UA / RU
Поддержать ZN.ua

Руда за гранью фантастики

Революции начинаются с телеграммы Начало декабря 2004-го войдет в историю Украины как пик оранжевой революции...

Автор: Александр Василенко

Революции начинаются с телеграммы

Начало декабря 2004-го войдет в историю Украины как пик оранжевой революции. Страна никогда не была так близка к открытому противостоянию. Политика на какое-то время оттеснила экономику на второй план.

Однако политические бури уйдут в историю, а экономика останется. И для нее революционную ситуацию создали не столько митинги, сколько скромное уведомление горно-обогатительных комбинатов об увеличении цен на железорудное сырье для металлургии. С 1 декабря официально повысили цены Северный ГОК — на 17,5% (владелец — Ринат Ахметов) и «Сухая Балка» — на 33,8%. Плюс к этому крупнейший в стране Ингулецкий ГОК (Вадим Новинский) сообщил о намерении поднять цену на концентрат на 25% — до 55,6 долл. за тонну. Поставки на прежних условиях были прекращены.

Интересно, что действия россиянина Вадима Новинского чудесным образом совпали с поднятием цен на импортируемую Украиной продукцию российских Лебединского и Михайловского ГОКов. Впрочем, не секрет, как нас любят в Росии в последние три месяца. Непонятно только, почему отечественные группы играют фактически на интересы России. Из-за денег? Нет, думается, из-за перспектив.

Удар получился хоть куда. Даже если забыть, что все происходило в разгар политического кризиса, когда ощутимо шатались банки, а в Донецке люди мели с прилавков товары, повышение цен на железорудное сырье уже само по себе укладывало предприятия на бок. Продавать металл в таких условиях становилось просто невыгодно…

«Картельеры»

Руда — одна из ключевых статей расходов в металлургии, особенно в выплавке чугуна. Рост цен автоматически ведет к падению рентабельности предприятий. Сложившаяся в ГМК ситуация — это, наверное, и есть тот «замечательный результат» приватизации железорудной промышленности, о котором не устает говорить глава ФГИ Михаил Чечетов. От созданной руками государства монополии страдают те отечественные предприятия, которые не были допущены к приватизации предприятий «Укррудпрома».

По словам замминистра промышленной политики Анатолия Федяева, «в настоящее время стоимость железорудного сырья и кокса в производстве тонны чугуна составляет 270 долл., а чугун продается по цене не более 300 долл. При повышении цен на железорудное сырье стоимость чугуна превысит эту планку, и реализация металлопродукции прекратится, что приведет к остановке предприятий».

Резкий скачок цен уже привел к уменьшению выпуска металла на Мариупольском меткомбинате им. Ильича, Алчевском меткомбинате на Луганщине, Днепровском МК им. Дзержинского и «Запорожстали», а также к остановке двух доменных печей на этих предприятиях. Отказавшись заключать договора на поставку по новым ценам, металлурги столкнулись с серьезным дефицитом сырья. По оценке Минпромполитики, дефицит приведет к тому, что уже в текущем месяце предприятия недодадут около 100 тыс. тонн чугуна на сумму примерно в 30 млн. долл.

Появились совершенно четкие признаки ценовой блокады. Поскольку в декабре заключаются договора на весь следующий год, в отрасли сложилась критическая ситуация. Контрактная кампания на грани срыва. На состоявшемся в Днепропетровске 14 декабря балансовом совещании представителей предприятий горно-металлургического комплекса констатировалось: несмотря на то, что баланс обеспечения сырьем был подготовлен еще к середине ноября, на настоящий момент не заключен ни один договор о поставках. А так как металлургия — основной источник поступлений валюты в страну, тенденция выглядит еще более угрожающей.

Минпромполитики Украины обратилось с просьбой, чтобы все предприятия ГМК заключили до 25 декабря договора на поставку железорудного сырья в 2005 году. Вопрос — по каким ценам.

Особенно это важно в условиях во многом искусственного дефицита руды. Баланс сырья на 2005 год рассчитан на производство 32,8 млн. тонн чугуна, хотя металлурги были готовы выплавить и 34 млн. тонн. Однако им сказали, что в стране не хватает железорудного концентрата. В итоге «Запорожсталь» и Мариупольский меткомбинат им. Ильича выплавят на 1,2 млн. тонн меньше, чем могли бы.

Но при этом в прошлом году на экспорт ушло 20,3 млн. тонн железорудного сырья, а только за восемь месяцев нынешнего — еще 11,9 млн. Т.е. ежемесячно зарубежным производителям отправляют 1,5—1,7 млн. тонн руды, агломерата и окатышей, которых не хватает нашим металлургам. Вот вам и дефицит по-украински.

Сложилась просто дивная ситуация. В прошлом году производство руды не поспевало за ростом экспорта, обостряя сырьевые проблемы металлургов. До сентября 2004-го меткомбинаты недополучили к потребности 428,4 тыс. тонн агломерационной руды, 615,2 тыс. тонн железорудного концентрата, 950,5 тыс. тонн окатышей. Недополученный доход составил 865 млн. грн. (163 млн. долл.), а потери госбюджета — более 50 млн. грн.

Причем на рынке наблюдается откровенная дискриминация отечественных производителей. Так, по данным Минпромполитики, горнорудные предприятия продают железорудное сырье на внутреннем рынке по более высоким ценам, чем поставляют на экспорт.

К примеру, аглоруда экспортируется по цене 28 долл. за тонну на границе Украины. Если учесть стоимость транспортировки (около 8—10 долл.), то продавцы получают за одну тонну 18—20 долл. В то же время на внутреннем рынке аглоруда реализуется (с доставкой) по цене около 32 долл.

При этом сами горнорудные предприятия рвут на себе волосы, рассказывая о своей безрадостной и почти бесприбыльной жизни. На Ингулецком ГОКе заявляют, что, по данным Госкомстата Украины, с января по ноябрь с.г. цены на продукцию металлургии выросли на 35,5%, а цены на продукцию горнодобывающей промышленности — лишь на 21,2%.

Однако в данную благостную картину как раз и входят экспортные поставки по очень щадящим ценам. Относительно внутреннего производителя данные Минэкономики рисуют совсем другую картину (см. табл. 2). Очевидно, что в первом полугодии цены на железорудное сырье прыгнули практически вдвое. Причем это — еще до декабрьского «подарка».

3 декабря и.о. премьер-министра Николай Азаров заявил, что правительство не останется безучастным к резкому повышению цен на продукцию горно-металлургического комплекса. «Мы не можем допустить и не допустим 40-процентного повышения цен в горнорудной промышленности», — подчеркнул он. При этом было заявлено, что в первую очередь считается недопустимым необоснованное повышение цен на горнорудное сырье.

Н.Азаров отметил, что Кабмин уже провел переговоры с руководством ГОКов. По его словам, собственники и руководители ГОКов ситуацию понимают. «А те, кто не понимает, — добавил он, — я думаю, поймут в ближайшие несколько дней». К сожалению, «несколько дней» уже закончились, а воз и ныне там.

Ответные действия

Девятого декабря, когда уже стало очевидно, что разрешение конфликта затягивается, ММК им. Ильича и корпорация «ИСД» обратились в СНБОУ с требованием собрать экстренное совещание по предотвращению дезинтеграции базовой отрасли экономики страны. Пока что реакции СНБОУ на это заявление нет. Как нет и решения Антимонопольного комитета, к которому еще раньше обратился ММК им. Ильича.

И это при том, что четыре не имеющие своей руды и попавшие под удар комбината — «Дзержинка», Алчевск, «Запорожсталь» и ММК им. Ильича — совместно производят почти половину всего металла в Украине!

Пока что соблюдается решение, согласно которому с 11 декабря экспорт сырья из Украины производится по новым лицензиям, полученным начиная с 1 декабря текущего года, либо по перерегистрированным старым. Новые лицензии выдаются в случае, если уровень экспортных цен будет не ниже уровня внутренних.

Минпромполитики заявило, что если проблемы с обеспечением железорудным сырьем сохранятся, правительство будет вынуждено с 1 января 2005 года ввести лицензирование экспорта этой продукции. Новую схему и условия лицензирования сейчас готовят в Минэкономики и Минпромполитики.

Однако вопрос требует более кардинального решения. В парламенте мариупольцы зарегистрировали законопроект «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на железорудное сырье». Он предполагает введение пошлины в размере 10 евро за тонну при экспорте агломерационной руды, 15 евро — при экспорте железорудного концентрата и 20 евро — при экспорте окатышей. Что будет стимулировать поставки в первую очередь на внутренний рынок. Средства, полученные от взимания этих пошлин, планируется направлять на решение экологических проблем Криворожского региона Днепропетровской области. Хотя, возможно, стоило упомянуть и Полтавскую: тамошний ГОК тоже не слишком улучшает экологию.

Другим законопроектом правительству, по согласованию с парламентом, предоставляются полномочия устанавливать мораторий на повышение цен на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

При этом вся необоснованно полученная субъектом хозяйствования сумма выручки в результате нарушения условий моратория подлежит изъятию в доход госбюджета. Одновременно виновник уплатит штраф в двукратном размере от необоснованно полученной суммы выручки. Возможно, такое решение заставит собственников ГОКов тщательнее просчитывать последствия своих поступков.

Однако на этой неделе до рассмотрения проектов в парламенте дело не дошло. Очевидно, нашлись более важные дела, чем проблемы металлургии. Скоро переголосование, а там и новый президент, новое правительство и прочие прелести. А развивать производство и обеспечивать поступления в бюджет, выходит, не царское дело? А если царское, то какого царя?