UA / RU
Поддержать ZN.ua

НГЗ, БАБ И БОЛЬШОЙ БЛЕФ

В четверг, 16 февраля, Фонд госимущества объявил о начале конкурса по продаже 30% пакета акций ОАО «Николаевский глиноземный завод»...

Автор: Лариса Белобратова

В четверг, 16 февраля, Фонд госимущества объявил о начале конкурса по продаже 30% пакета акций ОАО «Николаевский глиноземный завод».

Это не первая попытка продать завод, но на этот раз шансы на успех выглядят реальнее. Многолетняя война за финансовые потоки уже достаточно истощила ресурсы НГЗ: завод уже не выдержит очередной «оффшорки». Ему остро необходимы инвестиции, и надо отметить, условия конкурса ФГИ это требование в общем удовлетворяют. Стартовая цена пакета акций НГЗ в пересчете на СКВ не велика — порядка 20,5 млн. долл. И это показывает, чего стоили государству многочисленные проволочки с продажами НГЗ: года два назад эта же сумма была эквивалентна 60 млн. долл. Впрочем, это только стартовая цена пакета, которая, по мнению экспертов, может значительно возрасти в ходе конкурса. А вместе с инвестиционными обязательствами общий доход государства однозначно может быть в несколько раз больше.

Теперь принято решение о привлечении инвестора, который должен увеличить производство глинозема с 1 млн. тонн до 1,3 млн. тонн (и это еще около 10 млн. долларов, которые можно отнести к доходу и НГЗ, и государства от такой сделки). Кроме этого, начиная с 2002 года победитель конкурса должен начать строительство завода по производству первичного алюминия мощностью не менее 100 тыс. тонн в год. Этот проект тоже может стоить еще около 180 млн. долл. Планируется что новый завод будет потреблять не менее 200 тыс. тонн николаевского глинозема. Он так же должен будет иметь «согласованную с поставщиком электроэнергии программу обеспечения ею алюминиевого завода».

Кроме погашения просроченной кредиторской задолженности НГЗ перед бюджетом (7 млн. грн.), инвестор будет обязан обеспечить за два года совокупные поступления в бюджет в сумме, эквивалентной минимум 30 млн. долл.

К участникам конкурса, предъявляются еще ряд требований, в результате чего совсем плохо будут чувствовать себя оффшоры: придется «предоставить в полном объеме сведения обо всех связанных (афилированных) лицах и компаниях». Кроме этого покупатели-нерезиденты должны представить нотариально заверенный перевод справки от налогового органа по месту регистрации покупателя об источниках средств, направляемых на приобретение пакета акций. Нерезиденту требуется также иметь собственные производственные мощности, способные потреблять в качестве сырья не менее 70% основной продукции НГЗ, произведенной за 1999 год (т.е. примерно 700 тыс. тонн глинозема), и использовать не менее 50% продукта первичной переработки основной продукции НГЗ за тот же период.

Естественно, что выполнить такие условия будет под силу далеко не всем. В мире вообще с десяток компаний, которые хотя бы теоретически могут претендовать на удовлетворение требований к участнику вышеописанного конкурса. К ним можно отнести американскую ALCOA, канадскую ALCAN, еще несколько компаний, а из ближайших к Украине — разве что Красноярский алюминиевый завод и Объединенную компанию «Сибирский алюминий» (обе — российские), ибо только этот весьма ограниченный круг серьезных игроков алюминиевого рынка обладает достаточными мощностями по переработке первичного алюминия, что требуется от участников конкурса.

Однако, как известно о своих намерениях относительно НГЗ заявляли серьезно только «Сибирский алюминий» и компании группы TWG. Впрочем, у структур TWG могут возникнуть серьезные трудности. Особенно если муссируемые в российской прессе сообщения о том, что Лев Черной продал свою долю в активах группы одному из соратников Бориса Березовского — Роману Абрамовичу, имеют хоть какие-то основания. Впрочем, эксперты склонны сомневаться в этом. Так, по словам народного депутата Украины Инны Богословской (юридические фирмы с 1991 года осуществляют юридическую поддержку НГЗ), такая продажа маловероятна: «В настоящий момент ряд заводов, где у них были наибольшие активы, в т.ч. Красноярский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, находятся либо в стадии внешнего управления, либо по ним ведутся дела о банкротстве. Да и принятие решения о проведении сделки на сумму порядка 500 млн. долл. требует предварительного проведения аудита, чего не было». Скорее всего Л.Черной просто ищет возможность легализации своего бизнеса в России через Р.Абрамовича, так как Б.Березовский настолько подмочил свою репутацию, что теперь, похоже, о поддержке и.о. президента России Путина он может рассказывать, как говорят знающие его люди, разве что А.Волкову и И.Бакаю. Украина же остается для БАБа едва ли не последним редутом, за который он просто вынужден держаться из последних политико- коммерческих сил...

Между тем, по информации «ЗН», в ходе ожидаемого в будущий понедельник визита в Киев вице-премьера РФ М.Касьянова (который, как говорят неплохо знаком с Р.Абрамовичем) Украине в лице премьера В.Ющенко может быть преподнесен неприятный сюрприз. Не исключено, что Касьянов предпримет попытку весьма категорично настаивать на продаже всего более чем 50% пакета акций ОАО «НГЗ», одним пакетом, причем, имея в виду в качестве покупателей компании, подконтрольные Л.Черному. Условия могут предлагаться самые заманчивые, лишь бы это способствовало срыву объявленного Фондом госимущества Украины конкурса по продаже 30% пакета акций ОАО «НГЗ». Впрочем, не исключен и более жесткий вариант: устами, например, главы Минтопэнерго РФ В.Калюжного могут просто в ультимативной форме потребовать НГЗ в зачет задолженности за российские энергоносители. Благо, для такого расклада почва уже подготовлена.

Однако есть все основания предполагать, что власти Украины предпочтут не предпринимать конкретных действий в отношении НГЗ до 26 марта, когда в России будет избран президент. Ибо слишком многое говорит о том, что в случае избрания главой Российского государства В.Путина (а другого в общем-то никто уже не ожидает) и Б.Березовский, и Р.Абрамович окажутся вовсе не удел. Слишком уж это ненадежные посредники и партнеры для Украины.

Но вернемся к конкурсу (хотя уже и появились слухи, о том что он не состоится…). В инвестобязательствах при проведении конкурса есть и такой пункт: «Победитель конкурса также обязан обеспечить в течение двух лет со дня покупки пакета акций переход на прямые импортно- экспортные операции, связанные с поставкой сырья и реализацией основной продукции НГЗ». Кажется, до представителей государства наконец дошло, что применяемые давальческие схемы переработки — это способ увода прибыли. Классический пример, по словам депутата И.Богословской, — тот же НГЗ. Вторую половину прошлого года он имел загрузку производственных мощностей в 111%. Можно было бы только порадоваться, если бы при этом у завода была еще и прибыль. Однако, как отмечается в пресс-релизе НГЗ, «за период менеджмента TWG норматив оборотных средств предприятия уменьшился до 25 тыс. грн.». И это при норме в 80 млн. грн. Предприятие было прочно «посажено на толлинговую иглу». А в первый же месяц после назначения нового руководства за счет отказа от толлинговых схем при закупке бокситов, прибыль удалось увеличить почти в семь раз.

Вообще применение толлинговых схем требует законодательного оформления. Нужно четко разграничить области, где они могут применяться вообще и с какими ограничениями. А также обозначить сроки и график сведения их к необходимому минимуму. Подобный законопроект, по словам И.Богословской, группа депутатов намерена предоставить в парламент уже весной.

А пока, как и ожидалось накануне конкурса, борьба за предприятие резко обострилась. Снова всплыл «бокситный вопрос» и оффшорная фирма Morley Trading Ltd. грозит судебной тяжбой новой администрации НГЗ. Впрочем угрозы — угрозами, а реальные результаты работы говорят сами за себя. И достаточно сравнить результаты работы НГЗ до и после нового года, чтобы прийти к пониманию этого.