UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИДАВЛЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫМ ШЛАГБАУМОМ МЕТАЛЛОТРЕЙДЕРЫ УЖЕ НЕ УСПЕЛИ, НО ЕЩЕ И НЕ ОПОЗДАЛИ

Возле железнодорожного, таможенного или прочих шлагбаумов не часто увидишь таблички типа «не стой под стрелой...», которыми обычно аж пестрят различные грузоподъемные краны...

Автор: Сергей Следзь

Возле железнодорожного, таможенного или прочих шлагбаумов не часто увидишь таблички типа «не стой под стрелой...», которыми обычно аж пестрят различные грузоподъемные краны. Хотя наверняка ощущения пробегающего под стремительно опускающимся шлагбаумом ничуть не лучше, чем у праздно прогуливающегося под стрелой, вдруг уронившей свой груз. В особенности если этот шлагбаум металлический...

В данном случае речь идет о предпринимателях, чья деятельность относится к сфере действия закона «О металлоломе», содержание которого в декабре 2000-го претерпело существенные изменения. И особенно о тех, кто по воле случая не успел выполнить взятые обязательства перед своими бизнес-партнерами из-за очередного официального изменения правил игры. Или, если хотите, о тех, кто имел неосторожность вести свое дело в стране, где законы меняют как... перчатки.

Наивные уповают на то, что закон обратного действия не имеет. Действительно не имеет. Но попробуй это докажи, если тебя придавило тяжелым шлагбаумом и ты вроде бы уже не здесь, но еще и не там. Да и виновных такому идиотскому состоянию, конечно же, нет.

Обломали

Как только 19 декабря прошлого года вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении операций с металлоломом)», так таможенники сразу же перекрыли границы для экспорта не только цветного металлолома (теперь уже без всяких исключений), но и сплавов и слитков из лома и отходов цветных металлов. Самое удивительное, что региональные таможни, четко исполняющие букву закона, были абсолютно правы. Как тут на это возразишь Леониду Козику, начальнику управления анализа и прогнозирования Государственной таможенной службы, ведь в законе ни слова о ранее заключенных контрактах не сказано. Да и разъяснений никаких не поступило. Зато в статье 9 «Экспорт металлолома» прописан безапелляционный вердикт:

— экспорт сплавов и слитков из лома и отходов цветных металлов осуществляется при наличии экспортного сертификата качества специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, которые сертифицированы в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9002.

То, что окончательно и бесповоротно теперь уже на законодательном уровне (а не при помощи вороха разнообразных нормативных документов органов исполнительной власти) перекрыты все лазейки для вывоза цветного металлического лома, можно только приветствовать. Об этом уже неоднократно говорилось в различных СМИ, в том числе и в «ЗН», поэтому повторяться не имеет смысла.

В общем с ломом все понятно и, кстати говоря, было вполне прогнозируемо операторами рынка металлического лома. Однако ограничения в отношении слитков и сплавов стало для них полной неожиданностью. Ведь так называемые «чушки», изготовленные из вторсырья на отечественных предприятиях, являются уже продуктом металлургической переработки, а не примитивным металлоломом. Но что уж тут поделаешь, если в стране во всю ширь развернулась кампания по борьбе с массовым вывозом металлолома и криминалом в области его заготовки. Для этого, похоже, все средства хороши, вплоть до того, что местами заместители глав областных госадминистраций возглавляют региональные ассоциации металлолома, открыто действуя по принципу «если мафию нельзя побороть, то ее придется возглавить». Впрочем, что удивляться такому конфузу, если, по мнению исполнительного директора Украинской ассоциации металлолома Вениамина Крамера, в общем металл дает 40—45% валовых поступлений в бюджет государства, а кроме того, является самым крупным источником валютных поступлений страны.

Поле чудес в стране...

Прямо как деревянный Буратино, который по настоятельному совету кота Базилио и лисы Алисы зарыл (в полном смысле этого слова) свои денежки на «плодородном» поле чудес, чувствуют себя сейчас трейдеры, вложившие средства в лом и слитки цветного металла и не успевшие экспортировать этот товар. Их, как и Буратино, понять не так уж сложно. Кто же в стране развивающегося капитализма откажется заработать звонкую монету пусть даже и на отходах. Тем более что данная сфера приложения усилий, прямо скажем, все еще очень «сладенькая» даже с учетом той горечи, которую то и дело подсовывают предпринимателям государство, власти на местах и даже «Укрзалізниця», время от времени ужесточая к ним свои требования и расставляя перед ними всевозможные рогатки. Чего стоят перманентный процесс перелицензирования всех видов деятельности в этой сфере бизнеса, или, например, списки избранных компаний, которые наделены эксклюзивным правом опекунства над металлическим ломом в отведенном им регионе, или еще — специальные (высокодоходные) тарифы на экспортные железнодорожные перевозки.

Однако теперь, после принятия поправок к закону «О металлоломе», не все засеявшие свое поле чудес уверены, что соберут ожидаемый урожай. Знают, что с родным государством, если оно захочет исполнить то ли роль кота Базилио, то ли лисы Алисы, им тягаться не под силу. По мнению трейдеров, шансов отбить свое не так уж много, даже с учетом того, что дополнительные ограничения во внешнеэкономической деятельности предложены законом, принятым намного позднее того, как были заключены контракты с иностранными партнерами. Соответственно многие из них морально готовятся к банкротству. В особенности те, кому хватило времени не просто на бумаге заключить договора (многие из которых тянут на добрую сотню тысяч американских долларов), но и успели уже вложить как полученную из заграницы предоплату, так и собственные средства в еще вчера столь ликвидный, а сегодня пылящийся в портах и складах товар.

Трейдеры, специализирующиеся на сплавах и слитках цветных металлов, вообще считают, что попали в анекдотическую ситуацию. Им как бы экспортировать не запрещают, но и везти не дают. На первый взгляд камнем преткновения является экспортный сертификат, который может выдавать только предприятие, соответствующее требованиям ISO 9002. Сразу же возникает вопрос: кому захотелось, чтобы в законе появился именно ISO серии 9002. Что, других не существует? А как насчет перечислить варианты через запятую? И почему экспортом этой самой сертифицированной чушки теперь могут заниматься только специализированные предприятия и совсем не могут трейдеры? Что это за специализированное предприятие, которое занимается не свойственным ему делом — экспортом. Кроме того, по заверениям экспертов, количество сертифицированных металлургических предприятий в Украине можно пересчитать на пальцах одной руки. По сути, под прикрытием борьбы за качество продукции целенаправленно сужается круг участников рынка, в первую очередь за счет трейдеров и несертифицированных производственных предприятий.

Значит, стоп экспортная машина. В таком случае, как вернуть денежки, которые уже заплачены трейдерами за продукцию, изготовленную на отечественных предприятиях, не имеющих требуемой сертификации? А что скажет инопартнер, который давно ждет товар согласно контракту. Ему ведь нужен металл, а не сертификат. Неудивительно, что у рядовых предпринимателей после уже месяца вынужденного бездействия (или вернее — активной переписки с соответствующими государственными органами) складывается впечатление, что их просто решили подставить, чтобы заново поделить уж очень привлекательный рынок. Не зря же авторы закона как-то не потрудились уточнить, что сертифицированные предприятия могут экспортировать продукцию только собственного изготовления. Значит, за последними оставлено право реализовывать не только свою. Удобная лазейка.

Кстати, в свете вышеизложенных событий на отечественном рынке уже снизились цены как на цветной лом, так и на слитки. Теперь если прогоревшие предприниматели-экспортеры надумают сбросить на внутреннем рынке свой невыездной товар, то к их потерям от конвертации валютных средств, невозвращенного НДС добавятся еще и издержки за счет отрицательной ценовой динамики. Полегчает их конкурентам и на внешнем рынке. По заверениям аналитиков, россияне уже ищут возможности, чтобы прибрать к рукам украинскую нишу, расширяя за счет нас свой собственный экспорт. Еще бы, ведь старший брат не может упустить возможности развития собственного экспортно-ориентированного производства — тут тебе и щедрые валютные поступления в государственную казну и новые рабочие места...

Судьба — на коленях перед Минюстом

Автору было отрадно слышать в комитете Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства о том, что бой трейдерами еще не проигран. И у предпринимателей еще есть надежда по крайней мере надлежащим образом исполнить те свои контракты, которые вступили в силу до 19 декабря 2000 года. Это, оказывается, законодатели предусмотрели в расплывчатых фразах Заключительных положений к закону «О внесении изменений...» — Кабинет министров в течение четырех месяцев должен обеспечить приведение в соответствие с законом как собственных нормативно-правовых актов, так и актов министерств и других органов исполнительной власти.

Как сообщили «ЗН» в правительстве, Госкомпромполитики уже обращался к ним с письмом, содержащим просьбу о разрешении выполнения обязательств по ранее заключенным внешнеэкономическим контрактам как по давальческому сырью, так и по цветным слиткам и сплавам. Кабмин не имеет ничего против и в ответ предложил Госкомпромполитики, Госконтролю, Гостаможслужбе положительно решить данный вопрос, предварительно посоветовавшись с Министерством юстиции. При этом «ЗН» заверили, что проблемы могут возникнуть разве только в отношении очень старых контрактов (1996 года и старше), которые предусматривают ежегодную пролонгацию действия.

Вместе с тем спецы из Кабмина заверяют, что на утряску подобных вопросов, как правило, уходит месяц. В прошлую пятницу как раз исполнилось ровно месяц со дня вступления в действие закона. Интересно, сколько еще месяцев понадобится исполнительной власти, чтобы порты и склады наконец очистились, а предприниматели задумались над собственным теперь уже сертифицированным металлургическим производством. Впрочем последнее по карману будет далеко не всем. По ту сторону шлагбаума, как заверяют эксперты, останутся сотни компаний средней величины. Что уж говорить о мелких. Таким образом государство проявляет свою неустанную заботу о развитии предпринимательской деятельности... В других, менее рентабельных, сферах этой деятельности.