UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ ГОД — НОВАЯ ЖИЗНЬ

Ушедший 1999 год оказался для ОАО «Николаевский глиноземный завод» рекордным по кадровым перемещениям...

Автор: Сергей Уманский

Ушедший 1999 год оказался для ОАО «Николаевский глиноземный завод» рекордным по кадровым перемещениям. Если до этого заводом десять лет руководила одна и та же администрация, то нынешний руководитель НГЗ Михаил Столяр — третий за последние полгода. Так что появилась уникальная возможность сравнить результаты их деятельности. Справедливости ради отметим, что гробить завод никто не собирался— он производил глинозем и при Мешине, и при Набоке, и при Столяре.

>

Основное различие в стиле работы администраций в том, как распределялась полученная прибыль. К примеру, если сравнивать декабрь прошлого года и январь нынешнего, нетрудно заметить, что НГЗ работал очень неплохо. И в декабре, и в январе производственные планы перевыполнялись, завод работал со сверхпроектной нагрузкой. В декабре глинозема выпустили даже немного больше. Но вот финансовые результаты различаются разительно. Так, прибыль по сравнению с декабрем более чем удвоилось, с 2,7 до 5,5 млн. долл. Объясняется это предельно просто — завод отказался от толлинговых схем, перейдя на прямые поставки глинозема потребителям.

Если в декабре по толлингу произвели 66,5% глинозема, то в январе толлинговых операций не было вообще. В результате каждая реализованная тонна глинозема была продана почти на 99 долл., дороже… Кстати, и в декабре основная часть прибыли была тоже получена именно от поставок по прямым договорам. Попросту говоря, ту часть прибыли, которая по схемам работы с Morley Trading Ltd прежде оседала в оффшоре, удалось вернуть в Украину. Отсюда и прибыль. Между прочим, когда завод полностью работал по столь любимому г-ном Набокой толлингу, то прибыль НГЗ опускалась до… 160 тыс. долл. в месяц.

Теперь же, впервые за два года, начато восполнение разбазаренного предшественниками госрезерва бокситов: на это уже затрачено 2 млн. долл. Предприятие даже произвело авансовый платеж по налогу на прибыль…

При этом зарплата персоналу увеличена на 15%. Работники НГЗ получают на сегодня самую высокую зарплату в области (в среднем 929 грн. в месяц).

Кроме того, началось восполнение оборотных средств, уровень которых при предыдущей администрации катастрофически сократился. За месяц удалось пополнить оборотных средств на 5 млн. долл.

И самое главное, не сбылись прогнозы о том, что после разрыва отношений со структурами TWG завод окажется в изоляции. Хотя трудности с поставками бокситов, конечно, были. Но их преодолели, и к настоящему моменту уже заключены контракты на отгрузку потребителям 1 млн. тонн глинозема и поставки на завод 1,7 млн. тонн бокситов, что обеспечивает его бесперебойную работу как минимум на восемь месяцев.

По расчетам специалистов, суммарная эффективность осуществленных мероприятий и реализации принятых новой администрацией НГЗ мер доходит до 12 млн. долл. При этом цена на поставляемый глинозем определена как 14% от стоимости первичного алюминия на Лондонской бирже металлов (ЛБМ). Это даже несколько выше общепринятой мировой практикой ценообразования по глиноземным контрактам — 12,5 %. И еще о цене. Если в контрактах с Morley Trading Ltd цена глинозема оценивалась в 170 долл. за тонну, то в подписанном 27 декабря 1999 года контракте с фирмой Bauxal контрактная цена поднята до 210 долл. за тонну.

Кроме этого, в контрактах на поставку глинозема николаевским заводом изначально заложен механизм, не позволяющий снижать цену на глинозем ниже 170 долл. за тонну, даже при существенном снижении котировок алюминия на ЛБМ. Вообще, расчеты проводятся исходя из среднегодовой цены алюминия на ЛМБ на уровне 1500—1600 долл. за тонну, что отвечает уровню прогнозов большинства экспертов. При этом если завод осуществит планы по переходу от ныне выпускаемого «мучнистого» глинозема на более качественный «песчаный», то его цена поднимется до 240—270 долл. за тонну. Правда, для этого предприятию уже потребуется сотрудничество со стратегическим инвестором.

Впрочем, от распространенной практики, когда огромное предприятие фактически контролирует созданная группой физических лиц «оффшорка», все равно придется уходить. Этого требует и Президент Украины, да и само развитие событий. Между прочим, еще немногим более месяца назад реализация шла вообще по 112 долл. за тонну. И кое-кто к тем благостным временам очень хотел бы вернуться — борьба за НГЗ еще далеко не закончена. Morley Trading недавно распространила заявление о том, что подала иск в суд Женевы к руководству ОАО «НГЗ» с требованием компенсировать ей ущерб в размере 145 млн. долл. Компания обвиняла НГЗ в незаконной реализации принадлежащего ей глинозема и заявляла о прекращении поставок бокситов в адрес украинского завода. Основным обвинением Morley стало то, что завод был обязан на основании заключенного летом 1999 года пятилетнего контракта реализовывать 1 млн. тонн глинозема в год именно через эту компанию. Да и близкая ей компания «Еврогаз» ранее заявляла, что если предыдущая, дружественная для нее администрация уйдет, то она инициирует в суде банкротство НГЗ.

Кстати, если бы Morley действительно поставила продукции на 145 млн. долл., то НГЗ должен бы быть просто завален бокситами, чего почему-то не наблюдается. Так что, надо думать, речь идет о моральном ущербе. А ведь действительно — минимум половина прибыли, полученной заводом в январе, наверное, была расписана в планах поступления виргинского оффшора.

Так что НГЗ еще долго будет в центре внимания, и слова Михаила Столяра «я хочу, чтобы завод просто эффективно работал и о нем все забыли, а если и вспоминали, только по хорошему поводу», сбудутся еще не скоро. Но первые шаги к этому делаются сейчас…