UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пришла пора снижать цены на сырье

Мировой горно-металлургический комплекс в настоящее время находится в разбалансированном состоянии...

Авторы: Сергей Сторчак, Вадим Гуров

Мировой горно-металлургический комплекс в настоящее время находится в разбалансированном состоянии. Логическая цепочка руда—кокс—металл нарушена. Руда нынче в дефиците. Металл, наоборот, в избытке. Спрос и цены на железорудное сырье ежегодно растут, на металлопродукцию — падают.

Украина установила свои правила игры, когда один собственник имеет 300% рентабельности, а другой на нулях. Когда страна, одна из богатейших по запасам руды, не может обеспечить сырьем свои металлургические предприятия. Когда отечественная металлургия чрезмерно зависима от внешних рынков сбыта и любое понижение мировых цен может дестабилизировать работу промышленности. Так, за последние два года цены на руду, кокс, лом, металл вначале выросли в два-три раза. Теперь стоимость проката упала на 30—35% (100—150 долл.), вследствие чего ДМЗ им. Петровского, Алчевский, Енакиевский, Днепродзержинский меткомбинаты работают нерентабельно, а Макеевский завод полностью остановил свои мощности. Несмотря на это, сырьевики не спешат снижать свою рентабельность, проблемы сталеваров их волнуют мало.

Серьезность положения очевидна. Решительных действий по урегулированию негативных моментов в отрасли со стороны Министерства промышленной политики Украины пока не наблюдается. Хотя в данном случае любое промедление государственных мужей может обернуться серьезным кризисом для страны.

Мировые тенденции 2004 года

Согласно отчету Института мировой экономики и международных отношений РАН, в 2004 году бурный рост спроса стимулировал невиданное увеличение мирового производства стали, вследствие чего мировая металлургия впервые за последние 30 лет вышла на траекторию устойчивого развития.

Так, если в 1970—2000 гг. абсолютное потребление стали увеличилось всего на 1,2%, то за 2001—2004 гг. прирост составил около 20%. Впервые за последние 30 лет загрузка мировых производственных мощностей по выплавке стали превысила 80%. Большая часть этого прироста пришлась на страны Азии, удельный вес которых в мировом производстве составил около 48%. При этом более четверти мировой выплавки стали приходится на долю Китая, который в минувшем году еще больше укрепил свои позиции мирового лидера в черной металлургии. Вклад Китая в общемировой годовой прирост выплавки стали составил около 75%.

В 2004 году рост мировой экономики сопровождался увеличением выпуска металлопродукции в большинстве развитых стран. Среди стран «восьмерки» наивысший годовой прирост показали черная металлургия Великобритании (8,9%), США (7,1%). Франции (6,6%). Новым крупным производителем стал расширившийся до 25 стран-членов Европейский Союз, на долю которого приходится более 19% мирового производства стали. В целом весьма динамично развивалась черная металлургия стран СНГ, где выплавка стали возросла на 10,6%.

Главной тенденцией мирового рынка в минувшем году был резкий рост цен — в 1,5—2 раза практически на все виды стального проката, который по-прежнему является важнейшим инвестиционным товаром. Среди главных факторов, определяющих рост цен, эксперты выделили ослабление доллара и сохраняющиеся высокие темпы роста китайской экономики, которая, несмотря на рост собственной выплавки стали, наряду с США, стала крупнейшим импортером металлопродукции. Благоприятная конъюнктура мирового рынка вызвала увеличение потребления, дефицит и рост стоимости основных производственных ресурсов: железорудного сырья, коксующегося угля, электроэнергии, что при повышении стоимости транспортировки сырья еще больше «подогревало» рост цен на металлопродукцию.

Определенную роль сыграли массовые закупки потребителями из-за опасений возникновения дефицита на рынке металлопродукции в условиях нынешних высоких темпов экономического роста. К дополнительным факторам можно отнести также продолжающиеся процессы консолидации активов и мощностей в мировой черной металлургии и явное стремление ведущих компаний сохранить нынешний уровень мировой конъюнктуры. Примером является создание транснациональной мегакорпорации Mittal Steel (годовая мощность около 50 млн. тонн) в результате слияния голландских компаний Ispat International и LNM Holding и американской International Steel Group (ISG).

Украина в общем рейтинге стран — производителей металла заняла почетное седьмое место. По данным Минпромполитики, в 2004 году наша страна выплавила 38,74 млн. тонн стали, что на 4,9% выше показателей предыдущего года. Металлургическая отрасль продолжает оставаться экспортоориентированной. Так, в 2004 году было экспортировано 79,3% изготовленной продукции.

Новый цикл в жизни металлургии

Если минувший год оставил яркий след в истории металлургии, то сложившиеся тенденции первого полугодия текущего года говорят о наступлении черной полосы для отрасли. В жизни металлургов наступил новый цикл — «период низких цен». Виновник — Китай, который продолжает трансформировать рынок металла. Страна, которая в минувшем году была главным потребителем стали, превратилась в главного экспортера. Перепроизводство металла достигло предельно допустимых объемов, причем совершенно непропорционально спросу на сталь. Так, в январе—мае мировое производство стали выросло на 8,1% до 456,7 млн. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, при этом за первые пять месяцев Китай выпустил 136,2 млн. тонн стали, или на 27,4% больше, чем в январе—мае 2004-го. Поднебесная начала наполнять внешние рынки дешевой продукцией, предложение превысило спрос, и произошло неумолимое падение цен. Например, на плоский прокат они упали в среднем на 100—120 долл. на тонне, также значительно снизилась стоимость заготовки и длинномерного стального проката.

Металлургические компании западных стран объявили о сокращении производства стали вследствие падения спроса, спровоцированного снижением темпов экономического роста и переполнением рынков непроданной продукцией. Эта ситуация нарушила ритмичную работу даже такого металлургического гиганта, как Mittal Steel: на своих восточноевропейских заводах компания остановила три доменные печи, рассчитывая на уменьшение выпуска стали в третьем квартале на 360 тыс. тонн. К аналогичным мерам прибегают и другие сталелитейные компании в США и Западной Европе.

Подобные тенденции развития отрасли заставляют производителей искать новых потребителей металла. Одним из возможных кандидатов в последнее время называют Индию — страну, сопоставимую с Китаем по населению, экономике и потребностям в металле. Именно Индии прочат стать новым очагом роста мировой металлургии. По данным МИЧС, в январе—сентябре 2004 года в Индии было произведено всего 23,7 млн. тонн стали, а по показателям потребления металла на душу населения страна занимает одно из последних мест в мире. Правда, для того, чтобы заменить Китай в качестве новой «черной дыры» для черной металлургии, стране придется всерьез побороться с бедностью.

Что происходит на рынке Украины?

Сегодняшнее изменение мировой конъюнктуры на рынке металла серьезно ударило и по отечественной металлургии, уязвимым местом которой является чрезмерная зависимость от внешних рынков сбыта, что уже отразилось на показателях объемов промышленной продукции. Так, в мае текущего года они уменьшились на 4,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 3,7% в сравнении с апрельскими показателями текущего года. В июне по сравнению с апрелем среднесуточное производство чугуна уменьшилось на 16,8%, стали — на 16%, проката — на 13,7%. Рост себестоимости продукции и сокращение рынков сбыта вынудили металлургический комбинат им. Ильича, «Донецксталь», Днепровский меткомбинат остановить часть доменных печей. Из-за мирового кризиса рентабельность меткомбинатов опустилась ниже 20%. Усугубили проблему еще и рудокопы, которые не спешат адекватно снижать цены на свою продукцию. Рост цен в декабре прошлого года относительно 2003-го на концентрат составил порядка 220%, на окатыши — 290%, на аглоруду — 190%, на металлолом — на 230%.

Но при этом не стоит забывать, что снижение производства металлопродукции логично вызывает уменьшение потребления железорудного сырья и кокса. Экспорт этой продукции также уменьшается, а запасы руды и угля на складах производителей растут. Как было отмечено на совещании балансовой комиссии горно-металлургического комплекса (ГМК), состоявшемся 13 июля в Днепропетровске, на 1 июля на складах ГОКов накопилось 2,02 млн. тонн мобильного сырья: окатышей — 500 тыс. тонн, аглоруды — 370 тыс. тонн, концентрата — 990 тыс. тонн. В июне остатки на складах увеличились на 550 тыс. тонн, а наиболее затоварены готовой продукцией — Южный ГОК (350 тыс. тонн) и Ингулецкий ГОК (330 тыс. тонн).

Столкнувшись с перепроизводством, ГОКи вынуждены сворачивать производство. Особенно усложнилась деятельность Южного ГОКа и Криворожского железорудного комбината. Еще одним тревожным сигналом для отрасли стали попытки некоторых меткомбинатов не оплачивать уже поставленное сырье в надежде сбить цену.

«Спасательный круг» попыталось бросить правительство. В конце июня Кабинет министров провел заседание с участием руководителей ГМК, где было принято ряд решений, направленных на обеспечение стабильной работы предприятий горно-металлургического комплекса. В частности, было решено подготовить предложения, призванное стимулировать переоснащение основных фондов предприятий ГМК, обеспечить им неизменные тарифы на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Возможно, для того чтобы не допустить кризиса в стране, текущий год необходимо ознаменовать годом полной консолидации отрасли. Руку помощи горно-металлургическому комплексу должны протянуть не только власти, но и производители друг другу. Как говорят, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Владельцам железорудных комбинатов необходимо пересмотреть ценовую политику, сделать ее более гибкой. И такие положительные примеры уже есть. Талантливый руководитель Ефим Звягильский сегодня, можно сказать, стал первопроходцем в вопросах урегулирования проблемы в отрасли. Он поставляет коксующий уголь металлургическим предприятиям, с которыми работает, по более доступным ценам. И этот шаг может стать отправной точкой в развитии новых подходов во взаимоотношениях между сырьевиками и производственниками.