UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОЛИТСТРУКТУРАМИ — ЭТО МИФ

На нынешнем этапе утверждения Украины как полноправного члена мирового сообщества вероятные угрозы нашей государственности переместились в плоскость экономической безопасности...

Автор: Леонид Деркач

На нынешнем этапе утверждения Украины как полноправного члена мирового сообщества вероятные угрозы нашей государственности переместились в плоскость экономической безопасности. Главная стратегическая задача — защитить национальные экономические интересы, так же как и противостоять организованной преступности, терроризму, политическому экстремизму, экологическим и технологическим беспорядкам — задача всех государственных органов. Но именно Служба безопасности Украины обеспечивает властные структуры одним из основных средств контроля за обстановкой в государстве и рычагов влияния на внутренние процессы — информацией.

ПРЕДУПРЕЖДЕН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН

Мы не только сообщаем руководству государства о результатах оперативно-розыскной деятельности и информируем его о событиях, касающихся национальных интересов Украины, но (и это самое главное сегодня) анализируем всю поступающую в наше распоряжение информацию — как открытую, так и специальную.

Это будничная, тяжелая работа, и оценить ее по достоинству способны немногие. Обычно результат такой работы — всего несколько сухих строчек в докладе, содержащих краткий и точный ответ на поставленный вопрос. Замечу, что легких вопросов разведчикам не задают, разрешение задач, поставленных перед Службой, требует значительных интеллектуальных усилий. Подсказки ждать неоткуда — условия этих задач, как правило, уникальны.

Становление государственной независимости Украины происходит одновременно с глубокими социально-политическими и экономическими преобразованиями. Воспользоваться опытом наших предшественников мы можем далеко не всегда, поскольку они действовали в принципиально иных правовых рамках. От известных зарубежных методик пользы также немного — они разработаны для обществ, проблемы которых существенно отличаются от наших. Многому нам пришлось учиться на практике, с неизбежными и досадными упущениями.

Например, былой опыт защиты экономической безопасности, в целом, сводился к перепроверке нескольких десятков производственных показателей. Их «заказывал» ВПК с единственной целью — не допустить стратегической зависимости от импорта. Внешнеэкономические связи были призваны обслуживать, в первую очередь, интересы внешней политики, экономическая целесообразность международных проектов вообще редко принималась во внимание. Откуда было взяться, скажем, опыту защиты государственных экономических интересов на мировом рынке?

В последние годы Служба безопасности Украины разработала собственные методики такой защиты и сегодня государство, по меньшей мере, способно отстаивать свои интересы.

Но мы обязаны работать на опережение, мы должны точно знать, откуда может исходить угроза экономической безопасности Украины. Поэтому мы внимательно следим за тем, что происходит в финансовой сфере, энергетике, промышленном производстве, сельском хозяйстве, в СМИ, в силовых ведомствах. Изучаются социальные процессы и господствующие тенденции общественного мнения. Экологическое состояние Украины также является предметом постоянного наблюдения СБУ.

Прогнозируются возможные последствия самых разнообразных явлений — от снижения цен на комбинированные корма до целенаправленного изменения инвестиционной политики со стороны международных финансовых организаций. Не все неприятности государство способно предотвратить, но, будучи предупрежденным, может подготовиться к тому, чтобы пережить их с наименьшими потерями.

О НОВОМ СТИЛЕ

Ранее для такой работы нам не хватало кадров соответствующей квалификации. К счастью, ныне кадровая проблема преодолевается. Мы надеемся сформировать новое поколение сотрудников СБУ — из молодежи, пришедшей к нам с искренним намерением служить Украине и имеющей успешный опыт работы в государственных структурах. Условия для приема на работу к нам — профессионализм и высокая порядочность. А также способность справляться со значительными физическими и умственными нагрузками — я сам работаю с семи утра до двенадцати ночи, и большинство наших сотрудников — такие же «трудоголики». Надеюсь на скорую смену поколений в Службе — кроме бойцов-суперменов, нам сегодня нужна и «гражданская» молодежь. Это обязательное требование «нового стиля».

Ключом к пониманию этого стиля может служить упразднение идеологической составляющей в нашей сегодняшней работе. СБУ защищает Конституцию, запрещающую провозглашение какой-либо идеологии государственной. В связи с этим нуждаются в серьезной реорганизации те подразделения Службы, обязанностью которых, в свое время, была именно борьба с «идеологическими диверсиями». Инакомыслие давно не числится в списке потенциальных опасностей для государства. Это, кстати, касается не только личных идеалов, но и обычных частных интересов, которые, увы, далеко не всегда пребывают в гармонии с государственными. Но, покуда не нарушен Закон, никто не вправе назвать чьи-то интересы преступными.

Эта реальность определяет и стиль нашей оперативной работы — поиск и предоставление упреждающей информации: если высока вероятность конфликта между государственным и частным интересами, дожидаться противостояния вовсе не обязательно. В большинстве случаев необходимого эффекта можно достичь обычным предупреждением или законодательной инициативой, но для полного успеха с каждой из сторон желательно говорить «на ее языке», быть способным компетентно ответить на любые возникающие вопросы. Мы очень нуждаемся в людях с такими способностями.

Не исключено, что здесь нам удастся использовать и западный опыт. Там в структуры, аналогичные нашей, приходят и люди с личным опытом работы в бизнес-структурах. Их индивидуальный опыт решения локальных вопросов может оказаться бесценным приобретением для СБУ.

Напомню, что если наши предшественники могли рассчитывать, например, на «особое содействие» прокуратуры или, например, не встречать препятствий при проведении оперативных мероприятий, то сегодня такая «лихость» невозможна, СБУ работает в строгом соответствии с законом. Это, конечно, не способствует формальному улучшению показателей нашей работы, но возвращаться к «праведному беззаконию» мы не станем, как бы нас не провоцировали — в первую очередь, инициаторы так называемых «резонансных дел».

О ПРОБЛЕМАХ СЛЕДСТВИЯ

Опыт свидетельствует, что «резонансность» дела определяется не столько масштабностью злоупотреблений, сколько возможностью заинтересованных лиц «настричь купонов» для публичной политической борьбы. Практически никогда эти дела не заканчиваются конкретными результатами — как, например, возвращением средств или раскрытием механизма хищений. Но ничего удивительного в этом нет — наши «записные» борцы с мафией преследуют иные цели. Их задача — успеть оглушить слушателя цифрами и фамилиями, а достигнув этого результата, они теряют к делу интерес.

Это, кстати, очень часто наносит прямой вред следствию, позже оно неизбежно затягивается или вовсе рассыпается, что дает повод для многозначительных намеков на предвзятость тех, кто это следствие ведет. Больше всех страдает прокуратура, ведь именно ей мы передаем наши материалы, но и нам приходится выслушивать досужие домыслы.

Ответственно утверждаю: в практике Службы безопасности не было дел, закрытых под давлением или из соображений политической целесообразности. Сложность расследования зависит не от рангов и регалий подследственных, а от количества эпизодов дела, участников, запутанности схемы действий, участия в них иностранных граждан и размещения средств за рубежом, наконец, содействия следствию со стороны свидетелей. Эти трудности, кстати, мы не считаем непреодолимыми. Негативный опыт мы изучаем так же тщательно, как и передовой. А нынешние проблемы, с которыми СБУ сталкивается при проведении оперативно-следственных действий, требуют комплексных решений и эти решения будут приняты в ближайшее время. Не стоит забывать, что преступность, в первую очередь экономическая, не останавливается на достигнутом. Ее методики совершенствуются, и для успешной борьбы с ними Служба должна хотя бы на шаг опережать преступников — технологически и интеллектуально.

О ПРОБЛЕМАХ ИЗВНЕ

Международные реалии нынешнего времени таковы, что Украине приходится заботиться о противодействии терроризму. В данный момент созданный при СБУ в декабре 98-го Антитеррористический центр, на который возложены задачи предупреждения и пресечения террористических актов, сосредоточился, в частности, на контроле за перемещением по нашей территории лиц из «горячих» регионов. Пока работа над тем, чтобы лишить представителей зарубежных террористических организаций и незаконных военизированных формирований малейших шансов «отсидеться» на территории Украины под видом коммерсантов или беженцев, идет вполне успешно.

Не секрет, что многие террористические организации пользуются негласной поддержкой спецслужб заинтересованных государств. Украина представляет для этих спецслужб немалый интерес. В прошлом году украинской контрразведке удалось пресечь действия нескольких иностранных разведывательных служб. За противоправные действия был выдворен, с запретом въезда в Украину, 41 иностранец. Только военные контрразведчики, во взаимодействии с командованием Вооруженных Сил, защищая экономические интересы страны, предотвратили нанесение государству ущерба на 55 миллионов гривен и 15 миллионов 200 тысяч долларов США.

Всего нашими силами из-за границы возвращено валютных средств на 338 миллионов гривен, что почти в десять раз больше, чем в 98-м году и составляет четвертую часть всех возвращенных валютных ценностей, незаконно пребывавших за пределами Украины. Конечно, решение проблемы возвращения средств из-за границы — не только в нашей компетенции. По большому счету, только успешное проведение реформ способно окончательно вывести «теневой» бизнес, за исключением криминального, на орбиту закона и госбюджета.

О ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ

Для этого политики и законодатели должны дать подтвержденные законами гарантии того, что возвращенные деньги не будут экспроприированы, предусмотреть механизм, предотвращающий их повторный отток за границу, и в то же время не превратить Украину в регион отмывания «грязных» денег. Ведь, по экспертным оценкам, сегодня доля теневой экономики фактически сравнялась с официальной и достигла суммы 8,6 миллиарда гривен. Усилилось и влияние теневого капитала на различные сферы политической жизни — деятельность партий, народных депутатов, региональные структуры власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации. А ведь это прямая угроза национальной безопасности!

Тем не менее, гораздо охотнее в СМИ рассуждают о посягательстве СБУ на конституционные права тех или иных политических объединений. Наибольшего накала страсти достигли во время недавней предвыборной борьбы, когда любое оперативное мероприятие в отношении коммерческой структуры комментировалось исключительно как политическое давление. Да, в этот период те или иные коммерческие структуры поддерживали «своих» кандидатов, но не прекращать же из-за этого СБУ свою деятельность!

Ответственно заявляю, что «тотальный контроль СБУ за политструктурами» — это миф, который распространяют политические неудачники, чтобы как-то оправдывать свои поражения. Служба действительно проявляет интерес к деятельности некоторых политических структур, действующих в Украине, но лишь к той части их деятельности, которая не укладывается в рамки Конституции и международных обязательств нашего государства. Кстати, для того чтобы обнаружить подобные посягательства на закон, вовсе не обязательно прибегать к оперативным мерам — достаточно текстов публичных заявлений. И то, что жестких мер в отношении нарушителей государство до сих пор не применяло, вовсе не означает, что оно обязано терпеть посягательства на свой конституционный строй.

Утвердив основные направления своей деятельности на 2000 год, украинская спецслужба определила свое место практически во всех мероприятиях руководства государства. Избран путь от исключительно правового регулирования всех без исключения сфер жизни — речь идет о социальной, финансовой, технологической, энергетической, продовольственной, экологической и информационной безопасности государства — до декриминализации общественного сознания, когда естественной нормой жизни станет восприятие реалий сквозь призму права. И только через нее.