UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ УКРАИНЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

«Зеркало недели» внимательно отслеживает как все коллизии, связанные с формированием концепции транспортных коммуникаций Украины, так и практическую реализацию этих проектов...

Автор: Рустем Джангужин

«Зеркало недели» внимательно отслеживает как все коллизии, связанные с формированием концепции транспортных коммуникаций Украины, так и практическую реализацию этих проектов. Только за истекший год этой теме было посвящено несколько материалов, в том числе и два интервью с Сергеем Пирожковым, директором Национального института украино-российских отношений при Совете национальной безопасности и обороны Украины. Однако ситуация не стоит на месте, и мы пригласили Сергея Ивановича обсудить ее развитие на сегодняшнем этапе.

— Вначале я хотел бы поблагодарить ваше издание за пристальное внимание к столь важной для нашей страны проблеме. Разработка и создание условий для оптимального функционирования транспортно-коммуникационных коридоров является одним из наиболее приоритетных направлений в стратегическом развитии Украины.

Конечно, политическая ситуация, связанная с формированием концепции транснациональной системы транспортных коридоров, динамически изменяется под влиянием глобальных и региональных аспектов текущей международной политики. Это побуждает нас рассматривать проблемы в контексте конкретных интересов стран Каспийско-Черноморского региона, являющегося природным источником значительных запасов энергетических ресурсов. Развитие этой коммуникационной системы открывает перед Украиной дополнительные возможности для диверсификации импорта энергоносителей — с одной стороны, а с другой — новые маршруты торгово-экономического сотрудничества со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Естественно, что пристальное внимание мы уделяем возникающей в этом регионе новой транснациональной коалиции государств — ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова).

К сожалению, один из основных наших стратегических партнеров и традиционных поставщиков сырой нефти и природного газа — Россия, как мне представляется, излишне напряженно и подозрительно относится к инициативе группы стран, вошедших в эту коалицию. Можно, конечно, понять ее естественную тревогу из-за частичной потери своего исключительно монопольного влияния на региональные рынки энергоносителей. Ведь единоличное обладание трансмагистральными трубопроводами дает России дополнительные и чрезвычайно сильные аргументы при решении широкого круга проблем межгосударственных отношений со странами, производящими и потребляющими энергоносители. Причем способ решения вопросов, связанных с поставками нефти и газа, зачастую выходит далеко за пределы собственно экономического формата.

Однако необходимо учитывать и то обстоятельство, что современный мир предлагает нам, как стране, стремящейся к полноценному партнерству в международных отношениях и развитию надежно функционирующей экономики, многовекторные и по возможности симметричные подходы в отношениях со всеми странами международного экономического сообщества. Эта ситуация требует выработки новой идеологии и принципов межгосударственной политики, которые для нас и для наших партнеров по ГУУАМ означают интенсификацию поисков новых путей регионального сотрудничества с учетом интересов каждого из его участников как в экономической, так и в более широкой сфере стратегической стабильности.

Все эти вопросы требуют от Украины политически взвешенных и экономически обоснованных решений на основе глубокой их проработки с учетом взаимных интересов тех стран, с которыми мы стремимся налаживать долгосрочные и взаимовыгодные экономические отношения. Поэтому Национальный институт украинско-российских отношений при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта и его полномочного представителя в Украине господина Винфрида Шнайдер-Детерса выступили с инициативой научной проработки политического аспекта этой проблемы. Мы организовываем серию международных научно-практических конференций по проблемам развития транспортно- коммуникационных коридоров с приглашением специалистов из заинтересованных стран. Цель этих конференций состоит в выработке приемлемых для всех стран Черноморско-Каспийского геополитического пространства позиций и подходов, обеспечивающих оптимальные условия развития транспортно-коммуникационных систем.

Первая международная конференция, посвященная проблемам сотрудничества и безопасности транспортных коридоров Черноморско-Каспийского региона, состоялась в прошлом году в Севастополе. По ее результатам мы приняли Севастопольскую декларацию, которая опубликована совместно с украинским представительством Фонда имени Ф.Эберта в сборнике докладов и выступлений участников конференции.

На второй конференции, которая состоялась в начале июля этого года в Ялте, мы ставили перед собой задачу углубить и конкретизировать принципы сотрудничества со странами—участницами проекта развития ГУУАМ. Речь идет о сотрудничестве, прежде всего, в области развития транспортных коммуникаций, по проблемам торгово-экономического взаимодействия, вопросам обеспечения экологической и техногенной безопасности, а также в сфере упорядочения общей политико-правовой инфраструктуры, связанной с образованием новых рынков энергоносителей.

Ни для кого не секрет, что экспорт и транспортировка энергоносителей в Украине достаточно жестко контролируются как российскими финансово-промышленными группами, так и украинскими частными структурами, что затрагивает уже сферу национальной безопасности нашего государства. Наши масс-медиа стараются не касаться этой достаточно сложной и деликатной темы. Хотя если рассматривать этот вопрос комплексно, то угрозы энергетической и экономической безопасности для Украины в сложившейся ситуации все же существуют. И сегодня этот вопрос стоит для нашего государства более актуально, нежели на первых этапах становления национального суверенитета. Именно этими обстоятельствами можно объяснить активизацию поисков новых транспортно- коммуникационных маршрутов, а также альтернативных источников получения топливного и иных видов сырья. При этом, естественно, необходима также политико-правовая проработка этих вопросов, которым и была посвящена международная конференция.

— Можете ли вы прогнозировать какие-либо практические результаты состоявшейся научно-практической конференции?

— Надеюсь, что точки зрения специалистов, высказанные ими в докладах и сообщениях, а также итоговая резолюция конференции станут для правительственных структур предметом пристального изучения. Подчеркну, что для работы в нашей конференции приглашены министры транспорта ряда стран ГУУАМ, сотрудники внешнеполитических ведомств, ученые из числа тех, кого мы хорошо знаем по их предыдущим публикациям в научной литературе, а также специалисты, проявляющие постоянный интерес к решению широкого комплекса проблем формирования транснациональных транспортно-коммуникационных коридоров Черноморско-Каспийского региона. Конечно же, как показывает существующая практика, даже самые удачные научные проработки и рекомендации всегда сталкиваются с трудностями при практической реализации, обусловленными как ведомственными противоречиями и нестыковками при подготовке технологической документации, так и условиями материально-технического обеспечения в каждой из стран—участниц коллективного проекта.

Дополнительной проблемой является и то, что нефте- и газопроводы, из-за возможных техногенных катастроф, могут стать фактором повышенного экологического риска, и это создает дополнительные проблемы при обеспечении надежной системы безопасности окружающей среды.

При практическом решении возникающих вопросов необходимо, как мне представляется, создание межгосударственного координирующего органа, обладающего достаточными полномочиями по контролю за исполнением принятых каждой страной обязательств. А это, согласитесь, самый трудный аспект всей программы, поскольку для эффективной работы подобной наднациональной структуры необходима соответствующая нормативно-правовая база, которой нет в конституционном поле каждой из отдельно взятых стран.

Именно на это обстоятельство как на фактор, сдерживающий развитие ГУУАМ, ссылался президент Узбекистана Ислам Каримов во время последнего саммита лидеров центральноазиатских государств, прошедшего во второй половине июня в Душанбе. Накопленный международный опыт говорит о возможности создания межгосударственных региональных структур, достаточно эффективно осуществляющих координационные и контрольные функции, не посягающих при этом на государственный суверенитет отдельных стран. Решение этих проблем, на мой взгляд, создает новые возможности для сотрудничества при разработке и реализации намеченных программ в конструктивном русле, что в итоге позволит достигнуть ожидаемого экономического эффекта, в котором заинтересованы все страны — участницы проекта ГУУАМ.

— Насколько обоснованы утверждения некоторых экспертов о притязаниях той или иной страны, входящей в ГУУАМ, на лидерство в этом межгосударственном объединении?

— Не думаю, что эксперты, на которых вы ссылаетесь, сколько-нибудь серьезно обсуждают тему гипотетического лидерства в группе стран, вошедших в ГУУАМ. Однако, чтобы не сложилось мнение, что я уклоняюсь от вопроса, попытаюсь дать на него ответ.

Очевидно, что лидерство в группе государств, вошедших в то или иное объединение, может быть достигнуто не амбициями политического руководства или национально-радикальными устремлениями каких-либо политических групп той или иной страны, а исключительно за счет роста ее экономического и политического потенциала.

В этом смысле единственным и определяющим условием для лидерства среди группы стран, входящих в какой-либо торгово-экономический союз, является то, насколько быстро и эффективно проводятся в ней рыночные реформы, растет совокупный национальный продукт и благосостояние ее граждан. Немаловажным фактором является и то, насколько общество консолидировано в своем доверии политическому руководству и готово к осуществлению экономических и социальных программ, которые ему предлагаются.

К сожалению, скорость позитивных перемен в группе стран, входящих в ГУУАМ, пока еще не соответствует оптимистическим ожиданиям. А потому в сложившейся ситуации, когда не решен блок социально-экономических проблем, претендовать на лидерство ни для Украины, ни для какой-либо другой страны, вошедшей в ГУУАМ, представляется неуместным. Более того, могу со всей определенностью заявить, что перспективные вопросы, связанные с функционированием ГУУАМ, стоят в совершенно иной плоскости и касаются, прежде всего, открытия новых возможностей в межгосударственных торгово-экономических отношениях, а не построения новых военно-политических или иных союзов и блоков.