС. Ведь решение о создании консорциума — из области политических решений (или уступок?). И в то время, когда менеджеры дочерней компании НАКа — «Укртрансгаза» рассказывали о возможностях и перспективах, в частности инвестиционных, для украинской ГТС, мысли многих представителей потенциальных инвесторов и партнеров были заняты решением газоконсорциумного кроссворда...

Еще одна деталь. Представители украинской миссии при ЕС и программы INOGATE приложили максимум усилий для того, чтобы конференция Украина–ЕС была максимально продуктивной. Однако, как они же заметили, за месяц собрать максимальный кворум в сердце Европы достаточно сложно. В Брюсселе принято рассылать приглашения на подобные форумы месяца за четыре до объявленной даты. Разумеется, это не самая принципиальная деталь. Но вряд ли в ЕС станет, как говорится, менять устав своего монастыря в угоду украинцам.

Так или иначе, все это поучительно. И деловые встречи в Брюсселе имели место быть. Некоторые из них обещают быть весьма результативными. И уже тот факт, что Украина ассоциируется теперь не только с Чернобылем, а с мощнейшей в Европе газотранспортной системой и экономически привлекательным проектом Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора — это немалый прогресс. Лишь бы политики в очередной раз не подкачали...