UA / RU
Поддержать ZN.ua

О «КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»

Противоречия между наличием собственных энергоресурсов стран и возрастающими потребностями в ни...

Автор: Владимир Сапрыкин

Противоречия между наличием собственных энергоресурсов стран и возрастающими потребностями в них, исчерпаемость запасов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и разрастание масштабов экологических проблем, связанных с их добычей (производством), транспортировкой, переработкой и потреблением, предопределяют тенденцию обострения энергетических вопросов в жизнедеятельности человечества каждой отдельной страны. В результате борьба за обладание энергоресурсами, за право их транспортировки, за влияние на рынок энергоносителей стала сегодня одним из важнейших факторов реализации интересов государств мира, их политического поведения, базой для политических и экономических союзов и, наконец, источником международных конфликтов. С учетом этого, каждое государство имеет собственную, в том или ином виде сформулированную энергетическую политику.

Обеспечение стабильного развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является необходимым условием возрождения национальной экономики, что особенно важно на этапе ее вхождения в мировое экономическое пространство, поскольку от состояния ТЭК в значительной степени зависит степень экономической и политической независимости государства.

В подобных условиях необходима разработка долгосрочной Концепции государственной энергетической политики Украины, сориентированной на: преодоление кризисных явлений в энергетике; повышение уровня энергетической безопасности Украины в условиях перехода к стабильному развитию; определение базовых ориентиров для формирования долгосрочных задач развития ТЭК.

Эксперты Центра Разумкова подготовили проект Концепции государственной энергетической политики Украины на период до 2020 года, ставший предметом для обсуждения на заседании «круглого стола» 23 февраля с.г. при участии народных депутатов, представителей министерств и ведомств Украины, посольств зарубежных государств и энергокомпаний, отраслевых специалистов и профсоюзов (проект Концепции целиком опубликован в журнале «Національна безпека і оборона» (№2, 2001 г.).

Параллельно социологическая служба УЦЭПИ провела (с 22 января по 2 февраля 2001 года) общенациональный социологический опрос 2000 респондентов, самые интересные из них мы предлагаем вниманию читателей «ЗН». Ниже освещаются отдельные вопросы работы и развития ТЭК Украины, содержащиеся в концепции.

Потенциал и базовые тенденции ТЭК Украины

Главной тенденцией работы ТЭК в течение последних десяти лет в результате влияния разных объективных и субъективных факторов является уменьшение добычи (производства) топливно-энергетических ресурсов во всех его отраслях. Эта негативная тенденция сохранилась и в 2000 г.: несмотря на выполнение большинством отраслей ТЭК годовых задач, добыча нефти (с газовым конденсатом) и природного газа снизилась, по сравнению с 1999 г., на 2,9% и 0,4% соответственно; производство электроэнергии — на 0,5%; добыча угля — почти на 2%.

Более стабильная, по сравнению с другими отраслями, работа нефте- и газодобывающей отраслей создает лишь иллюзию их благополучия. На самом же деле эффект от ранее вложенных в эти отрасли инвестиций исчерпывается и вследствие выбывания старых фондов появляется реальная опасность значительного падения добычи нефти и газа уже в ближайшее время. Добыча углеводородов в Украине характеризуется резким ухудшением показателей сырьевой базы — как качественных (возрастание доли тяжелодобываемых запасов), так и количественных (сокращение объемов). Параллельно с сокращением инвестиций и падением эффективности вложений в геологоразведочные работы эти факторы определяют постепенное падение добычи нефти и газа. В результате за счет собственной добычи потребности украинской экономики в углеводном сырье обеспечиваются лишь частично: в природном газе — на 24%, в нефти — на 12%.

Последние годы, в связи с дефицитом сырья, загруженность мощностей украинских нефтеперерабатывающих заводов постоянно снижается: в 1999 г. она составила 18,6%, в 2000 г. — 14%. Низкой остается глубина переработки нефти на украинских НПЗ — в среднем 63%. Для сравнения: на лучших американских НПЗ этот показатель достигает 90%.

Украина является одним из крупнейших мировых транзиторов газа. Через территорию Украины на мировые рынки поступает около 90% всего российского экспорта газа. Динамика работы газотранспортной сети достаточно интенсивна и в целом стабильна. Интенсивная эксплуатация газотранспортной системы привела к тому, что значительная часть магистральных газопроводов, компрессорного и прочего оснащения требуют реконструкции. Около трети газопроводов эксплуатируются от 23 до 48 лет; почти 45% трубопроводов имеют несовершенное покрытие, что приводит к их коррозии. Значительная часть парка установленных на компрессорных станциях газоперекачивающих агрегатов морально и физически устарела.

Основу нефтетранспортной системы Украины составляют: две автономные системы магистральных нефтепроводов — «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы»; нефтепродуктопроводы и нефтяные терминалы. Строится нефтяной терминал «Южный» и нефтепровод «Одесса—Броды». В течение 1991—2000 гг. объемы транспортировки нефти через территорию Украины сократились на треть, в т.ч. в 2000 г., по сравнению с 1999 г., — на 2,2%. Общее падение объемов транспортировки нефти вызвано уменьшением ее поставок на НПЗ Украины. Объемы же транзита возросли почти на треть по сравнению с 1991 г., и в течение последних четырех лет стабилизировались на уровне 53—56 млн. т.

За 1990—1997 гг. добыча угля в Украине стремительно падала и достигла самой низкой отметки в 1996 г. — 70,5 млн. т. Незначительное увеличение добычи в последующие годы не оказало заметного влияния на баланс внешней торговли углем: в 1995—1999 гг. импорт угля почти в четыре раза превышал его экспорт и составлял в среднем 5 млн. т в год. В 2000 г. угледобывающие предприятия Украины, по предварительным данным, выдали на-гора 80,3 млн. т угля — это на 1,4 млн. т меньше, чем в 1999 г. (по данным большинства источников, добыча угля в 1999 г. составила не 81,7 млн. т, как утверждает Госкомстат Украины, а 81 млн. т). Основная причина падения добычи — недостаточное финансирование (бюджетное финансирование капитального строительства началось только в июле 2000 г.), вследствие чего подготовка очистительных забоев производилась несвоевременно. Поскольку уровень введения производственных мощностей недостаточен, можно прогнозировать дальнейшее падение добычи угля.

Основой электроэнергетики является объединенная энергетическая система (ОЭС) страны, централизованно обеспечивающая электроэнергией внутренних потребителей, а также экспортирующая и импортирующая ее. В 1990—2000 гг. производство электроэнергии сократилось на 42,8%. По данным 2000 г., наибольшую часть электроэнергии производили тепловые электростанции — 48% (АЭС — 45,3%, гидроэлектростанции — 6,7%).

Более 95% энергоблоков ТЭС уже отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а более половины из них эксплуатируются свыше 200 тыс. часов.

В Украине действуют четыре АЭС, на которых работают 13 энергоблоков, большинство из них с реакторами ВВЭР-1000 уже отслужили около 15 лет (проектный срок работы — 30 лет). Острой проблемой является низкий уровень безопасности атомной энергетики. Недостаточное финансирование, приближение сроков прекращения эксплуатации АЭС, отсутствие Национальной программы развития ядерной энергетики делают дальнейшее развитие отрасли неопределенным.

Основой гидроэнергетики являются восемь крупных гидроэлектростанций: семь — Днепровского каскада и Днестровская ГЭС-1. Оборудование ГЭС и сооружения гидроузлов в результате продолжительной эксплуатации очень изношены физически и требуют реконструкции.

В общем, Украина обладает довольно мощным потенциалом ТЭК, причем отдельные подотрасли (прежде всего, переработка нефти, производство электроэнергии) имеют избыточные мощности, превышающие потребности государства. Даже в нынешних кризисных условиях довольно стабильно работают ядерная энергетика, трубопроводный транспорт нефти и газа; признаки стабилизации отмечаются в добыче угля и геологоразведке на углеводороды.

В то же время подавляющая часть оборудования и технологий ТЭК морально и физически устарели. Крайне недостаточны инвестиции в энергетическую отрасль, что (в комплекте с кризисом неплатежей) делает невозможными ее стабильную работу и развитие.

В течение 1990—2000 гг. в ТЭК Украины (электроэнергетике, угольной промышленности и нефтегазовом комплексе) отмечается устойчивая тенденция к падению базовых показателей. ТЭК не удовлетворяет потребностей Украины в топливе и энергии. Последующие 20 лет экономика Украины будет оставаться энергодефицитной, требующей ежегодного импорта топливно-энергетических ресурсов в объемах 110—140 млн. т условного топлива.

Ключевые проблемы деятельности ТЭК

Положение, сложившееся в украинском ТЭК за последние пять-шесть лет, можно считать серьезной угрозой национальной безопасности Украины. При наличии мощных отраслей ТЭК в стране ограничивается энергоснабжение, из-за чего останавливаются сотни предприятий, частично прекращает работу транспорт. А главное — миллионы украинских граждан не имеют элементарных условий для жизни: систематически прерывается подача электроэнергии и газа, плохо отапливается жилье (см. диаграммы).

Углубление негативных процессов в ТЭК обусловлено, прежде всего, формированием следующих узлов напряженности.

· Неплатежи за потребленные топливно-энергетические ресурсы и стремительное ухудшение финансового положения предприятий ТЭК. Главные причины — кризис неплатежей вследствие продолжения практики безоплатного потребления топливно-энергетических ресурсов, фискальный характер налоговой системы, низкая эффективность производства и неконкурентоспособность продукции большинства предприятий. По состоянию на 1 января 2000 г., задолженность всех категорий потребителей только за электроэнергию составляла 6,75 млрд. грн., что на 1,23 млрд. грн. больше, чем год назад.

· Увеличение разрыва между объемом имеющихся денежно-кредитных ресурсов и потребностями производства в ТЭК. Разбалансированная финансовая система государства сделала отрасли ТЭК крупнейшими кредиторами и донорами народного хозяйства — происходит фактически «беспроцентное кредитование» предприятиями ТЭК отдельных отраслей экономики, неконкурентоспособных предприятий и, частично, населения. Обострение финансового кризиса приводит к неплатежам за топливо и энергию, а также распространению бартерных расчетов: несмотря на увеличение в течение 2000 г. денежной оплаты электроэнергии, доля бартерных операций в ТЭК превышала средний показатель в промышленности (17,7%) и составляла в электроэнергетике 20,1%, в топливной промышленности — 26,2%.

· Чрезмерная энергоемкость экономики. Основные причины — энергоемкая структура промышленного производства, технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и сверхнормативные потери на всех стадиях производства, бесхозяйственность, существование «теневой» экономики, прямые кражи. В результате за 1990—2000 гг. энергоемкость ВВП в Украине постоянно возрастала и в несколько раз превышает показатели развитых государств.

· Несовершенное законодательство. Правовое поле в сфере ТЭК несовершенно, фрагментарно, а следовательно — недостаточно для эффективного регулирования рыночных отношений, складывающихся в отрасли. Из-за этого государство уже частично потеряло рычаги регулирования, например, на оптовом рынке электроэнергии после приватизации ряда облэнерго в 2000 г. — это повлекло, в частности, резкое падение сбора средств за потребленную электроэнергию. До сих пор не принят базовый закон для нефтегазового комплекса; не работает Закон Украины «О соглашениях о распределении продукции». Не защищены права потребителей энергоносителей — даже регулярно оплачивающих их стоимость, поскольку потребители не имеют действенных рычагов влияния на поставщиков, не выполняющих условий договоров.

· Реальна угроза развала объединенной энергетической системы Украины (системной электроэнергетической аварии) — вследствие дефицита генерирования электроэнергии из-за нехватки топлива, работы с низкими уровнями частоты (49,1—49,3 Гц) и невыполнения облэнерго задач по ограничению мощностей потребителей. Это является результатом критического состояния электроэнергетики страны и обусловлено: недостаточным уровнем мощностей ГЭС, что значительно усложняет обеспечение пиковых и полупиковых нагрузок энергосистемы; сложностью регулирования мощностей из-за того, что основная нагрузка Объединенной энергетической системы Украины покрывается АЭС и угольными энергоблоками ТЭС, имеющими весьма ограниченные регулирующие возможности; необоснованной отменой плановых профилактических ремонтов АЭС; невыполнением в полном объеме работ по повышению безопасности работы АЭС, что крайне отрицательно влияет на надежность и безопасность их эксплуатации; экономически нецелесообразным использованием мощных ТЭС в маневровом режиме, что приводит к ускорению физического износа оборудования и повышению затрат топлива; сверхнормативной эксплуатацией ГЭС, что приводит к износу оборудования и расходованию водных запасов сверх экологических стандартов.

· Прогрессирующее отставание развития сырьевой базы добывающих отраслей ТЭК, прежде всего газовой и нефтяной. В течение 1990—1999 гг. объемы глубокого бурения уменьшились в 46 раз, сейсморазведки — в 15 раз; прирост разведанных запасов не компенсирует даже их текущую добычу.

· Значительная задолженность за импортируемые энергоносители. По состоянию на ноябрь 2000 г. долг Украины только за потребленный в течение 1998—2000 гг. российский газ составлял $1,362 млрд.

· Жесткое администрирование правительства в ТЭК. Продолжается практика «ручного» управления денежными потоками, о чем свидетельствуют систематическое изменение алгоритма распределения средств на оптовом рынке электроэнергии по указаниям правительства, вследствие периодического объявления режима чрезвычайной ситуации на этом рынке.

· Критическая зависимость отечественного ТЭК от поставок энергоносителей из одной страны — России (около 60% импорта в 2000 г.), что создает угрозу монопольного диктата цен на энергоносители и условий их поставок со стороны РФ.

· Хронический дефицит инвестиций во всех отраслях ТЭК. Объем инвестиций в базовые отрасли ТЭК в 1999 г. сократился в два-три раза по сравнению с 1990 г., — это не позволяет компенсировать выбывание производственных мощностей.

· Изношенность основных производственных фондов. По экспертным оценкам, во всех отраслях ТЭК она составляет около 60% и уже приобрела угрожающий характер.

· Невыполнение Украиной обязательств перед зарубежными партнерами. Например, вследствие невыполнения Украиной своих обязательств по финансированию отдельных совместных проектов в электроэнергетике (с участием Мирового банка, ЕБРР и коммерческих банков Германии) их реализация была приостановлена. Стабильной стала и практика несвоевременной оплаты потребленных импортируемых энергоносителей и несанкционированного отбора транзитного российского газа; это ставит под сомнение надежность Украины как торгового партнера.

· Углубление научно-технического отставания всех отраслей ТЭК от мирового уровня. В 1998—1999 гг. (впервые в истории украинской энергетики) Министерство энергетики Украины не планировало выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ. Острой проблемой является отсутствие инфраструктуры научной, инженерно-технической поддержки и сопровождения эксплуатации сложного оборудования отраслей ТЭК.

· Низкий уровень экологической безопасности предприятий ТЭК. По экспертным оценкам, в 1999 г. на ТЭК приходилось около 45% выбросов вредных веществ в атмосферу и почти 25% сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, свыше 26% твердых отходов и около 65% общего объема парниковых газов. Недостаточен уровень безопасности использования ядерной энергии при эксплуатации АЭС.

· Значительное отставание темпов приватизации в ТЭК по сравнению с другими отраслями экономики. Доля приватизированных предприятий составляет: в топливной промышленности — 27,6%, в электроэнергетике — 16,2%, против 55,5% в промышленности. Процесс приватизации в ТЭК сопровождается скрытым распределением бывшей государственной собственности (примером может служить оффшорная приватизация облэнерго по заниженным ценам).

· Низкий уровень социальной защищенности и охраны труда на предприятиях ТЭК. Задолженность по зарплате работникам ТЭК, по предварительным данным, составила: в электроэнергетической отрасли — 120 млн. грн. (по состоянию на 1 декабря 2000 г.); в угольной промышленности — почти 1,9 млрд. грн.; нефтегазовой промышленности — около 48 млн. грн. (по состоянию на 1 января 2001 г.). Только в угольной промышленности в 1999 г. зарегистрирован 24561 случай общего и 289 случаев смертельного травматизма — это один из самых высоких уровней травматизма в мире.

· Нереалистичность политики среднесрочного планирования и прогнозирования в ТЭК. Подавляющее большинство показателей утвержденных общегосударственных программ не достигнуто; ни одна отраслевая и общегосударственная энергетическая программа не выполняется в полном объеме. Таким образом, в стране фактически отсутствует системная государственная энергетическая политика.

· Низкий уровень готовности отраслей и предприятий ТЭК к адаптации норм и стандартов Европейского союза. Даже среди специалистов нет понимания сути реформ, которые должны осуществить страны—претенденты на вступление в ЕС. Пока это обстоятельство не сдерживает работу и развитие ТЭК Украины, но может помешать выполнению требований ЕС в будущем.

Отдельными важными вопросами, требующими неотложного решения, являются: несовершенство ценовой, налоговой и тарифной политики государства в энергетической сфере, не дающее возможности обеспечить реальное самофинансирование отраслей ТЭК; несформированность конкурентного энергетического рынка и соответствующей рыночной инфраструктуры, непрозрачность хозяйственной деятельности естественных монополий, сдерживающие развитие конкуренции. Решение проблемных вопросов функционирования и развития ТЭК сдерживает чрезмерная политизация энергетической сферы, а также борьба влиятельных политических сил, финансово-промышленных структур и криминальных группировок за контроль над этой стратегически важной сферой и многомиллиардными денежными потоками в ТЭК.

Количество нерешенных проблем в ТЭК приближается к критической массе и создает реальную угрозу энергетической, а посему — и национальной безопасности Украины. Неспособность ТЭК удовлетворить нужды экономики и населения Украины в топливе и энергии, огромные долги за потребленные энергоносители, дальнейшее накопление нерешенных проблем в энергетической сфере могут подорвать основы экономической безопасности и повлечь социальную дестабилизацию в Украине (см.табл.).

Однако, несмотря на сложность ситуации, Украина имеет возможности для обеспечения собственной энергетической безопасности и вывода энергетики из кризисного состояния. Для стабилизации ситуации необходимы системные и скоординированные действия всех ветвей власти в рамках взвешенной государственной энергетической политики.

Принципы государственной энергетической политики Украины

Долгосрочная государственная энергетическая политика Украины, создавая условия для эффективного взаимодействия между ветвями власти, предприятиями различных форм собственности, базируется на следующих принципах.

Создание либерализованных конкурентных рынков энергоносителей будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятий ТЭК. Предполагается: формирование конкурентной среды в сфере производства и потребления энергоносителей; создание полноценных субъектов рынка; либерализация ценообразования на рынках энергоносителей; развитие рыночной инфраструктуры; ограничение директивного вмешательства государства в работу предприятий энергетики («ручного» управления); использование преимущественно рыночных рычагов регулирования ТЭК.

Глубокие структурные изменения в производстве и потреблении энергоносителей сориентированы на: повышение конкурентоспособности предприятий ТЭК; приближение структуры топливно-энергетического баланса Украины к имеющейся ресурсной базе энергоносителей. Планируется наращивание мощностей рентабельных предприятий угольной области, закрытие бесперспективных шахт и разрезов. Уменьшение доли дефицитного природного газа в топливно-энергетическом балансе страны будет достигнуто путем: наращивания объемов добычи угля, повышения его качества; введения в действие новых энергоблоков АЭС; привлечения нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии.

Увеличение добычи (производства) собственных энергоносителей будет способствовать снижению уровня зависимости отечественной экономики от импортных поставок. Планируется увеличение собственной добычи угля, природного газа и нефти (путем наращивания объемов геологоразведочных работ, более полного освоения месторождений углеводородов, привлечения к поиску и добыче полезных ископаемых иностранных компаний — на основе соглашений о разделе продукции); повышение глубины переработки нефти (путем модернизации НПЗ); использование нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии.

Максимальное привлечение потенциала энергосбережения будет способствовать снижению удельных затрат энергоносителей во всех сферах жизнедеятельности, приближению показателей энергоемкости ВВП страны к уровню развитых государств. Предусматривается создание и широкое внедрение высокоэффективных технологий и оборудования для производства, транспортировки, распределения и использования энергоносителей, в т.ч. массовое внедрение счетчиков потребления (газа, воды) и средств регулирования (тепловой энергии) в коммунально-бытовой сфере.

Повышение уровня безопасности, устойчивости и живучести энергетических объектов будет способствовать: налаживанию непрерывных поставок энергоносителей для нужд народного хозяйства и населения; уменьшению вероятности возникновения и эффективной локализации аварий на случай чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; уменьшению отрицательного влияния ТЭК на окружающую среду. Предполагается: перестройка структуры генерирующих мощностей для обеспечения необходимой их маневренности, стабильной частоты электрического тока; повышение безопасности и надежности работы АЭС; повышение устойчивости и живучести производственных и транспортных объектов энергетики (прежде всего гидросооружений, нефтегазопроводов, нефтяных терминалов, магистральных электросетей), обеспечение их надежной охраны.

Привлечение в развитие ТЭК внешних инвестиций является необходимой предпосылкой вывода отечественного ТЭК на качественно новый уровень. Привлечение в энергетику стратегических иностранных инвесторов — это не только критически важный источник финансовых ресурсов, но и высокий уровень менеджмента, маркетинговых технологий, умение работать по прозрачным схемам в рамках действующего законодательства, что способствовало бы ускоренной «детенизации» энергетики Украины. Предполагается: широкая приватизация энергетических предприятий с участием иностранных инвесторов; создание благоприятного инвестиционного климата (в т.ч. прозрачные процедуры приватизации, противодействие коррупции чиновников, ограничение их административного вмешательства в деятельность совместных предприятий); определение приоритетов использования инвестиций (в соответствии с определенными направлениями структурных изменений и повышением экспортного потенциала ТЭК).

Наращивание экспортного потенциала ТЭК будет способствовать увеличению объемов: транзита энергоносителей (природного газа, нефти, нефтепродуктов) через территорию Украины; экспорта угля, электроэнергии, энергетического оборудования; предоставления услуг по разведке, разработке и эксплуатации месторождений, строительству энергетических объектов в других странах. Предполагаются: гибкая тарифная политика в сфере транспортировки энергоносителей; привлечение российских и западных компаний к совместной эксплуатации газотранспортной системы Украины; приватизация НПЗ с участием иностранных компаний-поставщиков нефти; активное использование информационных, организационных, дипломатических, политических и иных рычагов государственной поддержки участия предприятий и научно-исследовательских учреждений Украины в реализации международных энергетических и научно-технических проектов.

(Следующие два принципа государственной энергетической политики Украины представлены в развернутом виде).

Диверсификация внешних источников поставок энергоносителей в Украину

Диверсификация внешних источников поставок энергоносителей будет способствовать снижению критического уровня зависимости Украины от импортных поставок природного газа, нефти и ядерного топлива из одного государства. Это повысит надежность поставок энергоносителей, даст возможность в перспективе получать энергоносители по более низким ценам, создаст предпосылки для равноправного сотрудничества с Россией и в целом повысит уровень энергетической безопасности Украины.

Суть проблемы. Украина импортирует 53% энергоносителей; по международным критериям такой уровень зависимости не считается чрезмерным. Но проблема заключается в том, что Украина получает основные объемы энергоносителей (около 60% импорта) из одной страны — России (или непосредственно, или через ее территорию). В этих условиях зависимость энергетики и экономики Украины в целом от импортных поставок энергоносителей является критической.

Возможные последствия. Считается, что поставки энергоносителей по импорту являются надежными, если они осуществляются по крайней мере из трех источников, иначе возможны следующие отрицательные последствия:

· монопольное повышение цен на энергоносители или введение ограничений на их поставки в случае ухудшения межгосударственных отношений с государством-экспортером;

· критическая зависимость от государства-экспортера, что усложняет развитие равноправных двухсторонних отношений;

· уменьшение объемов поставок энергоносителей вследствие падения их добычи (что уже происходит в России);

· продолжительные перебои в поставках энергоносителей на случай крупных аварий на магистральных нефтегазопроводах (например, вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, диверсий, старения трубопроводных сетей и т.д.).

Приведенные факторы не являются особым признаком отношений между Украиной и РФ — они будут иметь место в отношениях с любым другим государством-экспортером. Поэтому снижение нынешнего (критического) уровня зависимости Украины от поставок энергоресурсов из одного государства является стратегически важной задачей.

Преимущества. Реализация диверсификационных проектов предоставит Украине следующие преимущества: повысит надежность поставок энергоресурсов; даст возможность получать энергоносители по более низким ценам за счет создания конкуренции между поставщиками; создаст предпосылки для равноправного сотрудничества с Россией; повысит уровень энергетической безопасности Украины.

Ограничения. Реализацию диверсификационных проектов сдерживают следующие факторы. Во-первых, их стоимость очень высока — строительство нефтегазопроводов, создание собственного ядерно-топливного цикла или его элементов стоит сотни миллионов — миллиарды долларов. Во-вторых, учитывая кризисное состояние экономики Украины и неблагоприятный инвестиционный климат (и, соответственно, высокие риски для инвесторов), создать альтернативные источники поставок всех видов энергоресурсов и в полном объеме до 2020 г. практически невозможно.
В-третьих, на начальном этапе освоения альтернативных источников новые поставки энергоносителей могут быть дороже текущих (из России). В-четвертых, реализация диверсификационных проектов в некоторой мере может усложнить отношения Украины с РФ (даже на долгосрочную перспективу отказ от поставок энергоносителей из России невозможен, а тем более — экономически нецелесообразен).

Природный газ. Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, граничит с Украиной (затраты на транспортировку — минимальны) и уже связана с нашим государством мощной сетью транзитных газопроводов. По указанным причинам на период до 2020 г. РФ останется для Украины главным поставщиком природного газа. Вместе с тем Украина имеет выгодное географическое положение и может расширить круг поставщиков газа — за счет Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, а также Норвегии, Ирана и Азербайджана.

На первом этапе реализации диверсификационных проектов Украине следовало бы решить вопрос относительно импорта газа из Туркменистана (уже реализован), Узбекистана и Казахстана. Хотя поставки газа из этих государств могут осуществляться только по российским газопроводам, проблема привлечения альтернативных источников будет решена хотя бы частично. Для начала необходимо удовлетворить минимальное требование — поступление газа из одного источника не должно превышать 51% его импортных поставок.

В перспективе необходимо развивать маршруты поставки газа, которые не проходили бы по территории России. Это дало бы Украине возможность достичь не частичной, а полной диверсификации. В дальнейшем привлечение новых источников поставок газа (более трех, минимально необходимых) будет определяться исключительно экономической целесообразностью.

Реализация диверсификационных проектов возможна только при условии получения крупных западных кредитов и создания международных консорциумов. Поставка сжиженного природного газа дополнительно требует создания Черноморского рынка сжиженного газа, а также привлечения ведущих нефтегазовых ТНК к строительству принимающего терминала и установки регазификации сжиженного газа.

Нефть. Строительство новых транзитных нефтепроводов через территорию Украины будет способствовать загрузке отечественных НПЗ и снижению цены сырой нефти на внутреннем рынке. Географическое положение Украины теоретически позволяет задействовать различные источники поставки нефти: Россия, Казахстан, Азербайджан, страны Ближнего и Среднего Востока и пр.

Проблема диверсификации источников поставки нефти в Украину должна решаться с учетом экономических факторов — решить ее на основе только политических договоренностей невозможно. Экономическую целесообразность поставок нефти определяют транспортные расходы и глубина переработки нефти на НПЗ. Учитывая эти факторы, а также международные требования к контрактам на покупку нефти, поставки нефти с Ближнего Востока и других стран, экспортные маршруты которых не охватывают Украину, в среднесрочной перспективе невозможны.

Расположение Украины на пути экспорта каспийской нефти в Европу создает предпосылки для строительства, дополнительно к существующим источникам (Россия, Казахстан), нового и фактически единственного альтернативного транзитного нефтепровода. Предложенный Украиной маршрут поставок нефти в страны Центральной Европы, обходя пролив Босфор, с использованием системы «Одесса—Броды» и дальше — до порта Гданьск (Польша), имеет определенные преимущества по сравнению с маршрутом Баку — Джейхан. Главное из них — это низкие транзитные тарифы.

Введение в действие системы «Одесcа—Броды» решает вопрос как диверсификации транзитных маршрутов, так и диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ. Однако сегодня есть основания прогнозировать значительную задержку с реализацией этого проекта вследствие: отсутствия подписанных соглашений об использовании системы «Одесса—Броды»; отсутствия достаточных объемов нефти (прежде всего в Азербайджане) для загрузки этого маршрута; падения мировых цен на нефть; наличия других конкурентных маршрутов (через Турцию, Иран, другие страны).

Реализация этого проекта требует срочного проведения переговоров с целью подписания договоров и межгосударственных соглашений его реализации с ведущими транснациональными корпорациями и странами: поставляющими нефть к Черному морю (включая Россию); на территории которых будут построены соединительные нефтепроводы и будет подключен украинский нефтепровод; которые будут потенциальными покупателями нефти (с определением объемов нефти, транзитных тарифов).

После подписания соответствующих договоров и соглашений необходимо завершить строительство системы «Одесса—Броды», в т.ч. нефтяной терминал «Южный», и создать танкерный флот, соответствующий масштабам реализации проекта.

Ядерное топливо. Поставка ядерного топлива на украинские АЭС, а также сохранение и переработка отработанного топлива на 100% осуществляются Россией. Исчерпание компенсационных поставок ядерного топлива из России (в обмен на вывезенное из Украины ядерное оружие) и почти полное использование нормативных неснижаемых запасов топлива создают угрозу энергетической безопасности Украины. Это может значительно ужесточить экономический диктат со стороны России как монопольного поставщика ядерного топлива.

Значительный вклад АЭС в общее производство электроэнергии, а также необходимость обеспечения энергетической безопасности свидетельствуют о целесообразности создания в Украине собственного ядерно-топливного цикла. Однако, учитывая отсутствие Национальной программы развития ядерной энергетики, определяющей ее реальные перспективы на следующие 40 лет, а также высокую стоимость создания ядерно-топливного цикла, построение полного такого цикла экономически рискованно. Поэтому на период до 2020 г. целесообразно ориентироваться на создание лишь отдельных его элементов.

После реализации совместного проекта с компанией Westinghouse (на основе межправительственных соглашений между Украиной и США о мирном использовании ядерной энергии и квалификации ядерного топлива для украинских АЭС) Украина сможет использовать ядерное топливо других стран. Это будет содействовать диверсификации источников его снабжения на отечественные АЭС.

Приближение параметров ТЭК Украины к нормам
и стандартам ЕС

Приближение параметров ТЭК к нормам и стандартам ЕС будет содействовать: реализации экспортного потенциала электроэнергетической и нефтегазовой отраслей Украины, соблюдению более высоких экологических требований к предприятиям ТЭК; интеграции отечественной энергетики в энергетический сектор Европейского союза.

Членство в ЕС провозглашено стратегической целью внешней политики Украины. Достижение этой цели, кроме всего прочего, требует приближения к регламентированным Европейским союзом правовым, организационным и техническим требованиям к ТЭК и смежным сферам. Прогресс в проведении реформ в энергетическом секторе является важной составной адаптации Украиной правовых и нормативных стандартов ЕС — Acquis communautaire.

Адаптация законодательства Украины в сфере энергетики к нормам и стандартам ЕС направлена на: ограничение административного вмешательства государства в деятельность ТЭК; либерализацию рынков энергоносителей; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения в развитие ТЭК иностранного капитала; повышение энергетической эффективности экономики, использование потенциала энергосбережения; повышение уровня безопасности АЭС; уменьшение отрицательного влияния ТЭК на окружающую среду; создание стратегических запасов нефти и тому подобное. На следующие 10—15 лет приоритетными сферами сотрудничества Украины с ЕС должны стать энергетическая эффективность, ядерная безопасность и экология.

Общий порядок действий, направленных на интеграцию энергетики Украины в энергетический сектор Европейского союза:

· подготовка специалистов по энергетическому праву ЕС;

· определение полного перечня директив (других важных документов) ЕС, регулирующих правоотношения в ТЭК и смежных сферах; создание базы этих документов, их структуризация по направлениям;

· перевод директив (других важных документов) ЕС относительно ТЭК;

· сравнительный анализ законодательства Украины, норм и стандартов ЕС относительно ТЭК;

· оценка готовности выполнить требования ЕС в энергетической сфере (законодательство, экология, рынки, работа отраслей, приватизация, стандарты, безопасность и тому подобное);

· определение перечня требований, неприемлемых для Украины или недосягаемых на данном этапе, требующих переговоров с ЕС для поиска согласованных решений;

· разработка плана адаптации национального законодательства к нормам и стандартам ЕС, с учетом потребностей и особенностей ТЭК Украины;

· оценка ресурсных потребностей для внедрения в ТЭК Украины норм и стандартов ЕС;

· согласование с ЕС: общего плана интеграции энергетики Украины в энергетическое пространство ЕС; ежегодных планов мероприятий по реформированию ТЭК; приоритетов сотрудничества на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; сроков выполнения мероприятий; перечня нормативно-правовых актов ЕС, целесообразности и порядка их гармонизации с национальным законодательством Украины; необходимости снятия отдельных требований ЕС или их изменения (по качественным или количественным параметрам, срокам внедрения), учитывая особенности ТЭК Украины; объемов финансовой помощи Украине со стороны ЕС;

· внедрение в Украине норм и стандартов ЕС относительно ТЭК.

Направления адаптации национального законодательства и технических нормативов к требованиям ЕС относительно ТЭК:

· обеспечение прозрачности цен на газ и электроэнергию;

· обеспечение недискриминационного доступа к транзиту электроэнергии и природного газа;

· открытие внутреннего рынка электроэнергии и соблюдение общих правил единого рынка электроэнергии;

· открытие внутреннего рынка газа (после введения в действие директивы на 20%, через пять лет — до 28%; через 20 лет — до 33%) и соблюдение общих правил единого рынка газа;

· создание запасов нефти и нефтепродуктов в объеме не менее 90-дневного среднего внутреннего потребления в соответствии с предыдущим календарным годом с целью предотвращения кризисных явлений в экономике из-за возможных перерывов в их поставках;

· уменьшение крупными предприятиями выбросов в воздух отдельных вредных веществ;

· повышение качества бензинов и дизельного топлива, уменьшение содержания в них вредных веществ;

· присоединение к многолетним программам: технологических мероприятий по благоприятствованию экологически чистому и рациональному использованию твердого топлива; повышения энергетической эффективности; благоприятствования использованию возобновляемых источников энергии;

· подготовка объединенной энергетической системы Украины к параллельной работе с европейской энергетической системой UCPTE/CENTREL;

· адаптация национального экологического законодательства к нормам и стандартам ЕС.

Одним из важнейших требований к странам—претендентам на вступление в ЕС является высокий уровень безопасности атомных электростанций; эти вопросы приоритетны и для Украины.

Адаптация национального законодательства в сфере ТЭК к нормам и стандартам ЕС, а тем более — внедрение соответствующих изменений требуют значительных ресурсов и согласованных действий всех ветвей власти. На первом этапе необходимо внедрить практику обязательной предыдущей экспертизы проектов всех нормативно-правовых документов относительно ТЭК на предмет их соответствия нормам и стандартам ЕС, конечно, с учетом интересов и особенностей ТЭК Украины.

Реализация государственной энергетической политики Украины в соответствии с определенными принципами требует: усовершенствования нормативно-правовой базы, предусматривающей согласованное использование ценовых, тарифных, налоговых, таможенных и других рычагов; решительной борьбы с коррупцией в государственных структурах; активной «энергетической дипломатии».

Одобрение этого проекта как Закона Украины «О Концепции государственной энергетической политики Украины на период до 2020 г.» (после доработки с участием государственных органов) станет основой для дальнейшей разработки программ развития отдельных отраслей ТЭК, а также межотраслевых целевых программ в рамках единой политики развития энергетики Украины на перспективу.

Владимир САПРЫКИН