UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ОЗАБОТИЛОСЬ ПРОБЛЕМОЙ НЕФТЕТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

За предвыборной суетой и антидемпинговыми распрями как-то незамеченным остался весьма примечате...

Автор: Алла Еременко

За предвыборной суетой и антидемпинговыми распрями как-то незамеченным остался весьма примечательный факт, имеющий непосредственное отношение и к самым что ни на есть национальным интересам, и к энергетической безопасности и перспективам Украины в этом смысле. Речь идет о принятии правительством Концепции государственной политики в сфере поставок и транзита сырой нефти. А между тем сей факт может оказать весьма существенное значение на работу нефтетрубопроводного транспорта Украины.

Так уж повелось в Украине, что народные депутаты да и правительственные чиновники вспоминают о нефтепроводах крайне редко — как правило, накануне принятия бюджета. Да и то, в основном, дабы обложить нефтетранспортников очередным дополнительным налогом. И как ни противились они, а с 1999 года в законодательном порядке вынуждены отчислять дополнительные деньги с каждой транспортируемой тонны нефти.

Никто, разумеется, не спорит — госбюджету эти деньги еще ни разу не помешали. Но за стремлением достичь в принципе временных финансовых целей, пусть даже государственных, как-то забылось, что трубопроводный транспорт Украины требует постоянной заботы и постоянных, весьма существенных финансовых вливаний. Худо-бедно, а только в прошлом году на ремонт, модернизацию и реконструкцию нефтепроводной инфраструктуры требовалось не менее 400 млн. гривен. Так или иначе, а, неся дополнительные финансовые нагрузки, трубопроводный транспорт Украины оказывается все ближе к границе конкурентоспособности на рынке аналогичных услуг.

Если учесть, что в последнее время обострилась борьба между реальными и потенциальными нефтетранзиторами, обсуждаются и реализуются проекты кардинальной переориентации энерго- и в частности нефтепотоков, то вряд ли разумно со стороны украинской власти так беспечно относиться к собственному нефтетранспорту. Тем более что первые тревожные симптомы уже очевидны — только за первые два месяца этого года нефтетранспортные предприятия Украины сократили транспортировку нефти более чем на 3 млн. тонн (на 28,6%) — до 7,56 млн. тонн.

Как свидетельствуют данные Министерства топлива и энергетики Украины, экспорт нефти в такие страны, как Словакия, Венгрия и Чехия, сократился на 4810,8 тыс. тонн (52,4%) — до 4365 тыс. тонн, а поставка нефти для нужд украинских заводов увеличилась на 1778,7 тыс. тонн (в 2,3 раза) — до 3192,4 тыс. тонн.

За два месяца транзит нефти на экспорт составил 57,8% общего объема ее транспортировки. В частности, магистральные нефтепроводы «Дружба» сократили прокачку нефти на 273,3 тыс. тонн (9,1%) — до 2744,6 тыс. тонн. При этом экспортный транзит сократился на 554,2 тыс. тонн (18,6%) — до 2419,3 тыс. тонн. Утешает, правда, то, что прокачка нефти для внутренних нужд возросла на 280,9 тыс. тонн (в 7,3 раза) — до 325,3 тыс. тонн. Но особой погоды в масштабах всего нефтетранспорта это не делает. Тем более что «Приднепровские магистральные нефтепроводы» сократили прокачку нефти на 2758,8 тыс. тонн (36,4%) — до 4812,8 тыс. тонн. При этом прокачка на экспорт снизилась на 4256,6 тыс. тонн (68,6%) — до 1945,7 тыс. тонн, а транспорт для собственных нужд увеличился на 1497,8 тыс. тонн (в 2,1 раза) — до 2867,1 тыс. тонн. Невеселая получилась картина.

В значительной мере транзит нефти сокращается в связи с тем, что в конце минувшего года в России введен в эксплуатацию участок нефтепровода Суходольная—Родионовская, который соединил напрямую, в обход Украины, два российских нефтепровода: Самара—Лисичанск и Лисичанск—Тихорецк. Россияне, вероятно, этот соединительный нефтепровод все равно бы построили. Но вполне очевидно, что в Украине мало кого волновало то, что часть отечественных нефтетранспортных мощностей в результате реализации россиянами этого проекта окажется невостребованной. Так что если и дальше так пойдет, то облагать дополнительным обязательным сбором скоро будет нечего.

В смысле отстаивания своих нефтетранспортных интересов Украина уже потеряла много времени. Однако лучше позже, чем никогда.

По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в ближайшие два десятилетия прогнозируется значительное увеличение спроса на энергоресурсы, в частности на нефть. При этом наблюдается тенденция увеличения потребления энергоресурсов именно за счет увеличения их импорта. Причем пик спроса на нефть в Европе ожидается после 2010 года. Так что динамичные тенденции и процессы в регионах традиционной добычи и потребления нефти прямо и опосредованно влияют на перспективы нефтетранспортной отрасли Украины.

Среди основных уже обозначившихся тенденций, которые будут иметь средне- и долгосрочное влияние, особо выделяются следующие: активный процесс приватизации нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных предприятий в государствах Центрально-Восточной Европы; увеличение объемов добычи нефти в странах Каспийского региона и в России; создание и развитие дополнительных маршрутов транспортировки нефти как в России, так и в Черноморско-Средиземноморском бассейне и наконец разрешение проблемы Босфора.

Очевидно, что все вышесказанное приведет к еще большему обострению конкуренции государств—потенциальных транзиторов за право контролировать источники энергоносителей и пути их транспортировки, а также особому усилению конкуренции в сфере нефтетранспортных услуг. Украина на этом фоне как соединительное звено между поставщиками и потенциальными потребителями нуждается в диверсификации источников, путей и рынков сбыта энергоносителей, что безусловно диктуется либерализацией европейского энергетического рынка и переориентацией традиционных энергоэкспортных потоков. К слову, Украине в этом смысле есть что предложить.

К началу 2002 года общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории Украины составляла 3894 километра с пропускной способностью до 100 млн. тонн в год на входе и 66 млн. тонн в год на выходе.

На нефтепроводах действуют 37 нефтеперекачивающих станций.

Общая емкость резервуарного парка составляет приблизительно 800 тыс. кубометров.

Кроме того, в 2001 году завершено строительство нефтепроводной системы Одесса—Броды протяженностью 674 километра, проектная мощность которой может быть быстро увеличена при необходимости с 9 до 14,5 млн. тонн в год. Объем резервуарного парка этой системы составляет 200 тыс. кубометров. Причем дальнейшее развитие нефтепроводной системы Одесса—Броды даст возможность ежегодно переваливать до 32, а затем и 45 млн. тонн нефти.

Однако нельзя сказать, что все это нефтетранспортное добро используется в полной мере. За последние годы объем транспортировки сырой нефти по магистральным нефтепроводам составлял в среднем 64—66 млн. тонн в год, из которых 53—55 млн. тонн — транзит. Так что самое время правительству задуматься над тем, как максимально задействовать отечественное нефтетранспортное хозяйство в международном сотрудничестве в сфере поставок и транзита сырой нефти.

В качестве стратегических направлений развития нефтетранспортной системы Украины в названной концепции определены несколько пунктов. Кстати, названы и основные стратегические партнеры Украины. Для начала — Россия и Казахстан. Правда, с россиянами еще предстоит урегулировать несколько важных проблем. Как то: установление безтаможенной экспортной квоты на объем нефти, которая поставляется в Украину для переработки на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Неплохо бы добиться совместными усилиями и отмены НДС на нефть, поставляемую на украинские НПЗ. В принципе, россияне должны в этом видеть выгоду, ибо крупнейшие НПЗ Украины принадлежат уже российским нефтяным компаниям. Кроме того, требует комплексного подхода, отмечается в концепции, и вопрос интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» и поиск возможностей для увеличения транспортировки нефти по другим транзитным маршрутам, проходящим через Украину.

Реализация международных проектов Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» может быть осуществлена путем участия Украины в международной кооперации, в том числе в международных консорциумах.

Основными же направлениями участия Украины в международных нефтетранспортных проектах являются повышение уровня экологической безопасности, создание условий для эффективного использования нефтеинфраструктуры, участие в обеспечении свободного недискриминационного доступа к ресурсам нефти и рынкам ее сбыта, создание условий для интеграции нефтетранспортной системы Украины в общеевропейскую. Однако, как отмечается в концепции, национальные интересы — прежде всего.