Для обеспечения нормальной работы предприятий черной металлургии Запорожья ежемесячно требуется свыше 175 тыс. тонн лома черных металлов. У цветной металлургии запросы намного меньше — до 1 тыс. тонн (менее 12 тыс. тонн в год), но это вовсе не означает, что дефицита со вторсырьем они не испытывают. На первый взгляд, это не может не вызывать недоумение. Хотя бы потому, что только в этом году субъектами предпринимательства всех форм собственности в области заготовлено свыше 150 тыс. тонн лома цветных металлов, то есть в 13 раз больше существующей потребности. Относительно чермета показатели, правда, не столь впечатляющие — его сбор едва достигает трети от требуемого количества. Но самое удивительное заключается в том, что, по самым оптимистичным подсчетам, в области остается не более пятой части металла, подлежащего повторной переработке. В подавляющем же большинстве плоды усилий «старьевщиков» уходят за пределы не только региона, но и страны. По свидетельству официальной статистики, только в этом году экспортные перевозки, выполненные морским и речным транспортом, а также железнодорожными предприятиями региона, увеличились вдвое.
Обозначенная проблема имеет довольно внушительный срок давности. И справедливости ради стоит отметить, что к ее возникновению в значительной мере причастны сами металлурги. Пользуясь привилегированным правом бюджетонаполняющей отрасли, обеспечивающей пусть незначительный, но все же прирост промышленного производства, они сочли возможным особо не утруждать себя пунктуальностью в расчетах с предприятиями, специализирующимися на заготовке металлолома. В лучшем случае оплату стали производить по бартерным схемам, в которых средством платежа выступал готовый металлопрокат, теряющий спрос на внутреннем рынке. Закономерной реакцией на это стала ориентация сборщиков металлолома на экспортные поставки. Во-первых, потому, что на внешнем рынке за лом исправно расплачивались валютой. А во-вторых, прибыль от зарубежных продаж была почти в 7 раз выше, чем внутри страны.
Подобный поворот событий, разумеется, металлургов нисколько не устраивал. Используя довольно влиятельное лобби в правительстве, им удалось в корне изменить ситуацию: в начале 1996 года экспорт металлолома из Украины был полностью запрещен. Однако столь жесткой административной мере судилось продержаться всего полгода, за которые только прямые убытки предприятий втормета достигли 1,5 млн. долларов. И лишь после этого уже ни у кого не осталось сомнений в том, что закон «О металлоломе», претендующий на рекордный срок рассмотрения в Верховной Раде (шутка ли — свыше 7 лет), пора наконец принять. И приняли, но, как вскоре оказалось, слишком иллюзорной была надежда на то, что процесс заготовки и переработки лома черных и цветных металлов войдет в более-менее цивилизованные правовые рамки. Жизнь-то не стояла на месте, этим видом бизнеса всерьез и основательно занялись представители теневой экономики. Невзирая на отсутствие нормативных документов и административной вертикали, масштаб их деятельности поистине впечатляет и поражает. А на самом деле — несет серьезную угрозу и без того не пышущей здоровьем отечественной экономике.
Первая волна прокатилась по отечественным предприятиям, когда их руководители, очевидно, вспомнив свое пионерское детство, реанимировали собирательскую прыть и стали превращать в металлолом зачастую вполне пригодное, а то и вовсе новое оборудование, не задействованное в производственных процессах. Но то ли правоохранительные органы подсуетились, начав предъявлять криминальные счета энтузиастам, или же запасы «вторсырья» исчерпались, однако практически неприкрытое воровство металла тоннами заметно поубавилось. На некоторых предприятиях в коллективных договорах даже стали предусматривать меры материальной ответственности работников за пропажу лома на рабочих местах. Однако и эти меры не смогли уберечь от более серьезной беды — металлозаготовками занялись, как говаривали раньше, широкие народные массы. Стихия вышла из берегов, и ее масштабы в настоящее время, честно говоря, способны вселить ужас.
По словам работников НОД-3 Приднепровской железной дороги, перед нынешним размахом разбоя меркнет даже уголовщина послевоенных лет. Путевое хозяйство подвергается непрекращающимся нападениям расхитителей, охотящихся за цветными металлами. Каждую ночь они выводят из строя систему автоблокировки на участках дороги, где составы движутся со скоростью 100 километров в час. И приходится уповать лишь на счастливые стечения обстоятельств, которые пока уберегают от катастроф. Столь же благополучный исход имело происшествие в аэропорту Запорожья, где неизвестные злоумышленники похитили около 600 метров кабеля связи, создав прямую угрозу безопасности полетов. Нешуточный стресс пришлось пережить и персоналу Запорожской АЭС из-за отсутствия резервного питания после воровства кабеля защиты трансформаторов, что поставило станцию на грань остановки. Хищение более 700 ливневых решеток на улицах областного центра привело к тому, что были выведены из строя три канализационные станции — в городе возникла опасность вспышки эпидемии. Весьма показательными уроками запомнилось и стихийное бедствие, постигшее область в конце ноября. Во время ликвидации его последствий имели место около 200 случаев хищений металлов на объектах электротранспорта, связи и энергоснабжения. Согласитесь, наряду с подобными фактами упоминание о размерах материального ущерба уже представляется малозначительным, хотя он и исчисляется сотнями тысяч, миллионами гривен. Ведь степень полной атрофированности совести, когда желание получить неправедный заработок ставится выше здоровья и жизни сотен, а то и тысяч людей, не выразить в денежном эквиваленте.
В сложившейся ситуации на эффект от моральных упований, увы, рассчитывать не приходится. Как, впрочем, не сулит успеха и ставка на карательно-административные меры. Ведь металлосборочной лихорадкой заражены уже не сотни, а тысячи граждан. Для части из них, сумевших нажить приличное состояние, это весьма выгодный вид бизнеса, а для подавляющего большинства (что гораздо хуже) — единственное средство хоть как-то обеспечить свое существования. И коль люди, пренебрегая смертельной опасностью, отваживаются вырубывать находящиеся под напряжением высоковольтные линии, нетрудно догадаться, что никакие правоохранительные строгости для них не станут препятствием. Да и, в конце концов, невозможно же возле каждой опоры выставить милиционера. Их усилия оказываются тщетными даже в реализации менее масштабной задачи — применения санкций к пунктам, которые грешат приемом ворованного металла. Хотя, на первый взгляд, активность стражей порядка впечатляет. Только в этом году за нарушения в работе было закрыто 72 пункта по приему металлолома и приостановлена деятельность 50. Но общая картина осталась неизменной — регион по-прежнему находится в осаде старьевщиков, число точек которых только в областном центре превышает полторы сотни. Впрочем, достоверными данными о количестве приемных пунктов официальная статистика не располагает: процесс их открытия не отягощен формальностями, для этого достаточно всего лишь уведомить местные власти, да и то — при желании. Не располагая статусом юридических лиц, они всего лишь выступают посредниками в расчетах между добытчиками лома и крупными фирмами, специализирующимися на торговле металлом. Последние для местных властей по-прежнему остаются недоступными, поскольку, работая в регионе, они зарегистрированы в соседних областях. И лишить их лицензии на занятие данным видом бизнеса было вправе лишь Минпромполитики. Как поведали в обладминистрации, в министерство уже направлено 64 представления об аннулировании лицензий у 44 предприятий по сбору и заготовке металлолома. Однако с утвердительным ответом киевские чиновники явно не торопятся, что невольно наводит на мысль о небескорыстности их участия в данном процессе…