UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЖИЖЕННОМУ» РЫНКУ — ЖИДКИЙ АУКЦИОН...

Успешное проведение аукционов по продаже ресурсов украинской нефти породило довольно оптимистические ожидания...

Автор: Игорь Маскалевич

Успешное проведение аукционов по продаже ресурсов украинской нефти породило довольно оптимистические ожидания. Поэтому результаты более чем умеренных итогов состоявшегося на Украинской аграрной бирже специализированного аукциона по продаже сжиженного газа сыграли эффект холодного душа.

Сам аукцион состоял в продаже двумя продавцами — ДК «Укргаздобыча» и ОАО «Укрнефть» 13,8 тыс. тонн сжиженного газа. В среднем продавцы оценили стоимость своей продукции в 202 долл. за тонну. Но покупали ресурс очень вяло. Ряд позиций вообще были сняты с торгов. В итоге по стартовой цене было продано порядка 44% выставляемого объема газа. Вдобавок ко всему, сами торги были организованы, мягко говоря, слабо: ведущий явно не имел опыта, на табло не успевали менять позиции и т.д. В довершение ко всему, итоги торгов стали известны только на третьи сутки. Впрочем, совсем провалившимся аукцион все-таки назвать нельзя.

Да и основной причиной неудачи все же были не организационные промахи. Сказалась специфика этого сегмента рынка. Еще в 1990 году потребление сжиженного газа в Украине превышало 1020 тыс. тонн., но к прошлому году сократилось почти вчетверо, до 265 тыс. тонн. Падение объясняется резким снижением как переработки нефтепродуктов, так и уровня жизни населения.

Между тем, сжиженный газ — тоже продукт политический. Его львиная доля (83%) потребляется в населенных пунктах без газопровода. Поэтому не случайно весной прошлого года появилось постановление Кабинета министров «О ценах на сжиженный газ для населения», в котором устанавливалась цена в 10 грн. за стандартный баллон жидкого газа весом 21 кг.

Все бы ничего, но спрос населения на этот ресурс вырос в несколько раз, а ресурсы под него были выделены недостаточные. В итоге возник его острый дефицит. Одновременно с появлением «супердешевого газа» работа коммерческих структур на рынке стала затруднена — население ждало дешевого газа и не хотело брать коммерческий по 16—20 грн. за баллон.

Схема худо-бедно протянула президентские выборы и мирно скончалась сразу же после них. С начала декабря НАК «Нефтегаз Украины» прекратил выделять ресурсы под эту программу, при этом само постановление формально действует и поныне…

«Нефтегаз Украины» мотивировал это тем, что ресурсы под постановление выделялись по демпинговой цене — 204 грн/т и его газоперерабатывающие заводы от таких цен «просто ложились». Впрочем, с зимы он стал стремительно исправлять положение. И дело коснулось не только льготников. Отпускная цена того же Шебелинского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), равнявшаяся в конце прошлого года 690 грн., к маю нынешнего взлетела на 60% — до 1100 грн. за тонну. Это вызвало шок у потребителей — цена баллона поднялась до 37 грн. даже в газодобывающей Харьковской области; в Николаевской цены еще дороже — 43—45 грн.

Особенностью этого рынка является и высокая степень его монополизации. Официально газом имеют право торговать только специализированные организации — региональные предприятия по газоснабжению (облгазы). Ведь продукт взрывоопасен, и облгазы несут ответственность кроме всего и за те же газовые баллоны. Коммерческие структуры могут работать только через них. Но так как в этом сегменте рынка продавец выходит на «живые» деньги населения, то желающих не так уж и мало. Да и сами облгазы имеют на этом «живую» копейку. Некоторые из них (те же харьковчане) создали даже дочерние предприятия специально по торговле сжиженным газом.

Резкое повышение цены сделало выгодной и работу коммерческих структур, тем более, что отечественные ГПЗ покрывают потребности только на половину. Правда, при импорте есть ряд особенностей. Вообще-то, как утверждают операторы, при оплате деньгами в России газ вполне можно достать по цене 60—80 долл. Однако, попадая в Украину по официальным каналам, он со всякого рода таможенными платежами стоит уже до 1200 грн. (220 долл.). Хотя, в свете последних повышений цен, и это уже достаточно конкурентоспособная цена. Косвенным подтверждением этому может служить и объем транспортировки ГАО «Укрспецтрансгаз». Он добросовестно перевез 58,2 тыс. тонн сжиженного газа. Так что газ по-прежнему потребляется, просто возрастает доля коммерческих структур.

Кое-кто поступает еще проще. Резко активизировалась контрабанда по схеме «дыра в границе». В приграничных районах с Россией контрабандный газ составляет 30—50% объемов потребления сжиженного газа населением. При цене дочерней харьковской компании «Регионгаз» 37 грн., контрабандисты продают его по 30 грн. баллон. Тем более что в России для населения сжиженный газ должен отпускаться по 40 долл. Ирония ситуации состоит в том, что контрабандный газ, как правило, разливают как раз в баллоны местного облгаза, не неся при этом ответственности за их безопасность.

Справедливости ради отметим, что имеет место и противоположное явление — украинский сжиженный газ контрабандой идет в Румынию, где цены еще выше.

Но вернемся к аукциону. На первый аукцион по продаже сжиженного газа в качестве покупателей были допущены только облгазы. Которые и скупались понемногу: кто 100, кто 200 тонн, харьковский «Регионгаз» купил аж 400 тонн. Все это не более 20—25% потребностей.

Интересно, что покупку небольших партий аргументировали необходимостью поставки его для бюджетных организаций. В этом случае, купив газ на аукционе, проще объясняться с налоговой о его происхождении и почему он идет по цене выше, чем по постановлению КМУ.

Впрочем, доля жидкого газа, распределяемого по «другим каналам», в этом году резко возросла, о чем свидетельствует статистика этого года. Если всего на ГПЗ произвели газа на 20% больше, чем в прошлом году, то по каналам ДК «Укртрансгаз» его распределили на 38% меньше. И если за соответствующий период прошлого года «Укртрансгаз» поставил потребителям объемы жидкого газа, превосходящие внутреннее производство, то в этом году 21 тыс. тонн ушла на другие цели.

Можно предположить, что немалую часть их составили поставки на экспорт. В прошлом году только Кременчугский НПЗ отправил на экспорт 12 тыс. тонн. Да и мировые цены на газ заметно выше украинских, порядка 255—280 долл. за тонну.

Кстати, от них во многом зависит и успех второго аукциона по продаже газа. Сейчас участие коммерсантов на спецаукционе запрещено условиями конкурса. Однако аукционный комитет в принципе готов их пересмотреть. А вот к требованию о снижении цены представители продавцов относятся скептически, считая нынешние цены нормальными. Надежды на то, что ГПЗ будут вынуждены сбросить цену, потому что газ негде хранить, особой перспективы не имеют — его просто продадут коммерсантам.

И еще, порядок проведения аукциона наглядно показал, к чему могло бы привести принятие предложения по продаже нефти на спецаукционах. Очевидно, что там тоже наблюдалась бы совершенно аналогичная картина, когда региональный монополист лениво решал бы, по какой цене брать ему ресурс. Конкуренция — вещь, конечно, не слишком приятная, но нужная… А что касается неудач, так на то и ошибки, чтобы на них учиться.