UA / RU
Поддержать ZN.ua

«RAMCO СТАЛА ИНИЦИАТОРОМ «КОНТРАКТА ВЕКА»

Окончание прошлого года ознаменовалось, кроме прочего, информационным всплеском в связи с получившей название «проекта века» разработкой углеводородных месторождений на шельфе Каспийского моря...

Автор: Алла Еременко

Окончание прошлого года ознаменовалось, кроме прочего, информационным всплеском в связи с получившей название «проекта века» разработкой углеводородных месторождений на шельфе Каспийского моря. Причем информация была достаточно разнополярной. С одной стороны, президенты Азербайджана, Грузии и Турции подписали рамочное соглашение о приоритете так называемого турецкого маршрута для транспортировки основных потоков азербайджанской нефти. С другой — появились весьма симптоматичные сомнения относительно масштабности запасов углеводородного сырья на шельфе Каспия.

Редакция «Зеркала недели» обратилась за некоторыми уточнениями относительно вышеназванной темы к человеку, которому, очевидно, достаточно много известно о «проекте века» — президенту компании RAMCO Caspian господину Михаилу Галкину. Ведь именно этой компании принадлежит ведущая организационная роль в каспийских проектах Азербайджана, а также в создании первого международного консорциума АМОК — Азербайджанской международной операционной компании, которая уже несколько месяцев экспортирует добытую в рамках своих проектов азербайджанскую нефть. И хотя М.Галкин весьма осторожно отвечал на имеющие политический оттенок вопросы в связи с азербайджанскими нефтяными проектами (что, в общем- то, вполне объяснимо), на наш взгляд, сказанное им представляет особый интерес. Тем более, что буквально на днях во время визита Президента Украины Л.Кучмы в Польшу речь также шла и о проекте транспортировки нефти — через территории Украины и Польши по маршруту Одесса— Броды—Плоцк—Гданьск.

— Господин Галкин, 20 сентября исполнилось пять лет со дня подписания «контракта века» между Азербайджаном в лице ГНКАР и Международным консорциумом нефтяных компаний. Совершенно особую — пионерскую — роль сыграла при этом компания Ramco. Немногие посвященные говорят, что если бы не ваша компания, то второго открытия Каспия просто бы не произошло. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?

— Пионерская роль Ramco признана не только в проектах морской добычи, но и в разработке месторождений на суше Азербайджана. Мы гордимся тем, что Ramco стала инициатором проекта разработки месторождений Азери—Чираг—Гюнешли, который теперь называют «контрактом века».

Мы также стали первой компанией, которая добилась соглашения о разделе добычи по проекту разработки месторождения Мурадханлы, которое, возможно, является крупнейшим месторождением на суше.

Таким образом, роль Ramco, открывшей азербайджанскую нефть для западных инвесторов, признана уникальной, и я убежден, что без стратегического подхода Ramco этот процесс мог бы задержаться на несколько лет.

— Что уже удалось сделать АМОК в рамках проекта разработки месторождений Азери—Чираг—Гюнешли? Cколько средств инвестировано и сколько будет вложено в разработку АЧГ? Руководство АМОК и ГНКАР публично заявляют о том, что предполагаемые запасы нефти на АЧГ при доразведке оказались выше прогнозных. Так ли это? И насколько изменились данные о запасах нефти в азербайджанских нефтяных месторождениях к сегодняшнему дню?

— АМОК продемонстрировала, что запасы углеводородов в море можно эффективно разрабатывать и экспортировать на рынки по новым экспортным трубопроводам. Бурение, осуществленное АМОК, оказалось успешным, и запасы нефти, по новым уточненным оценкам, превышают первоначальные на 20%. Это большой успех, и теперь мы можем говорить примерно о 5 млрд. баррелей извлекаемых запасов.

Однако для извлечения дополнительных запасов потребуются дополнительные инвестиции. Первоначально мы предполагали, что на 30 лет планируемой разработки месторождений Азери— Чираг—Гюнешли потребуется 7,4 млрд. долларов США; на сегодняшний день АМОК уже инвестировала 2 млрд. долларов. Теперь мы ожидаем, что сумма инвестиций составит 10 млрд. долларов США.

— В средствах массовой информации приходилось встречать сообщения о том, что, мол, запасы нефти в Азербайджане не так велики, как об этом говорит азербайджанская сторона. Насколько соответствует действительности информация такого рода? И чем, на ваш взгляд, вызвано ее появление?

— Запасы углеводородов в Азербайджане еще недостаточно разведаны. Недавнее открытие гигантских запасов газа на месторождении Шах Дениз является еще одним подтверждением этого факта. По моему мнению, некоторое разочарование, касающееся объемов запасов двух структур в азербайджанском секторе Каспийского моря, не является основанием для окончательных выводов. Для настоящих экспертов это должно быть ясно, так же, как и то, что запасы углеводородов на Каспии станут значительным источником мировых энергетических ресурсов в ХХI веке. По нашей оценке, на суше и в море Азербайджана будут еще обнаружены значительные запасы нефти и газа.

— Суточная добыча нефти АМОК достигла 110 тыс. баррелей. Если не ошибаюсь, это максимальный объем, который способен пропустить недавно построенный нефтепровод Баку—Супса. Однако специалисты говорят, что АМОК может увеличить добычу и что она ограничена пропускной способностью нефтепровода. Так ли это? На сколько и в какой срок может быть увеличена нефтедобыча АМОК?

— Я думаю, что с этим вопросом вам следует обратиться непосредственно в АМОК...

— В Турции на Стамбульском саммите президентами трех стран был подписан пакет соглашений о так называемом «турецком» маршруте основного экспортного трубопровода (ОЭТ). На этом настаивали представители администрации США. Однако участники АМОК, насколько известно, весьма осторожно относятся к этому варианту транспортировки азербайджанской нефти. В этой связи можно ли рассматривать «турецкое» соглашение как политическое руководство к действию АМОК по созданию и выбору ОЭТ? Или участники АМОК придерживаются иного мнения и руководствуются все же экономической целесообразностью? Какой из обсуждаемых вариантов транспортировки каспийской нефти реально может быть наиболее рентабельным для участников АМОК и Азербайджана? И рассматривается ли среди возможных байпасных вариантов доставки нефти украинско-польский маршрут: Супса—Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск?

— Партнеры по консорциуму (АМОК. — Авт.) поддерживают любую экспортную систему, которая могла бы обеспечить максимальную выгоду как для Азербайджана, так и для инвесторов.

— Как АМОК относится к возможности использования для транспортировки добываемой нефти так называемого «северного» маршрута — через территорию России и Чечни?

— Изначально АМОК экспортировала нефть по «северному» маршруту — в Новороссийск. В настоящее время продукция консорциума транспортируется по «западному» маршруту — в черноморский порт Супса в Грузии из-за более низких затрат по этому маршруту...

— Появление на европейском рынке азербайджанской нефти означает появление нового сорта этого товара и его котировки. Специалисты рассказывали, что сначала, кажется, ВР-Amoco планировали переработать эту нефть и определить ее качество с точки зрения производства нефтепродуктов. Проведена ли эта работа, каковы ее результаты?

— Азербайджанская нефть, которую АМОК транспортирует в Супсу для поставки на европейские нефтеперерабатывающие заводы, соответствует по своим характеристикам высшим стандартам. А о планах операционной кампании вам лучше, чем я, смогут рассказать в BP- Amoco.

— Господин Галкин, скажите, пожалуйста, как АМОК относится к предложению России об объединении экспортных потоков нефти, добываемой АМОК в Азербайджане, с Каспийским трубопроводным консорциумом — в Казахстане?

— Этот вопрос будут решать правительства этих государств.

Автор благодарит за организационную помощь в подготовке этого материала господина Михаила Гончара.