UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСТОРОЖНО! МИРНЫЙ АТОМ

Все больше стран мира отказываются от опасных видов энергии в пользу альтернативных источников. Не минула эта участь и Германию, где политический вес так называемых экологических партий всегда был довольно высок...

Автор: Олег Гавриш

Все больше стран мира отказываются от опасных видов энергии в пользу альтернативных источников. Не минула эта участь и Германию, где политический вес так называемых экологических партий всегда был довольно высок.

Кажется, в Украине с этим пока не определились — одни ратуют за развитие «мирного атома», другие настаивают на альтернативных видах энергии, а третьи уже производят «солярку из свеклы».

Тем не менее в обозримом будущем важнейшим видом топлива в мире останется углеводородное сырье, в частности нефть и газ. Нефть, как источник энергии, питает мировую экономику на протяжении почти двух столетий, а в прошлом году на долю этого энергоносителя приходилось 36% всей выработанной в нефтяном эквиваленте энергии. Второе место занял уголь (25%), затем природный газ (24%). На долю атомных и гидроэлектростанций приходится по 7%, и только один процент отводится альтернативным видам энергии.

Но в Западной Европе, в отличие от стран СНГ, не желают мириться с подобным положением вещей и продолжают развивать способы получения электричества и тепла, которые у нас назвали бы не иначе как чудачеством.

«В связи с происшедшими за последнее время изменениями, а именно — переходом большей части нашей деятельности в области электроэнергетики к ALSTOM (Франция) и атомной энергетики к BNFL (Великобритания), АBB сосредоточила усилия на переходе от строительства традиционных крупных электростанций к получению энергии из альтернативных и малых распределенных источников, что открывает возможности для роста и дополняет существующие рынки электроэнергетики», — комментируют переход к альтернативным источникам энергии в компании ABB. Все больше внимания новым технологиям уделяют и в British Petroleum, которую специалисты даже подумывают окрестить как Beyond Petroleum (в переводе «за пределами нефтяной промышленности»).

И все же пока только в Германии переход к альтернативным источникам энергии получил статус государственной политики в сфере энергетики.

Опыт Германии

В отличие от Украины, где до сих пор не принят Закон «Об альтернативных источниках энергии», германский бундестаг принял решение о полном отказе этой страны от атомной энергетики и постепенном закрытии в течение ближайших 20 лет всех атомных электростанций. Договоренность о том, что Германия отказывается от ядерной энергетики, была достигнута между федеральным министром экологии Юргеном Триттином и руководством четырех крупнейших энергетических концернов ФРГ.

Выход из атомной энергетики являлся программным обещанием канцлера Герхарда Шредера в ходе его выборной кампании в 1998 году, в связи с чем принял не столько «экологически-зеленую», сколько «политически- красноватую» окраску и пока остается предметом торга власти и оппозиции. Оппозиционные партии, в первую очередь ХДС, не скрывают, что в случае своего возвращения к власти сделают все возможное, чтобы пересмотреть и аннулировать только что принятый бундестагом закон. «Вы слишком рано радуетесь», — заявил в ходе заключительных парламентских дебатов, обращаясь к социал-демократам, эксперт ХДС по экологии Клаус Липпольд. По мнению оппозиции, «выход Германии из ядерной энергетики является большой ошибкой в экономическом отношении, а также контрпродуктивным решением в плане защиты окружающей среды». Эксперт парламентской фракции зеленых по вопросам энергетики Михаэла Хуштедт указала на то, что «похоронный марш по атомной энергетике звучит уже давно, ведь последняя АЭС в ФРГ строилась в 1982 году, и за последние 20 лет заказов на строительство новых АЭС не поступало». В настоящее время в Германии эксплуатируется 19 АЭС, на долю которых приходится треть вырабатываемой в стране электроэнергии. Правительство и энергетики договорились, что они будут закрыты по истечении срока их эксплуатации — то есть через 32 года со дня начала работы.

Украинская действительность

Как рассказал «Зеркалу недели» Сергей Ермилов, министр топлива и энергетики, «достройка энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС станет последним крупномасштабным проектом в отечественной атомной энергетике». По мнению министра, Украина больше не испытывает нужды в новых энергоблоках. Особенно в свете политики отказа от атомной энергетики в целом ряде стран Евросоюза.

В декабре Украину посетил генеральный директор Департамента безопасности ядерных установок Министерства окружающей среды ФРГ Вольфганг Реннеберг. По итогам поездки немецкий эксперт сделал вывод о том, что Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных установок Германии считает недостаточным бюджетное финансирование мер и средств ядерной безопасности в Украине. «В Украине выделяется недостаточно средств на ядерную безопасность», — констатировал Реннеберг.

По словам председателя Государственного комитета ядерного регулирования Украины Вадима Грищенко, в бюджете на 2002 год финансирование мер и средств ядерной безопасности предусмотрено на уровне 250 млн. гривен. Он также добавил, что финансирование ядерной безопасности улучшилось, и в последнее время выполняются все необходимые работы по ремонту оборудования АЭС.

6 декабря 2001 года руководители Госкомитета ядерного регулирования и Федерального министерства окружающей среды ФРГ подписали совместное заявление, в котором определили приоритеты двустороннего сотрудничества.

Результатом встречи стало создание Программы научно-технического сотрудничества на 2002—2004 годы. Ее основная цель — повышение безопасности ядерных установок АЭС Украины, а также усиление научно-технического потенциала Госкомитета ядерного регулирования и организация его научно-технической поддержки.

Как сообщил в интервью «ЗН» господин Реннеберг, «украинские станции страдают от того, что очень мало средств выделяется на их безопасность». «Срок эксплуатации многих украинских станций уже превышен. Уровень безопасности украинских АЭС ниже европейских. Но мы очень рады, что наиболее рискованные блоки, вроде Чернобыльской АЭС, уже закрыты», — считает немецкий гость.

В настоящее время в Украине эксплуатируются 13 ядерных энергоблоков на четырех АЭС установленной мощностью 11835 МВт, которые производят более 45% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. По данным Госкомитета ядерного регулирования Украины, в 2010—2011 годах завершается проектный срок эксплуатации соответственно 1-го и 2-го блоков Ривненской АЭС, в 2012 году — 1-го блока Южно-Украинской АЭС, а в 2014—2019 годах — пяти блоков Запорожской АЭС. Очевидно, что к этому сроку Украине необходимо не только определиться со стратегией развития электроэнергетики, но и дать возможность развиваться альтернативным источникам энергии. Потому что, по неподтвержденным экспертами данным, затраты на продление срока эксплуатации энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000 могут составить от 150 до 250 млн. долл. Конечно, окупить их возможно в случае продления срока работы на 10 лет, но это не снимет с повестки дня актуальность развития альтернативных источников энергии, а только отсрочит ее решение еще на десятилетие. В результате Украина, вместо инвестиций в перспективные проекты и выработки новых технологий производства, аккумулирования и энергосбережения энергии, вынуждена будет закупать технологии и оборудование в других странах.

Альтернативный андеграунд

По иронии судьбы, в то же время, когда Вольфганг Реннеберг рассказывал об опасности украинских АЭС, группа львовских энергетиков собрала пресс-конференцию, чтобы поведать о собственных разработках, приводя примеры использования на практике альтернативных источников энергии.

Как поведал журналистам Анатолий Демчук, заместитель начальника департамента Министерства аграрной политики Украины, в нашей стране достаточно давно разрабатываются и внедряются технологии энергосбережения и получения альтернативной энергии. Одни из них давно применяются на Западе, а другие по-своему уникальны.

В частности, начальник львовского ПО «Облселькоммунхоз» Иван Киш рассказал о внедряемой во Львове технологии естественной теплопроводимости домов (при этом используются специальные накопители - летними днями конденсируется тепло, которое используют для обогрева дома ночью). Все более широкое распространение получают и полиэтиленовые трубы, коэффициент теплопроводности которых гораздо ниже, чем у металлических. «Известно, что 30% стоимости любой продукции составляет цена энергоносителя. Это касается и мяса, и хлеба, и любой другой продукции, — рассказывает Анатолий Демчук. — Сельское хозяйство для производства продуктов питания может обходиться дизельным топливом или биотопливом, которое производится, например, из сахарной свеклы. Урожай с одного гектара этой культуры дает тонну биотоплива, эфира, который является аналогом дизтоплива. Как показывает практика, двигатель на этом горючем работает очень неплохо».

Если же продать оставшиеся после переработки компоненты, то стоимость такого рода «биодизеля» будет равна стоимости обычного дизтоплива. Кроме того, для получения биодизеля можно перерабатывать солому и еловые ветки, уверяют специалисты Минагрополитики.

Обычно в селах для обогрева используют газ или уголь. Экономичность этого отопления, мягко говоря, не вдохновляет специалистов по энергосбережению. Поэтому в районе Белой Церкви начата реализация пилотного проекта создания котла мощностью в 1 мегаватт, который, работая на половину мощности, вырабатывает тепло для отопления 30 тыс. кубометров помещений. Расход топлива… 3 тонны соломы в сутки. На отопительный период необходимо 500—600 тонн соломы. Это при том, что среднее хозяйство вырабатывает 6 тыс. тонн соломы в год.

Еще один источник альтернативной энергии — «ветряки», которые условно можно разделить на два вида. Первый — для получения энергии отдельным хозяйством (мощностью 2—2,5 кВт. и стоимостью 2—3 тыс. долл.), второй — на 0,5—1 МВт. можно использовать на юге Украины, где ветры достаточно сильные.

Конечно, перечисленные альтернативные источники получения энергии не решат энергетических проблем государства. Но, по подсчетам специалистов Минтопэнерго, только их применение может сократить на четверть потери электроэнергии и восполнить не менее трети потребности страны в электроэнергии. Если учесть, что Украине, умудренной опытом Чернобыля, необходимо уже сейчас отказаться хотя бы от части загрязняющих среду энергетических проектов, то следует обратить более пристальное внимание на предложения западных коллег и отечественных умельцев. Потом, увы, может быть слишком поздно.