1 августа Одесский нефтеперерабатывающий завод планирует запустить на полную мощность риформинговую установку, производящую высокооктановые бензины марок А-95 и А-92. На прошлой неделе уже введена в эксплкатацию установка первичной переработки нефти, которая готовит исходное сырье для риформинга. Обе установки были остановлены на предприятии в начале июля (первая — в связи с ремонтом, вторая — в связи с отсутствием емкостей для хранения). Таким образом, вместо запланированной на июль переработки в 150 тыс. тонн Одесский НПЗ, по словам его гендиректора Владимира Гафнера, с трудом одолел 50 тыс. тонн, хотя весь планируемый объем нефти на завод поступил.
Сегодня сырой нефтью на заводе заполнены все резервуары, а также нефтеналивные емкости, принадлежащие партнерам по бизнесу. Принимая завод в мае, новый директор Владимир Гафнер уже тогда отметил, что собственных емкостей завода для хранения сырья явно недостаточно. Для завода с перерабатывающей мощностью в 3,9 млн. тонн нефти в год резервуарный парк должен быть раза в четыре больше.
Каталитический риформинг используется на всех современных нефтеперерабатывающих заводах. С ним практически связаны и все другие установки завода, поэтому остановка риформинга влечет за собой сокращение выпуска не только высокооктановых марок бензинов, но и низкооктановых и даже дизельного топлива. На Одесском НПЗ установка каталитического риформинга была остановлена 10 июля. Остановка была внеплановой, но технически вполне оправданной. Последнее время установка с трудом производила бензин А-80.
Сердце каталитического риформинга — катализатор из драгметаллов. На Одесском НПЗ катализатор платинорениевый (одной платины в нем порядка 80 кг), его стоимость достигает 1,5 млн. долларов. В 97-м году, чтобы не покупать новый катализатор, руководство завода отправило нынешний на полное обновление одной известной фирме из США. Фирма его восстановила и гарантировала, что при нормальных условиях работы остановка и очистка катализатора будет производиться раз в год (пропуская в день через себя несколько тонн нефти, катализатор в конце концов закоксовывается и теряет активность). Последний раз плановая регенерация проводилась в мае прошлого года.
Но, как сообщил технический директор Одесского НПЗ Юрий Романович, за период с декабря 99-го года по май 2000 года, когда завод в основном простаивал, было произведено еще 8 пусков и остановок риформинговой установки, в том числе и аварийные. А катализатор, как живой организм, при этом претерпевает изменения, и, к сожалению, в худшую сторону.
По словам генерального директора компании «ЛУКойл-Украина» Николая Каденюка, пока решали проблему поступления ресурсов, не заметили другой проблемы, а именно — техническое состояние завода. «Мы тяжело запускали завод, который был доведен до неудовлетворительного состояния длительными простоями оборудования. До сегодняшнего дня нам не удалось получить ни 95- й, ни 92-й бензин на риформинге, несмотря на попытки добиться этого во всех технологических режимах», — говорит Н.Каденюк.
В одном из материалов в «ЗН» о выкупе «ЛУКойлом» пакета акций завода у компании «Синтез» уже сообщалось о причинах простоя установок завода. Работая совместно на НПЗ, функции компаний разделялись так: «ЛУКойл» поставляет нефть на завод, а «Синтез» занимается переработкой и реализацией. В итоге вся нефть просто обессоливалась и отправлялась на экспорт, что было экономически выгодно. Соответственно, в технологическом процессе были задействованы только установки первичной переработки нефти, а все остальные простаивали.
В июне текущего года случилось еще одно несчастье. Сильные ливни подмыли фундамент установки, и она чуть-чуть деформировалась. Однако этой деформации хватило, чтобы окончательно «добить» катализатор. Последствия деформации устраняли специалисты из России и стран Европы, где «ЛУКойл» тоже имеет свои НПЗ.
Сейчас, спустя 10 лет после распада Советского Союза, предприятия, и не только в Украине, начинают ощущать нехватку специалистов. На отечественных НПЗ не хватает технологов, а простои заводов еще больше снижают навыки персонала. Хороший технолог вообще редкость. Мало того что его должны пять лет готовить профессионально, но научить чувствовать установки сердцем или интуитивно не может никто. Только время и любовь к своей работе. В Украине почти ни один вуз не готовит специалистов по нефтепереработке. Руководство Одесского НПЗ разрабатывает программу собственной подготовки кадров. К программе планируется привлекать студентов одесских технических вузов, Днепропетровского химико-технологического института, московской Академии им. Губкина.
Сейчас для руководства завода и компании «ЛУКойл-Украина» не так страшна техническая остановка Одесского НПЗ, как потеря и без того небольших рынков сбыта. В последние годы позиции на этих рынках и так были значительно ослаблены в связи с простоями завода и активной работой различных трейдеров. А поскольку наибольшим спросом в летний период пользуются низкооктановые бензины и дизельное топливо, оператор завода, компания «ЛУКойл-Украина», чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами, договорилась о компенсационных поставках нефтепродуктов из Румынии, с лукойловского завода «Петротел». По словам Николая Каденюка, это нормальная практика для «ЛУКойла». «Мы воспринимаем Одесский регион как свою зону ответственности — ответственности за наличие топлива на рынке. Всегда, когда закрывается один из принадлежащих «ЛУКойлу» заводов, товарные потоки с остальных НПЗ перераспределяются в этот регион. Такие действия обеспечивают выполнение компанией своих обязательств и снабжение наработанной сети сбыта», — комментирует ситуацию Николай Каденюк.
Сегодня в Одесском регионе насчитывается 23 АЗС, работающих под брендом «ЛУКойл». Причем, основная масса из них появилась весной нынешнего года. У совместного предприятия «ЛУКойла», «Синтеза» и «Виктории» — «ЛУК-Синт», занимавшегося сетью АЗС, больше года руки не доходили до того, чтобы привести станции в нормальный вид. Теперь же «ЛУКойл» имеет самую развитую инфраструктуру розничной реализации нефтепродуктов в Одесском регионе и в Крыму. А развитие розничной сети компании в масштабе Украины будет идти параллельно становлению региональных филиалов и не может иметь четких временных ориентиров. После появления и закрепления филиала в крупном городе там будет открываться некоторое количество фирменных АЗС, например 6—7. Сегодня, по словам Н.Каденюка, наиболее активно идет работа по развитию сети в восточных регионах Украины.
Несмотря на столь сложное положение с переработкой и хранением нефти в июле, ни руководство завода, ни «ЛУКойл-Украина» не стали ее экспортировать. Вообще-то на заводе склоняются к мысли, что если и надо что продавать на экспорт, то лучше нефтепродукты. Например, Одесский НПЗ традиционно является экспортером мазута. Учитывая невысокий выход на заводе высокооктановых бензинов, мазут всегда поставляли на экспорт, чтобы повысить рентабельность переработки нефти. Дело в том, что западные НПЗ способны выжать из мазута еще массу нефтепродуктов, а наши технологии этого не позволяют. Отечественный шикарный мазут просто сжигают на ТЭС, а это преступление в глазах цивилизованного мира. После окончания уборочной и сева на экспорт можно отправить и немного дизельного топлива. Спрос на него резко падает, а вывести из производства дизельку невозможно. Но экспортировать много тоже не удастся, так как качество, увы, не мировых стандартов. Сегодня вообще в Украине намечается переизбыток дизтоплива. Херсонский НПЗ стоит затоваренный. Причина — очень низкое качество, повышенное содержание серы. Такое топливо использовалось в 60-х годах. А казахи и группа «Альянс» не спешат модернизировать производство, которое не является их собственностью.
В августе поставки нефти на Одесский НПЗ планируются в объеме 150 тыс. тонн. Все объемы уже подтверждены и даже следуют в направлении завода. Как это ни странно, но когда завод начал работать в июне, к руководству потянулись мелкие нефтетрейдеры со своей нефтью. Объемы небольшие, 10—30 тыс. тонн, но люди поверили, что именно на Одесском НПЗ они получат назад продукцию. Так что сейчас, помимо лукойловских объемов, формируется пакет предложений и от мелких трейдеров. А это значит, что завод сможет увеличить переработку нефти.