UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасти рядового и схему на три миллиарда

Может, где-то во время войны и перестали воровать, но не в энергетике

Автор: Николай Тесля

Украинские чиновники очень нерешительны, когда дело касается важных для реформ решений, и слишком решительны, когда нужно сделать откровенную глупость. Упорство, с которым украинское Министерство энергетики продолжает пытаться назначить заместителя министра руководителем газотранспортной системы, заслуживает… нет, не награды, более детального поиска причин такой настойчивости.

О проблемах, которые возникнут после такого назначения, я уже писал на прошлой неделе. О настоящих причинах такого упорства решили узнать также народные депутаты и наблюдательный совет компании «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), в частности, выяснить ситуацию с «достоверным отображением информации о реальном финансовом состоянии ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ). Пока что публично они отчитались сухо - здесь и здесь

Оно и понятно: в военное время публиковать много деталей не следует, а некоторым и нельзя, — Минэнерго сейчас вообще требует согласовывать публикацию каких-либо данных. Но читатели ZN.UA привыкли, что на страницах газеты всегда есть чуть больше информации. По сухим сообщениям депутатов и МГУ энергетики поняли, о чем на самом деле идет речь.

У заместителя министра энергетики Николая Колесника есть все причины быть упорным в попытке занять должность в ОГТСУ, потому что… без прямого контроля над этой должностью может разрушиться масштабная схема стоимостью в три миллиарда гривен, которую мастерски начали еще в марте. Да, в разгарвойны.

«А вы говорите, перестали воровать»

В первые дни марта, когда Киев еще оборонялся, а часть управленцев мужественно защищали границы в Ивано-Франковске, Министерство энергетики решило погасить панику на рынке газа.

Для понимания логики работы нужно немного объяснить, как функционирует газовый рынок. Газотранспортная система — это не только труба для транзита газа. Это также сеть магистральных газопроводов, которая считает, сколько газа в нее закачали добывающие компании и трейдеры и сколько потребили покупатели газа. Эта система имеет электронную платформу, которая ежедневно фиксирует баланс газа — кто сколько в нее закачал и сколько отобрал. О том, как креативно можно использовать эту систему, когда-то можно будет написать отдельный спецпроект, возможно, даже при спонсорстве группы компаний Group DF. Но сейчас не об этом. Суть системы в том, чтобы не только отследить баланс газа, но и понять, кто, сколько и кому должен заплатить за поставленное и потребленное голубое топливо.

Во время войны система работала исправно, но начало лихорадить сам рынок — предприятия останавливались, добывающие компании продолжали добывать и не имели куда отдавать газ. Вместе с тем цены на газ на европейском рынке заоблачные. Словом, хаос, рожденный войной.

Для того чтобы укротить хаос и не допустить роста цен, Минэнерго запрещает экспорт и издает приказ, согласно которому все излишки газа, добытые компаниями, но не проданные на рынке, надо отдавать государству по регулируемой цене. Отслеживание ведется на той же платформе.

Решение логичное: война на дворе, каждый должен вносить свой вклад в победу. Решение приняли, руководству государства отчитались и отправились заниматься своими делами. Все, кроме частных добывающих компаний, из рук которых утекала прибыль.

Они и вышли с креативной идеей воспользоваться хаосом военного времени в собственных целях. К счастью, представители Министерства энергетики не эвакуировались, а представители экономического блока офиса президента, которые за ними присматривают, боролись за независимость на Западе. И в приказ №110 (см. документы), защищавший экономику и бюджет, была внесена простая поправка: учитывая военное положение, в систему учета газа разрешили вносить данные… задним числом в конце месяца, а не в конце каждого дня.

Все стало, как в анекдоте о джентльменах, которые не открывают карты, поскольку все всем доверяют: «И тут нам карта как пошла»… Простите за частое использование анекдотов, просто по-другому эту группу товарищей не понять.

В результате этих простых изменений некоторые компании задним числом внесли изменения, согласно которым оказалось, что ОГТСУ им еще и должен деньги за отобранный газ (такое тоже технологически бывает, но в значительно меньших объемах). Раньше до такого не додумывались, потому что данные были более или менее публичными. А тут же война, — она все спишет.

В сухом остатке: простое изменение в приказе сделало добывающие компании на 3 млрд грн богаче. Поскольку это покупать газ надо было по 15 тысяч за тысячу кубометров. А отдавать частникам за небаланс по рыночной цене.

Впрочем, богаче компании стали только в теории, — в ОГТСУ не спешили делиться деньгами, руководство понимало ситуацию и даже пыталось достучаться до правоохранителей. Но прикрытие со стороны Минэнерго и молчание кураторов из офиса спускали историю на тормозах. До тех пор пока не наступил август, и на горизонтене появился риск переформатирования правительства.

«Шеф, все пропало»

Переформатирование правительства — дело неприятное для незавершенных схем. Могут проверить, поднять, спросить, остановить. И три миллиарда в одну ночь после голосования превратятся в пыль.

Именно это, а также попытка прикрыть манипуляции во время войны и объясняют безудержное желание министерства поставить «своего» человека на позицию руководителя ОГТСУ. Нет ответа, ищите самый простой. Самый простой в Украине — деньги. Поскольку именно руководитель ОГТСУ Колесник никогда не сдаст министра Галущенко и руководителя департамента (на момент подписания приказа) Колесника, а также компании, воспользовавшиеся ситуацией во время войны.

Но сухие сообщения депутатов и наблюдательного совета дали отсчет интересному процессу. Кто первым доберется до результатов служебного расследования — парламентарии, аудиторы или Министерство энергетики? Может, даже офис президента что-то увидит, — ведь уже вернулись из изгнания.

Больше статей Николая Тесли читайте по ссылке