Зима уходит. Дни все длиннее, а снег уже почти исчез. Уже скоро будет тепло и это главная позитивная новость для энергетики. Похоже, единственное, чем может похвастаться правительство в этом секторе — мы снова выползаем из зимы, не развалив до конца энергосистему. Веерные отключения двух третей страны не в счет…
А вот насчет остального… Правительство не упрекнешь в отсутствии трудолюбия. Напротив, оно много и усердно работало: если просто составить список совещаний по топливно-энергетическому комплексу, то он поразит объемом. А вот результаты… Похоже, что вся созидательная энергия Кабмина истрачена на эти бесконечные заседания на самые разные темы.
Сравнив планы правительства с тем, что получилось на выходе, не понимаешь: что же собственно вообще делалось? Да, подписана куча меморандумов, но их эффект близок к нулевому. Та же программа «100 дней» постепенно переходит в разряд легендарных — ее различные варианты кочуют по разным кабинетам уже больше 70 дней… Хотя в части топливно-энергетического комплекса и поддерживать то особенно нечего — простой набор общих фраз. Не говоря уже о кучах разнообразных проектов постановлений. Дело дошло до того, что правительство вынуждено было заявить, что ни один из них не подписан и не носит официального характера.
Едва ли не всю зиму правительство носилось с идей отобрать у облэнерго функцию сбора денег и передать их «кому-нибудь». Вот только этот самый «кто-нибудь» так и не находился. Кого только не перепробовали на эту роль! Даже независимые поставщики, которые отродясь не перечисляли на Энергорынок живых денег, и те подписывали какие-то бумаги, одобрявшие планы правительства «по внедрению денежных расчетов». Некоторые, правда, и тут под шумок просили поспособствовать проведению очередной бартерной операции, но это тоже не проходило…
Впрочем, «не проходило» почти ничего, в том числе и сами расчеты. Уровень платежей на Энергорынке резко упал. Правда, как всегда бывает при тотальном давлении, немного увеличилась денежная часть расчетов. Энергорынок буквально вывернули наизнанку. Чрезвычайная ситуация на нем длится уже восьмую неделю. И даже в Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики Украины, раз за разом продлевающей чрезвычайную ситуацию, все чаще говорят о ее «дестимулирующем» для облэнерго влиянии. Вряд ли энергоснабжающие компании будут вечно сбрасывать деньги в общий котел, ничего не получая взамен… Почти все собранные таким образом деньги гнали на проплату газу группе компаний Itera и «Энергоатом». Но даже этих, собранных невероятным трудом денег не хватало для проплат ни за газ, ни за ядерное топливо. В итоге Itera, видя быстрое нарастание задолженности перед ней, ограничила поставки газа до минимума, и несколько раз обещала вообще прекратить газопоставки, а поставки ядерного топлива с начала года вообще висят в воздухе…
После двухмесячных обсуждений идею насчет передачи функций сбора денег от облэнерго в управление коммерческим структурам многие уже списали в утиль. Ее резко осудил даже МВФ, представители которого заявили, что накануне приватизации менять функции и полномочия облэнерго нецелесообразно. Но как оказалось, крест на ней ставить было рано. Сначала эта идея выплыла в постановлении Кабмина «Об усовершенствовании отношений между субъектами рынка электрической энергии». Чуть позже о ней было упомянуто и в указе Президента от 10 марта «О решении СНБО Украины «О неотложных мерах по преодолению кризисных явлений в ТЭК Украины».
Впрочем, сомнительно, что это приведет к масштабной «раздаче слонов». Тем более, что в ТЭК уже имеется кое-какой опыт передачи функций по сбору «чужих» денег коммерческим структурам. Так, желающие могут поинтересоваться у НАК «Нефтегаз Украины»: много ли он в прошлом году получил «живых» денег после того, как в Запорожской области функции сбора газовых платежей возложили на ЗАО «Интертоп» или ЗАО «Потенциал»?
Избежать подобного развития событий правительство рассчитывало при помощи внедрения залога на сумму двухмесячной поставки электроэнергии и газа в «сданной напрокат» области. Но только эту суму залога большинство потенциальных претендентов признало неподъемной, и ее обещают еще снизить. Но, по мере снижения требований к залогу, схема все больше приближается к незабвенным трастам образца 1992—1993 годов. Как помнится, тогда их клиенты имели какие-то проблемы. Интересно будут ли трасты «образца-00» отличаться по последствиям от предшественников?
Честно говоря, привычка решать проблемы, издавая постановления, программы, совместные приказы и т.п. уже в достаточной степени дискредитировала себя. Потом возникает ситуация, когда постановления противоречат друг другу или законам Украины. И сейчас остро ощущается необходимость законодательного обеспечения ситуации в энергосекторе. Вот и в указе Президента предусмотрено «в двухмесячный срок внести перечень неотложных законопроектов, направленных на развязывание проблем ТЭК». Правда, от внесения перечня до его утверждения парламентом пройдет немало времени, а до выполнения... Да и успешное начало утверждения в парламенте еще далеко не гарантирует его гладкой судьбы.
К примеру, еще 20 октября прошлого года прошел первое чтение законопроект народного депутата Павловского «Об основах функционирования Оптового рынка электроэнергии». Проект отправили на подготовку ко второму чтению. Вообще-то, законопроект действительно нуждался в доработке. Но что-то не слышно, что кто-то его серьезно дорабатывает, вносит свои предложения и т.д. Если в декабре прошлого и январе нынешнего года он еще как-то рассматривался в комитете по вопросам ТЭК, то после январской «революции» в парламенте, всякая работа вновь прекратилась. Правда, законопроект упомянут в списке документов, предоставленных на рассмотрение парламента, но фактически уже прошло пять месяцев, а воз и ныне там. А ведь время, как известно, ресурс невосполнимый…
Интересно, но за время многомесячной задержки проекта Павловского почти отпало главное возражение против него — необходимость прямых договоров, с генерацией. Теперь они уже практически становятся едва ли не официальной идеологией, по крайней мерее в атомной энергетике. Впрочем, тема прямых договоров в энергосекторе заслуживает отдельного разговора, к которому мы еще вернемся.
Но все это на уровне разговоров и распоряжений. А ведь давно известно, что одними «чрезвычайками» нормальные отношения в энергетике не построишь; «штык—атака» вещь, конечно, убедительная, но сидеть на штыках неудобно.