UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Скважина в будущее»

Министерство топлива и энергетики Украины представило проект обеспечения энергетической независимости Украины на рынке газа...

Автор: Александр Пасховер

Министерство топлива и энергетики Украины представило проект обеспечения энергетической независимости Украины на рынке газа. Уже до 2030 года добыча голубого топлива в нашей стране, согласно этому плану, должна составить 37,6 млрд. кубометров. Это в полтора раза больше, чем добывается газа в Украине сейчас. По сути, если этот амбициозный проект будет реализован, наша страна почти избавится от «чистого» импорта газа. Недостающие объемы она сможет получать за счет оплаты растущего транзита российского топлива в Европейский Союз. Но сейчас, по словам министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, главная задача — нарастить собственную добычу углеводородного сырья.

Для реализации проекта национального масштаба в разведку новых месторождений и организацию добычи необходимо инвестировать не менее 2 млрд. грн. в год. Несмотря на стремительный рост доходов украинской казны, правительство еще не скоро сможет позволить себе такие затраты на геологическую разведку. Тем более этот вид инвестиций считается одним из самых рискованных. А основные фонды НАК «Надра України» изношены на 80%. Из 80 имеющихся буровых установок дочерних предприятий компании 70 произведены еще до 1990 года. В связи с этим Минтопэнерго намерено сделать ставку на привлечение в страну известных западных компаний, готовых на свой страх и риск вкладывать деньги ради будущей прибыли.

Важнейшим сигналом для иностранных инвесторов должны стать изменения в Закон Украины «О разделе продукции». Президент уже поручил Минтопэнерго совместно с Министерством экологии, которое курирует геологоразведку, в месячный срок разработать соответствующие предложения. Закон, который в большинстве стран позволяет добывающим компаниям просчитать доходность проектов на многие годы вперед, в Украине принят несколько лет назад, но до сих пор не работает из-за огромного количества недостатков. Достаточно упомянуть, что этот закон требует от правительства каждый раз, когда открыто новое месторождение, вносить изменение в список разрабатываемых участков через Верховную Раду.

Заместитель министра экологии Степан Лызун сообщил, что в интересах крупных частных инвесторов будет разработана новая прозрачная процедура выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых. Для этого, прежде всего, будет усовершенствован механизм ценообразования на лицензии и четко разделены интересы государства и частного инвестора в каждом проекте. Потенциальных инвесторов, по словам г-на Лызуна, уже немало. Компании с известными именами сейчас ведут активные консультации с Кабмином. В первую очередь их интересует шельф Черного моря. Они готовы инвестировать миллиарды долларов в этот регион, начиная с разведки новых территорий. Главное их условие — политические гарантии стабильной реализации проектов, особенно на этапе начала добычи.

Своеобразными политическими посредниками для организации соответствующих контактов на высшем уровне сейчас являются посольства. «Британские компании проявляют активный интерес к энергетическому сектору Украины», — говорит посол Великобритании Роберт Бринкли. Дипломат признается, что способствовал подписанию компанией Shell договора о сотрудничестве с НАК «Нафтогаз України».

Кроме того, он отмечает успешную работу на рынке Украины уже на протяжении шести лет компании Regal Petroleum Corporation Ukraine, которая на 100% принадлежит британской Regal Petroleum Plc. По словам Бринкли, именно опыт Regal Petroleum сейчас активно изучают западные компании, готовящиеся стартовать в Украине.

Хотя нужно признать, что этот пример уникален, потому что он единственный. Ни одна из известных в мире инвестиционных групп, кроме Regal, пока не решилась на крупные инвестиции в разведку новых месторождений газа. Руководитель представительства Regal Petroleum Corporation Ukraine Виктор Дмитриев отмечает, что компания уже вложила в украинскую геологоразведку около 130 млн. грн. Сейчас она ведет разработку двух месторождений на территории Полтавской области — Свиридовского и Мехедовско-Голотовщинского Днепро-Донецкого бассейна с доказанными и предполагаемыми запасами в 25 млрд. кубометров газа и 5,8 млн. кубометров конденсата. К 2006 году компания рассчитывает добывать до 1,7 млрд. кубометров украинских углеводородов ежегодно.

А пока на освоение каждого из месторождений планируется направить по 60 млн. долл. Г-н Дмитриев не скрывает, что работать в Украине, по сравнению с другими странами, где присутствует Regal, очень непросто. Но при этом он отмечает, что внимание к Украине со стороны мировых гигантов отрасли за последние месяцы резко возросло.

Опыт работы иностранных компаний в газовой отрасли Украины изучал в ходе визита в Киев и министр энергетики США Самюэль Бодмен. На переговорах с Президентом Ющенко он согласовал приход американских компаний для освоения черноморских месторождений уже в ближайшие месяцы. Интерес Вашингтона в усилении энергетической независимости Украины имеет в первую очередь политическую подоплеку. США активно способствуют ослаблению позиций Москвы в нашем регионе. Но Киев в этой ситуации может получить, прежде всего, абсолютно осязаемую экономическую выгоду.

Что касается внешней политики, то, по словам министра топлива и энергетики Плачкова, Украина, наоборот, заинтересована в укреплении отношений с Россией с акцентом на расширение объемов обоюдовыгодного транзита газа. «По нашим подсчетам, в страны Европы в ближайшем будущем можно будет транспортировать до 175 млрд. кубометров природного газа в год», — говорит министр. Цифра не кажется заоблачной, поскольку уже сейчас Украина транспортирует около 130 млрд. кубометров природного газа.

США же, тем временем, активно лоббируют проект транспортировки туркменского газа в ЕС в обход России через Азербайджан, Грузию и Украину. Министр Плачков говорит, что и этот вариант рассматривается правительством как перспективный, при условии помощи в привлечении инвестиций.

«Вариант транзита туркменского газа через Азербайджан, Грузию, Черное море к Феодосии хорош прежде всего тем, что здесь можно использовать существующие трубопроводы», — отмечает эксперт Грузинской международной нефтяной корпорации Теймураз Гочиашвили. По его расчетам, свободные объемы существующих трубопроводов позволяют на начальном этапе использовать от 5 до 10 млрд. кубометров и сэкономить на этом 250—600 млн. долл.

Правда, есть еще и другой вариант транзита туркменского газа в Европу — через Иран и Турцию. Однако здесь есть слабое звено: трубопровод Туркменистан—Иран существует пока лишь на бумаге: строить трубу придется с нуля. К тому же Иран традиционно считается союзником России, а значит, альтернативный путь азиатского газа в Европу Тегеран может и не поддержать.

В этих условиях Украина становится ключевым пунктом энергетической безопасности на Европейском континенте. Президент Украины Виктор Ющенко уже приглашен для консультаций по поводу создания общеевропейского газового рынка. Потенциально в него должны войти 35 стран. Регулировать рынок будет специальный международный орган. Не исключено, что его учредительное заседание состоится в Киеве.

Но для наполнения открывающихся перед Украиной перспектив реальным содержанием еще предстоит многое сделать на политическом уровне. Прежде всего, речь идет о совершенствовании законодательства и скорейшем завершении информационной шумихи вокруг назревающего передела на газовых месторождениях, которые осваивают бизнес-фавориты прошлой власти. Если в отрасли начнутся скандалы, серьезные инвесторы наверняка примут решение переждать этот период. А фактор времени в данной ситуации играет важную, если не ключевую роль.

Если официальный Киев не упустит предоставляющиеся шансы, то вместе с главной проблемой экономической безопасности всей Европы он может одновременно решить и проблему энергетической зависимости Украины. Ну, а в случае очередного провала наша страна может понести не только значительные экономические, но и политические потери. Прежде всего, в темпах интеграции в Европейский Союз. Фактически, если и существует какой-либо путь, ведущий к членству в ЕС, то он идет «через газовую трубу».