UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ОРИАНА»: ПОСЛЕДНИЙ ШАНС...

«Зеркало недели» несколько раз уже писало о нефтехимическом концерне «Ориана» (Калуш Ивано-Франковской обл.)...

Автор: Юрий Семенюк

«Зеркало недели» несколько раз уже писало о нефтехимическом концерне «Ориана» (Калуш Ивано-Франковской обл.). И тогда эти материалы не были наполнены оптимизмом, но, оказывается, тогда было еще хорошо. Тогда концерн пролетел всего лишь половину пропасти; сегодня ему осталось меньше четверти. В последнее время «Ориана» гораздо больше простаивала, чем работала. Уважаемая немецкая фирма «Кемокомплекс», которая поставляла дизельное топливо и занималась сбытом товара, проработав три месяца и не выдержав реалий действительности, ушла с концерна. А ведь «Кемокомплекс» работал с «Орианой» еще в советские времена. Сейчас дизтопливо буквально по капле тащат мелкие давальцы. Дошло до того, что олефиновый комплекс запускают всего на несколько дней, потому что на большее нет сырья.

В одном из свежих рекламных буклетов об «Ориане» написано: «В основе технологии производства олефинов лежит глубокая переработка нефтепродуктов. Производство практически безотходное, с замкнутым технологическим циклом и минимальным использованием теплоэнергоресурсов. Полученный этилен перерабатывается на производстве полиэтилена на этом же заводе, а также транспортируется по трубопроводу в Венгрию».

Всего лишь несколько казенных строк, которые составляют трагедию крупнейшего нефтехимического комплекса Украины.

Более 80% мощностей «Орианы» приходится на нефтехимический комплекс (на языке специалистов — олефиновый), в который входят два производства: олефинов и полиэтилена. Основной доход «Ориана» как раз и должна была получать от продажи этилена, полиэтилена и винилхлорида. Технические характеристики производственных установок требуют, чтобы все три производства были загружены постоянно. Для нормальной работы комплекса необходимо хотя бы 70 тыс. тонн дизельного топлива в месяц. Но таких объемов ни у кого в Украине нет, тем более в период посевной. Недавно, проработав полтора дня, «Ориана» резко остановилась...

Все началось с акционирования «Орианы» в 1996 году. Государство продало 7,5% акций трудовому коллективу и руководству концерна; оставшиеся 92,5% закрепило в своей собственности и решило, что вот теперь коммерческие рельсы понесут «Ориану» к вершине благополучия. Руководство будет искать сырье и заваливать продукцией рынки сбыта, а государство ему не будет мешать и, в случае чего, даже помогать. Но на коммерческие рельсы перешли и все другие. Последние четыре года то, что происходило на «Ориане», работой назвать нельзя. Концерну катастрофически не хватало дизельного топлива. При строительстве «Орианы» (тогда еще — концерна «Хлорвинил») 20 лет назад расчет делался на российский дизель, который благополучно шел по трубе на Новоград-Волынский. В принципе, он идет туда и сейчас, но теперь для Украины этот дизель обходится по мировым ценам. Покупать его «Ориана» не может за неимением денег. Четырехлетний опыт участия в производственном процессе давальцев дизеля еще больше ухудшил положение «Орианы». Потому что сырья для рентабельной работы все-равно было не достаточно, оборудование не обновлялось и не чинилось, перебои с поставками значительно сократили количество рынков сбыта… В итоге, долги государству за этот период перевалили за 500 млн. грн. Иногда давальцы теряли больше, чем давали. Государство меняло управляющих как перчатки, а ситуация становилась все хуже и хуже. Один из бывших управляющих — компания «Шелтон» — инициировал против «Орианы» дело о банкротстве.

Впрочем, такая же участь постигла практически все нефтехимические предприятия бывшего Советского Союза. Крупнейшее в СССР предприятие по призводству полиэтилена — «Ставропольполимер» (аналог «Орианы») дошло до того, что все рабочие оказались на улице. В городе Буденновске, жители которого так или иначе были связаны с работой этого предприятия, падали в голодные обмороки прямо на рабочих местах. Правительство России приняло решение продать «Ставропольполимер». Желающих было немного, но все-таки были. Выбор остановили на «ЛУКойле», который в течение полутора месяцев восстановил производство. На сегодня «Ставропольполимер» работает без перебоев и со 100%-ой загрузкой. За счет поставок собственного сырья, полной загрузки и обеспечения предприятия всеми необходимыми материалами и запчастями, «ЛУКойл» значительно снизил производственные затраты. Продукция «Ставропольполимера» стала конкурентноспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Рекламная фраза о теплоэнергоресурсах была бы очень правильной, если бы речь шла о единственном запуске олефинового комплекса, его безостановочной работе на полную мощность на протяжении года эксплуатации и единой остановке на плановый ремонт. А если комплекс включают на полтора дня, а затем выключают — о минимальных затратах теплоэнергоресурсов речь не идет. Один пуск или останов производства этилена (как уважительно называют этот процесс специалисты) может стоить до 1 млн. долларов. В последний останов, возможно, сработали датчики аварийного отключения, так как о техническом состоянии комплекса можно сказать коротко — хуже бывает только полное разрушение. У печей, в которых процесс разложения дизельного топлива идет при очень высоких температурах, эксплуатационный ресурс уже вышел и они требуют срочного капитального ремонта. В период простоя процесс разрушения оборудования только ускоряется.

В реновацию технологических мощностей олефинового комплекса необходимо вложить порядка 20 млн. долларов в первый год после покупки и обязательно обеспечить его максимально возможную загрузку, которую позволяет нынешнее техническое состояние. И сделать это нужно немедленно, чтобы спасти комплекс от полного разрушения.

Увы, такие крупные денежные вливания никто не будет делать просто так. Для этого нужно как минимум быть собственником. Фонд госимущества утвердил план приватизации ОАО «Ориана» на 2000 год. Но продать предприятие, долги которого в полтора раза превышают его уставный фонд, не представляется возможным. Концерн решено реструктуризировать и на базе ликвидных производств создать совместные предприятия.

Первоначальные вложения, учитывая ремонт, восстановление производств, обеспечение сырьем, материалами и запчастями, составят около 100 млн. долларов. Ни один потенциальный инвестор не захочет вкладывать деньги просто так, поэтому правительству нужно решиться на интеграцию олефинового комплекса.

Из тех, кто предлагает сейчас «Ориане» инвестиции, подобными денежными средствами владеют «ЛУКойл» и «Тюменская нефтяная компания» (ТНК). Среди претендентов упоминается и консорциум английских фирм «Ливзли». Однако, доказательств его состоятельности, увы, мне не удалось найти. Консорциум вообще о себе никаких сведений предпочитает особо не распространять. В консолидированной базе данных Великобритании о фирме «Ливзли» содержатся следующие сведения: холдинговая компания, управляющая группой компаний, осуществляющих торговлю бензином и инвестиции в недвижимость. Уставный капитал — 100 тыс. фунтов стерлингов. Собственный капитал — 4,5 млн. фунтов стерлингов, объем продаж — 6,7 млн. фунтов стерлингов, прибыль — 277 тыс. фунтов стерлингов (данные на апрель 1999 года). Этих средств не хватит даже на один день работы «Орианы».

Возникают вопросы и по поводу компетентности тюменцев. Ни у ТНК, ни у стоящей за ней «Альфа-Групп» нет достаточного опыта управления нефтехимическими предприятиями, как, впрочем, и нет опыта вложения таких инвестиций в какое-либо аналогичное предприятие.

В последнее время в некоторых украинских СМИ появились предположения, что многоуважаемая «Ливзли» — всего лишь ширма для конкретных украинских фирм и людей, которые не хотят «светиться» до поры до времени. По крайней мере, по властным коридорам ходят слухи, что интересы «Ливзли» в правительстве лоббируют представители одного из силовых министерств. Предполагают даже, что неизвестные господа решили нажиться на перепродаже пакета «Орианы» кому-либо из ведущих компаний в этой отрасли. Благо, на Западе таких немало. Но почему-то ни у одного из крупных международных нефтехимических концернов до сих пор не возникло желания купить «Ориану». В противном случае, они бы уже сделали какие-то шаги. По словам Карла Йохста, представителя фирмы «Линде» (которая участвовала в строительстве на «Ориане» производств этилена и полиэтилена), такой концерн может потянуть только российская компания. При условии, что она будет контролировать весь процесс — от нефтяной скважины до полиэтиленовой гранулы. Для всех остальных это будет просто невыгодно.

В отличие от «Ливзли», «танкисты» (как называют представителей ТНК в России) не очень-то скрывают свои спекулятивные желания. Судя по их поведению на украинском рынке, любой наблюдатель скажет, что «танкистов» гораздо больше интересует «ЛиНОС». Занимая 5-е место по добыче нефти в России, ТНК не имеет собственных нефтеперерабатывающих мощностей — все разобрано. В Украине владельцы НПЗ тоже более-менее вырисовались, остался один «ЛиНОС». (Был бы он кому-то очень уж нужен, уже давно купили бы). Вот в ТНК и подумали: почему бы не взять «ЛиНОС» за копейки? А если все же заставят заплатить, можно вернуть деньги, перепродав свою долю «Орианы». Есть сведения, что переговоры о перепродаже тюменцы уже начали. Говорят, что первым собеседником оказался «ЛУКойл».

Впрочем, чуть ранее с «ЛУКойлом» встречались представители Баварского объединенного банка и других западных кредиторов. Те самые, которые в 1992 году решились профинансировать строительство завода по производству полиэтилена. Именно на нем, как написано в буклете, часть «полученного этилена перерабатывается в полиэтилен», ну а другая часть идет по трубопроводу в Венгрию. 250 млн. дойчмарок предоставили немцы еще при предыдущем руководстве концерна во главе с А.Романенко.

ТЭО на строительство этого завода разрабатывалось еще в советские времена и расчеты ожидаемой прибыли делались исходя из тогдашней внутренней цены дизтоплива — 30 руб. за тонну и европейской цены полиэтилена — 600 долл. за тонну. За счет такой прибыли на окупаемость завода потребовалось бы 6,5 лет. В советские времена это было возможно. Но ситуация изменилась с распадом Союза и в 1992 году подобное стало невозможно.

Однако, в период очередной смены премьера 26 ноября 1992 года, когда обязанности премьер-министра Украины исполнял первый вице-премьер-министр Игорь Юхновский, он подписал постановление правительства о предоставлении госгарантий под этот кредит. Как известно, коньюнктура рынка изменилась очень быстро. Соотношение цен изменилось не в лучшую сторону. Завод, конечно, построили, но долги отдают до сих пор. Их и «Ориана» отдавала, и правительство, и реструктуризировали — а воз и ныне там. «Ориана» должна 254 млн. дойчмарок.

В конце 1999 года министр финансов Игорь Митюков и уже экс-министр промполитики Василий Гуреев, проанализировав документы семилетней давности, пришли к выводу, что Игорь Юхновский превысил свои полномочия, т.е подпись под гарантиями незаконна, поэтому правительство по этим долгам платить не обязано. Ситуация, при которой «Ориана» платить не может, а правительство не хочет, вряд ли может оставить кредиторов сидеть сложа руки. Быть может, не следует так усугублять ситуацию? Ведь есть же варианты — привлечь инвестора, который смог бы договориться с западными кредиторами. Может, стоит нынешнему украинскому правительству и мнение немцев выслушать?

Сложившаяся сегодня ситуация на мировом рынке продуктов нефтехимии очень благоприятна для «Орианы». Начавшееся снижение цен на нефть упрощает вхождение калушского концерна в западный нефтехимический рынок. Правда, при этом необходимо все-таки, чтобы у «Орианы» был такой хозяин, который мог бы ее обеспечивать сырьем и в «хороших», и в «плохих» рыночных условиях. Для инвестора «Ориана», конечно, не подарок — это тяжелая работа и большие риски. Но для самого концерна инвестиции и нормальный режим работы — единственный выход из кризиса. Осталось только, чтобы все заинтересованные правительственные чиновники собрались вместе и начали делать хоть что-нибудь.