UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЭК БЕЗ РУЛЯ И ВЕТРИЛ

Предыдущие парламентские слушания в сфере энергетики «Энергетическая политика Украины» проходили в середине июня прошлого года, как раз после моего назначения главой Запорожской облгосадминистрации...

Автор: Алексей Кучеренко
Алексей Кучеренко

Предыдущие парламентские слушания в сфере энергетики «Энергетическая политика Украины» проходили в середине июня прошлого года, как раз после моего назначения главой Запорожской облгосадминистрации. Вернувшись к активной работе в ВР, сразу же попал на очередные энергетические слушания «Энергетическая стратегия Украины». Между этими событиями — десять месяцев, и я с интересом слушал и анализировал выступления участников, оценивая, что изменилось за столь длительный период в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти в ТЭКе.

Безусловно, изменились действующие лица, представляющие органы центральной исполнительной власти в сфере энергетики. Это и новый вице-премьер, полномочия которого распространяются на всю промышленную политику. И новый министр топлива и энергетики, и новый глава НКРЭ. Казалось бы, уже это должно было привести к появлению новых идей и к изменению формы и содержания дискуссий относительно развития энергетического комплекса Украины. В действительности же эти слушания, как и предыдущие, свелись к очередной констатации кризисного состояния ТЭКа и пожеланиям «улучшить, расширить, выделить средства и т.д.» по отношению к конкретным энергетическим предприятиям, подотраслям и отраслям ТЭКа. А вопросы, которые должны быть стержнем энергетической политики и энергетической стратегии, практически не были затронуты ни на предыдущих, ни на последних слушаниях.

Так что же такое политика, стратегия и программа применительно к топливно-энергетическому комплексу? Политика в сфере энергетики — это определение взаимоотношений между различными социальными группами, которые так или иначе связаны с ТЭКом; определение цели, задач, форм и общего содержания деятельности государства в сфере энергетики. Стратегия — это система широкомасштабных решений и направлений деятельности, последовательная реализация которых позволит достичь основных целей государственной энергетической политики. Проще говоря, политика ставит задачи, а стратегия обеспечивает их выполнение. Что касается отраслевых программ в сфере энергетики, то они должны представлять собою конкретизированный и детализированный план реализации энергетической стратегии в той или иной отрасли.

Нужна ли сегодня Украине энергетическая политика и кто должен являться субъектом ее определения?

Посмотрим на зарубежный опыт. Вопросы формирования энергетической политики являются приоритетными для многих стран мира. Это и США, и Германия, и Польша, и Россия, и Аргентина и другие. Особенно это касается так называемых «переходных периодов развития», поскольку наличие продуманной госэнергетической политики позволяет намного быстрее и с наименьшими потерями перейти к устойчивому экономическому развитию. Нужно ли это Украине сегодня? Думаю, что это было нужно нам еще вчера.

Что касается субъектов определения энергетической политики, то в разных странах они различны. Это может быть и президент, и парламент, и правительство.

На мой взгляд, в нашей стране наиболее оптимальным субъектом формирования энергетической политики является парламент, поскольку лишь в случае ее законодательного закрепления можно достичь преемственности в деятельности правительства в сфере энергетики, которая до сих пор была чрезвычайно непоследовательна и политизирована. Изменение политики в сфере энергетики с приходом каждого нового правительства — непозволительная роскошь для Украины. Чтобы избежать такой ситуации в будущем необходимо законодательно закрепить основы энергетической политики. Проект соответствующего закона уже подготовлен и «отдыхает» в парламенте более восьми месяцев. Интерес к нему постепенно угасает и переключается на разговоры об энергетической стратегии. А то, что стратегия должна быть «порождена» или хотя бы согласована с политикой, сегодня практически никого не волнует.

На последних парламентских слушаниях Минтопэнерго презентовал проект концепции энергетической стратегии, который, похоже, к этим слушаниям и был подготовлен. По идее, представленная концепция должна стать основой для создания энергетической стратегии Украины на последующие 30 лет. Может ли она стать такой основой? Убежден, что нет. Поскольку эта концепция, как и многие другие программы в сфере энергетики, в том числе и требующая пересмотра Национальная энергетическая программа Украины, ограничилась определением состояния и основных направлений развития отдельных подотраслей ТЭКа.

Вне рамок этой концепции остались такие важнейшие для развития комплекса вопросы, как определение новых принципов управления отраслью при переходе к рыночным отношениям, реформирование природных монополий и повышение качества и уровня их регулирования, создание эффективной системы управления госсобственностью, определение особенностей и этапности изменения форм собственности в энергетике, принципы и подходы внедрения конкурентной среды, вопросы совершенствования налоговой и тарифной политики, принципы организации взаимоотношений «центр-регионы». То есть, фактически, за бортом концепции осталось все то, что мы, да и не только мы, а весь мир, называет структурными реформами.

Я понимаю, что такой подход к написанию стратегий и программ заложен в нас с советских времен. Но, увы, нельзя рассчитывать, что подходы, используемые в плановой экономике, основанной исключительно на госсобственности, будут работать в условиях рынка. И хоть до нормального рынка в энергетике нам еще очень далеко, но отдельные его элементы мы уже успели внедрить, а также передать в частные руки целый ряд энергетических компаний, которые, к тому же, являются естественными монополиями. Так что сегодня подходы к разработке и исполнению стратегий и программ, выдержанные в духе плановой экономики, нам не только не годятся, но и чрезвычайно опасны с точки зрения защиты государственных интересов, интересов населения, интересов промышленности и ТЭКа. Нельзя в новых условиях работать старыми, давно изжившими себя методами.

Что, на мой взгляд, обязательно должно быть представлено в энергетической политике и энергетической стратегии для того, чтобы они не остались пустыми декларациями.

Прежде всего, следует четко определить взаимоотношения между государством, потребителями и субъектами ТЭКа, а также механизмы реализации поставленных задач и источники финансирования намеченных преобразований.

Сегодня мы абсолютно не приспособлены к работе в условиях рынка. Управление топливно-энергетическим комплексом осуществляется главным образом за счет применения административных рычагов. Вопросы формирования государственной энергополитики не то чтобы слабо представлены, а вообще игнорируются в деятельности Минтопэнерго. Регулирование в сфере ТЭКа находится в процессе становления и требует значительного усовершенствования, в том числе законодательного. В какой-то степени такое положение объяснимо. Мы не можем мгновенно «впрыгнуть» в рынок, поскольку это требует времени и кропотливой профессиональной работы для последовательного создания новой системы экономических и правовых отношений не только в сфере управления энергетической отраслью, а и экономикой Украины в целом. Идеалогия совершенствования методов управления экономикой в условиях перехода к рынку была определена в концепции административной реформы. Увы, она так и осталась на бумаге. Не затронула она и ТЭК.

Значительной проработки требует изучение возможностей по внедрению конкурентной среды в энергетике, механизмов организации функционирования энергетических рынков и этапности их внедрения. Тут недопустимо ни слепое заимствование чужого опыта, ни изолиционистские кустарные подходы. Тут недопустимы ни спешка, ни шатание из стороны в сторону. Переход к устойчивому развитию топливно-энергетического комплекса невозможен в условиях отсутствия последовательности и стабильности. Частая смена руководства отраслью и, как следствие, ориентиров для движения вперед, не позволяет сдвинуться с места.

Единственное, что сегодня сможет направить нас в конструктивное русло — это принятие рамочных законодательных актов, в которых будут установлены основные нормы и правила деятельности в ТЭКе, очерчены направления развития комплекса на перспективу. От разговоров нужно переходить к делу: рассмотреть и принять основы энергетической политики Украины, разработать и утвердить энергетическую стратегию Украины и приступить к ее реализации.