UA / RU
Поддержать ZN.ua

«…ПЛЮС ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОРЯДОК НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

Проработав лет десять тому назад лето в студенческом отряде в качестве проводников, мы с однокурс...

Автор: Ганна Люта

Проработав лет десять тому назад лето в студенческом отряде в качестве проводников, мы с однокурсниками убедились в справедливости аполитичной трактовки краха социализма: если помните, ленинское определение социализма предполагало, кроме электрификации всей страны, еще и железный порядок на железной дороге. Правда, о последнем перестали говорить вслух еще до моего рождения, да и цитировать, как правило, заканчивали на электрификации... Но актуальности этот постулат не утерял и сегодня. А, возможно, только стал еще более актуальным. И если социалистический строй не справился с порядком на «железке», может, стремящееся к демократии общество учтет ошибки предшественников?.. Так или иначе, а порядок в этом весомом секторе национальной экономики нам явно не помешал бы. И было бы совсем неплохо, чтобы железный локомотив и в самом деле начал вытаскивать отечественную экономику из туннеля. Это, разумеется, лирика.

А на практике, как только, казалось бы, появились первые симптомы, свидетельствующие о последовательности администраторов украинской «железки» в стремлении навести порядок в вверенном им хозяйстве, на их головы обрушился шквал «компромата». Новейшая история Украины свидетельствует, что зачастую именно это и есть доказательство того, что если еще и не удалось навести порядок в конкретной отрасли и на конкретном предприятии, то уже успели если не разорить, то разворошить «осиное гнездо». Хоть и ворошат всего-то с мая.

Докопаться до «железной» истины я даже не надеюсь — это не мое дело и занятие не на один год. Но есть вполне реальные и, на мой взгляд, весьма красноречивые свидетельства тому, что «гнездо» разворошили. А ворошить есть что, ведь железнодорожное хозяйство — это кровеносные сосуды страны.

Нет смысла сейчас описывать историю создания госпредприятия «Укрзалізниця». Достаточно напомнить, что ему пришлось столкнуться со всеми перипетиями как отделения от некогда единой, а затем уже российской «железки», так и внутриукраинскими реформаторскими «прелестями». Далеко не всем нравится это так называемое искусственное объединение. Сегодня «Укрзалізниця» представляет собой шесть вполне самостоятельных железных дорог (перечень которых вы найдете в таблицах на стр. 9) и предприятий, обслуживающих «железку», в частности сервисных и ремонтных. Сколько стоит все это хозяйство, я боюсь даже предположить. А вот сколько оно приносит, точнее приносило еще до мая этого года прибыли некоторым весьма конкретным субъектам предпринимательства (заметим, никак не причастным к самой «Укрзалізниці»), подсчитать оказалось не так уж трудно. Причем это, образно говоря, первые подсчеты.

Присмотритесь, пожалуйста, к данным, представленным на стр.9 в таблице 1потери и неполученные доходы железных дорог в 1999 году. Один из основных по сумме пунктов (причин утерь и недополучения прибыли в денежном выражении) — вексельные расчеты и все, что с этим связано; далее — завышенные цены при бартерных операциях.

> И эта отрасль постепенно возвращается на заслуженное ею место в экономике страны (см. диаграмму 4), и уже сегодня «не пасе задніх», а занимает достойное место в первой десятке.

И все это возможно сделать благодаря тому, что здесь работают прекрасные люди. А самое главное, что Президент Украины Л.Кучма поддержал нынешние реформы в железнодорожном транспорте, поверил новому руководству «Укрзалізниці». И именно эти люди сегодня переворачивают, образно говоря, все вверх дном, демонстрируя таким образом, что реформы в стране живут и порядок можно навести.

Ганна ЛЮТА