UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тарифно-таможенный компромисс

Умение убеждать и соглашаться на разумные компромиссы премьер-министру Юлии Тимошенко присуще издавна...

Автор: Алла Еременко

Умение убеждать и соглашаться на разумные компромиссы премьер-министру Юлии Тимошенко присуще издавна. Это в очередной раз подтвердило принятие Верховной Радой 15 марта 2005 года изменений к Таможенному тарифу Украины. Даже присутствие Ю.Тимошенко не понадобилось. Хотя она готова была лично отстаивать позицию правительства.

Хорошенько поломав копья на дневном заседании ВР по поводу будущего празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне, после 16.00 народные избранники приступили к рассмотрению проекта о внесении изменений в Таможенный тариф Украины. Докладчиком по этому вопросу был председатель парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Буряк. Который, собственно, поддержал законопроект в первом чтении две недели назад.

На этот раз С.Буряк сообщил: «За погодженням з представниками уряду, я хочу підкреслити це насамперед, з цього законопроекту було вилучено ряд позицій щодо ставок ввізного мита на: перше — холодильники, друге — кабельну продукцію, третє — це телевізори. Було також враховано пропозиції… щодо більших ставок ввізного мита на комплектуючі до телевізорів.

На засіданні комітету 14 березня 2005 року була жвава дискусія по цьому законопроекту, в якій активну участь взяли народні депутати України — автори пропозицій. Насамперед я хочу відмітити активну позицію Василя Гуреєва та народного депутата Анатолія Семиноги. Також міністр фінансів Віктор Пинзеник, представники Міністерства економіки України, керівники підприємств і асоціацій.

Слід зауважити, що фактично та редакція закону, яка вноситься комітетом для прийняття у Верховну Раду України, є компромісом між всіма зацікавленими сторонами, мається на увазі не тільки уряд і депутати, а наші інтереси співпадають... а бюджетом і українськими товаровиробниками і споживачами і, на наш погляд, сприятиме вирішенню завдань, які ставилися авторами цього законопроекту.

Слід зауважити, що уряд взяв на себе зобов’язання: протягом найближчих одного-двох місяців внести пропозиції щодо практично всіх ставок ввізного мита, і в тому числі перевести кодифікацію товарів на гармонізовану систему опису і кодування 2002 року.

На адресу комітету надійшло 25 пропозицій народних депутатів України, які внесені до порівняльної таблиці, яка вам роздана. На жаль, я хочу підкреслити, велику частину пропозицій народних депутатів України, які вони вносили до цього законопроекту, ми не змогли внести до цієї порівняльної таблиці, тому що вони не стосувалися позицій Митного тарифу України, прийнятих у законопроекті за основу у першому читанні. Ці пропозиції є дуже важливими, і комітет разом з урядом їх дуже уважно має розглянути при опрацюванні наступних законопроектів про внесення змін до Митного тарифу України».

Затем народные избранники еще пытались внести определенные поправки в законопроект. Тем не менее относительно защиты мобильных телефонов отечественного производства это не удалось. А что касалось 14-процентной ставки ввозной таможенной пошлины на телевизоры, то в конце концов и эта цифра осталась неизменной, тем более что предварительно с ней согласились представители 12 отечественных производителей телевизоров.

Очень точный вопрос С.Буряку задал Валерий Асадчев (фракция «Наша Украина»).

«Головною проблемою Митного кодексу і змін є не тільки ставки, які зараз змінюються у бік зменшення, враховуючи, що там контрабандою ввозили, а питання цін, тобто ціни, що провозять товари по занижених цінах. Хотів би, щоб ваш комітет і ви сказали, чи розглядалося це питання на комітеті, і як це буде регулюватися. Тому що навіть при знижених ставках, якщо все одно будуть завозити по демпінгових цінах, то ми практично нічого абсолютно не досягнемо цими змінами у закон про Митний тариф».

Господин Буряк на это ответил, что, действительно, изменения Таможенного тарифа на самом деле ничего не стоят без так называемых индикативных цен. «З вуст міністра фінансів Віктора Пинзеника ми отримали інформацію, що протягом двох тижнів буде складено електронний довідник усіх індикативних цін на кожній митниці. Таким чином ця проблема буде вирішена».

Депутат Владимир Майстрышин (фракция Народной партии), в общем поддерживая позицию по уменьшению таможенных тарифов, поинтересовался также: «Міністр економіки Сергій Терьохін говорив про те, що ця позиція дасть для бюджету близько шести мільярдів гривень, і закликав нас голосувати за цей законопроект.

Сьогодні ми бачимо знову голову комітету з питань фінансів, але не бачимо представників бюджетного комітету з цього питання. Тобто тоді питання до голови комітету з питань фінансів: яка користь для бюджету в цілому? Мова йде про шість мільярдів чи про три мільярди, які сьогодні вже міністр економіки декларує? Тобто: це плюс чи мінус з бюджету?»

На откровенный вопрос С.Буряк дал откровенный ответ: «Из тех примеров и расчетов, которые были нам представлены, самым ярким расчетом, точнее, примером, был следующий. Скажем, если в среднестатистический день в январе от таможни приходило там 40—45 млн., то на сегодняшний день вот в начале марта сумма эта перевалила за 120 миллионов. То есть вы представляете, какая, скажем, была у нас контрабанда и какая проблема существует?

Что касается суммы для бюджета. От представителей Министерства экономики мы слышали цифру три миллиарда гривен, хотя расчетов, буду откровенным, они нам не представили».

Еще несколько минут депутаты поспорили, но в конце концов предложенный правительством «таможенный» компромисс приняли 346 голосами во втором чтении и в целом как закон проект закона о внесении изменений в Таможенный тариф Украины (регистрационный номер 7114).

По фракциям «за» проголосовали: «Наша Украина» — 87, коммунисты — 0, «Регионы Украины» — 47, Народная партия — 27, СПУ — 25, Блок Ю.Тимошенко — 22, «Единая Украина» — 20, СДПУ(о) — 19, «Демократическая Украина» — 18, «Воля народа» — 14, «Демократические инициативі» — 14, «Союз» — 13, «Центр» — 12, НДП-«Республика» — 10, внефракционные — 18.

Таким образом, основные поправки к Таможенному тарифу получили статус закона. А дальше будет продолжаться кропотливый труд по воплощению этих поправок в реальную жизнь.