UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАКТИКА «ЛУКойла» В ОТНОШЕНИИ ОДЕССКОГО НПЗ

ОАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод» стал первым предприятием в этом сегменте экономики Украины, 86% акций которого принадлежат одному-единственному инвестору — российской нефтяной компании «ЛУКойл»...

Автор: Инна Коваль

ОАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод» стал первым предприятием в этом сегменте экономики Украины, 86% акций которого принадлежат одному-единственному инвестору — российской нефтяной компании «ЛУКойл».

История взаимоотношений «ЛУКойла» и Одесского НПЗ уходит корнями в далекий 91-й год. На одном из праздничных мероприятий в Тюмени генеральному директору Одесского НПЗ (через который шли нефтепродукты на экспорт) Валерию Мельнику был представлен президент тогда еще нефтяного концерна «Лангепасурайкогалымнефть» (сокращенно «ЛУКойл») Вагит Алекперов, бывший первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. Концерн «ЛУКойл» был образован в соответствии с постановлением правительства РФ 25 ноября 1991 года. А через пять дней решением всенародного референдума Украина объявила о своей независимости. Отношения, которые могли бы быть межотраслевыми, переросли в межгосударственные.

Одесский НПЗ — четвертый по мощности украинский нефтеперерабатывающий завод и стратегически важный объект для экономики государства. Долгое время уже в период независимости основным поставщиком нефти на завод был российский «ЮКОС». Но внутрироссийская борьба между нефтяными компаниями и бездарное руководство самой компанией оттеснили ее в конце 90-х на вторые позиции. Одесскому заводу пришлось самому искать нефть, а также соглашаться на условия давальцев. Впрочем, история «умирания» Одесского завода типична для всех украинских НПЗ, с той лишь разницей, что его все-таки поддерживали на плаву из-за прямой связи с нефтегаванью. Быть давальцем Одесского НПЗ считалось престижным.

Государство не торопилось приватизировать НПЗ, но и контролировать их работу, увы, не могло. В результате, каждый директор решал самолично, что выгоднее его предприятию.

Валерий Мельник стал гендиректором Одесского НПЗ в 1987 году. Он пришел работать туда еще будучи студентом техникума и, как говорили в советские времена, прошел путь от разнорабочего до руководителя предприятия. Мельник никогда не был приверженцем продажи завода. Завод не создавал никаких СП, не передавал промышленные установки в аренду на 49 лет, не участвовал в переделе мелкооптового рынка. Наоборот, он тихо и спокойно собирал деньги на строительство установки гидроочистки дизельного топлива.

Еще в советские времена завод «выторговал» у Минфина возможность оставлять себе часть прибыли от продажи нефтепродуктов на экспорт и за эти деньги строить вышеназванную установку. К 1995 году оборудование было смонтировано и началась его эксплуатация.

В середине 90-х одним из партнеров Одесского НПЗ стало совместное украинско-британское предприятие «Синтез». Фирма обновила на заводе несколько установок, построила дополнительные резервуары, реконструировала нижнюю площадку завода (как раз туда поступают нефтепродукты, предназначенные на экспорт) и три причала в нефтегавани — 2-й, 3-й и 4-й. Сегодня это самые современные причалы в гавани. «Синтез» же занимался и реализацией всех нефтепродуктов, производимых заводом. Одно его беспокоило — перебои с поставками сырья. Для решения этой проблемы срочно требовался постоянный поставщик нефти, желательно — с собственными ресурсами. А для пущей уверенности в стабильной работе хорошо бы было стать еще и собственником завода. На этой почве и пересеклись интересы «Синтеза», руководства Одесского НПЗ и компании «ЛУКойл», к тому времени ставшей одним из поставщиков нефти на завод.

Дабы не обидеть друг друга, стороны создали совместное предприятие «ЛУК-Синтез Ойл Лтд», зарегистрированное на Британских Вирджинских островах (тогда еще украинское законодательство позволяло участвовать в приватизации оффшорам) и в апреле 1999 года купили на конкурсе 51,9% акций одесского завода.

Согласно условиям конкурса победитель должен был поставить на НПЗ для переработки 2,4 млн. тонн нефти в год. Обязанности победившего СП распределялись между его соучредителями следующим образом: «ЛУКойл» поставляет нефть и платит за переработку, а «Синтез» занимается продажей всего объема полученных нефтепродуктов.

Прошлогодние поставки нефти составили почти 3 млн. тонн, но украинские чиновники признали, что из этого объема переработано было чуть более 1,5 млн. тонн. Остальная нефть была очищена на НПЗ от примесей и реэкспортирована. Поэтому Украина посчитала конкурсные обязательства невыполненными.

Россияне не ожидали такого поворота событий. Им пришлось объясняться с украинскими чиновниками. Во-первых, в Украине и России существуют разные классификаторы переработки нефти. Например, у наших соседей обессоливание и обезвоживание считается переработкой, а у нас нефть после этого так и остается сырой. Во-вторых, реэкспорт вынуждены были проводить из-за потери рынков сбыта. (Дело в том, что нефть на Одесский НПЗ поступает из общей экспортной квоты «ЛУКойла». На эту квоту компания уже определила долю прибыли. А если она произведет из нее нефтепродукты и не сможет их продать? Вспомните, что в прошлом году платить «живые деньги» за топливо не желал никто. А все потребительские рынки уже поделены. Отсюда и возникал реэкспорт.) Впрочем, из Одессы экспортировались и нефтепродукты. Но за эти поставки отвечал «Синтез», так как именно он занимался реализацией.

Как известно, «ЛУКойл» — компания с достаточно агрессивной политикой в сфере приватизации и предпочитает за все отвечать сама. В марте 2000 года еще одно СП — «ЛУК-Синт» — докупило 25%-ый пакет акций Одесского НПЗ на бирже. К этому времени на завершающей стадии уже были переговоры с «Синтезом» о выкупе принадлежащих ему акций НПЗ в СП «ЛУК Синтез Ойл Лтд».

В конце мая нынешнего года контракт о покупке указанных акций у «Синтеза» был подписан. Вместе с акциями, купленными на вторичном рынке, консолидированный пакет «ЛУКойла» составил около 86%.

24 мая в Одессу прилетел лично президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов, чтобы ознакомить городские власти, руководство завода и трудовой коллектив с грядущими переменами. Первое, о чем заявил В.Алекперов работникам завода, это то, что теперь нефть на завод будет поступать стабильно. В июне ее объем составит 150 тыс. тонн. За каждую тонну переработанной нефти «ЛУКойл» будет платить фиксированную ставку плюс инвестиционную составляющую на техническое переоснащение завода. Кроме того, на Одесский НПЗ назначен новый директор. После 13 лет практически бессменного руководства заводом Валерий Мельник уступил место сотруднику «ЛУКойла» Владимиру Гафнеру. Новый директор также долгое время руководил аналогичным заводом в Казахстане, а в последнее время занимался зарубежными проектами «ЛУКойла» в сфере нефтепереработки. Теперь в его обязанности будет входить обеспечение технологического контроля на Одесском НПЗ, безопасность его работы, включая экологическую безопасность.

А Валерий Мельник в должности первого вице-президента компании «ЛУКойл-Украина» будет заниматься реализацией всех выпускаемых заводом нефтепродуктов. Специально для этого в Одессе создали товарный департамент. «Валерий Иванович Мельник — это тот человек, который знает регион, которого знают люди. Он знает тех клиентов, которые десятилетиями работают с Одесским заводом. Мы считаем, что его работа на этой ответственной должности в момент, когда для нас особенно важно вернуться на рынок нефтепродуктов Украины, просто незаменима. А «Синтез» станет одним из операторов по реализации нашей продукции», — так прокомментировал свои кадровые решения Вагит Алекперов. (Теперь не должна болеть голова у г-на Жукова, одного из руководителей «Синтеза», из-за того, что по трубопроводу от завода до резервуаров нижней площадки из заказанных 80 тыс. тонн доходит только 75 тыс. А трубопровод этот проходит, между прочим, практически по пустынной местности).

Единым оператором, отвечающим за поставку нефти на завод, ее переработку и реализацию, отныне будет компания «ЛУКойл-Украина», зарегистрированная в ноябре 1999 года; главный офис находится в Киеве. Президентом компании является Николай Каденюк, последние два года возглавлявший аналогичную структуру в Молдове.

«Приехав в Украину, мы с интересом обнаружили, что на ее территории действует структура с таким же названием. Но к российскому «ЛУКойлу» она не имеет никакого отношения, так как одна из дочерних компаний «ЛУКойла» уже вышла из состава учредителей. Нам бы не хотелось, чтобы нас путали»,— сказал Николай Каденюк. По словам главы компании «ЛУКойл-Украина», все произведенные из 150 тыс. тонн нефти нефтепродукты будут проданы на территории Украины. У «ЛУКойла» хорошие позиции в Крыму и в Одесской области. В последней его совместное предприятие (с тем же «Синтезом» и компанией «Виктория») «ЛУКСинт-S» контролирует уже 23 автозаправки. Если ее позиции на рынке сбыта нефтепродуктов будут восстановлены, поставки нефти могут быть увеличены до 300 тыс. тонн в месяц.

По мнению многих импортеров нефти, в Украине остаются неурегулированными вопросы налогообложения. Они считают, и не без оснований, что законодательство Украины не стимулирует загрузку нефтеперерабатывающих заводов. Практически все заводы приостанавливают, а в бензинах и дизтопливе на рынке Украины дефицита нет. Значит, завозить их из России, Беларуси, Прибалтики и Румынии гораздо выгоднее, чем производить в Украине. Руководство «ЛУКойла» направило письма Президенту Украины Леониду Кучме и премьер-министру Виктору Ющенко, в которых изложило свои предложения по изменению сложившейся ситуации. Особенно это касается взимания НДС. Пока Россия и Украина не ввели «нулевую ставку» при экспортно-импортных операциях между своими странами (хотя слухи об урегулировании этой проблемы все больше витают в бизнес-кругах), Украина могла бы в одностороннем порядке облегчить бремя уплаты НДС для импортеров нефти. Пока со стороны украинского правительства никаких движений в этом направлении не видно.

Одесский завод приступил к переработке первых тонн нефти из 150-тысячной июньской квоты. На повестке дня — повторное освоение рынков сбыта.