Приватизация в стране вступает в завершающую фазу. Уже становится понятно, что независимо от того, какие политические силы придут к власти в 2004—2006 гг., государству придется тем или иным образом «попрощаться» с наиболее привлекательными компаниями, находящимися в его собственности.
Если не продать активы более или менее цивилизованно, они рано или поздно перейдут под контроль частного сектора, как это уже произошло с большинством предприятий горно-металлургического комплекса, энергетики, нефтяной промышленности и части коммунальной сферы. Заявления о том, что «народ Украины не допустит подобного сценария», или знаменитое «власть сильна как никогда» по меньшей мере вызывают улыбку, поскольку «лучшие сыновья и дочери» этого народа с увлечением и уже давно занимаются этим на всех уровнях — от сельсовета до зданий на Печерске.
Наиболее привлекательные кандидаты на переход в «частные» руки — компании сырьевого сектора — естественные монополии «Укрнафта» и «Укррудпром». И если приватизация первой все-таки чуть более дальняя перспектива, то рудная приватизация — дело буквально ближайших месяцев.
Главный вопрос, на который может ответить только государство: как повлияет «распродажа Родины» на дальнейшую судьбу Родины как государства?
Пессимистический сценарий подобного процесса обнародован, к сожалению, не в Киеве, а в Москве. Причем дело даже не в пресловутой «либеральной империи» Чубайса. Анатолий Борисович озвучил то, что делалось задолго до него. Не случайно его «заклятый друг», лидер блока «Родина» Сергей Глазьев сразу после выборов говорил о том же. Относительно «Укррудпрома» трогательно отметил, что там «никаких проблем быть не должно», потому что чем теснее связи с Россией, тем лучше для украинской экономики.
Вообще-то стратегия соседей довольно проста: сначала бизнес-структуры России скупают всю (точнее, максимально возможную для скупки) собственность, особое внимание фокусируется на стратегических предприятиях. Затем бизнес-влияние понемногу трансформируется в политическое — когда лоббируют избрание определенных политиков и политических партий или «продвигают» нужные законопроекты. Таким видится будущее сопредельных стран нынешнему политическому и бизнес-истеблишменту нашего северо-восточного соседа.
Сырьевая автаркия
Между прочим, в самой России к перспективам участия иностранного капитала относятся достаточно взвешенно. Несмотря на все разговоры об открытости для крупных иностранных компаний, существует табу: стратегические отрасли — энергетика, нефть и газ, предприятия цветной и черной металлургии, угольные компании, российская авиапромышленность и военно-промышленный комплекс. Хотя иностранцы и владеют миноритарными пакетами акций в этих компаниях, но полный оперативный и стратегический контроль находится в руках российской элиты.
Но вернемся в Украину. Внешне все похоже. Президент Леонид Кучма прямо заявил, что главная опасность для страны — превратиться в «банановую» республику, потеряв свои наиболее ценные промышленные активы. Довольно активно сегодня дискутируется вопрос о необходимости становления своего национального капитализма, пусть даже путем временного ограничения участия иностранных компаний в приватизации и потери некоторых политических дивидендов.
Ведь если проанализировать все крупные продажи госпредприятий (или их полузаконного захвата с позволения власти) за последние два года, станет ясно, что происходит прямо противоположный процесс — четкая экспансия российского капитала. Мало того, что в отличие от западного, а сейчас уже и украинского капиталиста россияне предпочитают прятаться за оффшоры или дочерние предприятия. Кто, к примеру, купил Крымский содовый?
Тот же Николай Азаров еще в бытность свою главным налоговиком страны заявлял, что 77,8% предприятий горно-металлургического комплекса страны являются собственностью оффшорных фирм. Причем «внешний компонент» этих оффшоров — едва ли не исключительно россияне. И это не только в бизнесе. Проводимая администрацией президента Путина доктрина предусматривает не только советы с правительством, но и единую внешнюю политику правительства и российского бизнеса за рубежом. Директор Центра экономического развития Александр Пасхавер отмечает, что русский капитал в силу исторических обстоятельств традиционно тесно связан с государством и всегда формально и неформально контролируется этим государством. В этом и заключается потенциальная опасность для национальной безопасности Украины.
Сейчас более или менее под контролем национального капитала из ключевых отраслей остались только металлургия, часть химической отрасли и машиностроение. С приватизацией «Укррудпрома», возможной продажей госпакета акций «Нафтогаза України» и энергосбытовых компаний шансы на экономическую независимость страны станут еще меньше.
Последний бастион
Не секрет, что основным активом многих украинских ФПГ является металлургическое производство. Если в России металлургия формирует только 8% доходов от экспорта, то в Украине — 42%. Но это производство критически зависит от поставок сырья: руды, кокса и электроэнергии, которые сейчас в основном находятся под формальным контролем государства, а не групп, которые владеют металлургическими заводами. «Укррудпром» имеет стратегическое значение для отечественной металлургии, обеспечивая 70% производства железорудного сырья.
Удивительно, но к будущей приватизации украинского горнорудного сектора очень большую заинтересованность проявили не только украинские ФПГ, но и российские бизнесмены, никогда до этого не работавшие в горнорудном и металлургическом производстве у себя на родине.
Так, основным представителем российских интересов в горнорудной отрасли стала бывшая «дочка» нефтекомпании «Лукойл» компания «Смарт-групп». В 1999 году, через три месяца после регистрации, она получила в управление от «Укррудпрома» контрольный пакет акций крупнейшего производителя железорудного сырья — Ингулецкого ГОКа.
Этот проект традиционно преподносится как очень успешный: ГОК действительно нарастил производство. Однако бурным аплодисментам мешает несколько обстоятельств. К примеру, сложившаяся сегодня очень благоприятная конъюнктура мирового рынка почему-то практически не отразилась на прибыльности ГОКов. Тот же ИнГОК при обороте в 194 млн. долл. заработал за 11 месяцев аж 1,6% чистой прибыли. Зато за октябрь—ноябрь его долги перед кредиторами увеличились на 67,0 млн. долл. Одновременно в 1,5 раза, до 96 млн. долл., выросла дебиторская задолженность. И все это при благоприятной конъюнктуре. Это не вяжется с инвестиционной направленностью, зато вполне укладывается в «классическую» схему вывода средств. Потом часть из них же возвращается на ГОК в виде «инвестиций частных акционеров» и оборудования, купленного по неконтролируемым государством ценам. То есть налицо процесс «завешивания долгами» с положительной обратной связью для нерезидентской структуры при фактическом полном игнорировании интересов главного акционера — государства.
Вполне возможно, что средства из ИнГОКа выводятся для того, чтобы впоследствии на эти деньги купить госдолю. Хотя это и не обязательно. Уже более полугода длится конфликт государства с частными акционерами ИнГОКа, которые посредством дополнительной эмиссии пытаются сократить госдолю в предприятии с 50 до 38%. Уже и Л.Кучма назвал ее «мошенничеством», и правительство высказалось, но конфликт успешно развивается. Акционеры в судах всех уровней с похвальным усердием продолжают попытки размыть госдолю. И мотивируют это необходимостью пополнения денег на инвестпрограмму, целых 8,5 млн. долларов. (Сравните названную сумму со свежими долгами за несколько месяцев.)
Если же государство потеряет контроль над ИнГОКом, который обеспечивает около 40% производимого «Укррудпромом» сырья, то будет не только утрачен контроль над сырьевыми поставками, но и приватизация «Укррудпрома» станет в определенной мере «междусобойчиком» для «своих».
Не без поддержки оффшорных акционеров ГОКов в парламенте в первом чтении уже прошел законопроект об особенностях приватизации «Укррудпрома», предполагающий продажу предприятий только существующим акционерам. А существующие акционеры — это не что иное, как компании с Кипра, Виргинских и Багамских островов. Например, в числе акционеров ЮГОКа числятся кипрские компании Lancin Commercial Ltd., Mint Data Holdings Ltd. и Akretrend Holdings Ltd. ГОК «Сухая Балка» контролируют представители Багамских (Mortondeil Assers) и Виргинских островов (Ravenscroft Holdigs Ltd.).
Не секрет, что владельцы металлургических заводов и акционеры горнодобывающих предприятий — главные конкуренты в приватизации этих самых горнодобывающих компаний, входящих в «Укррудпром». Сейчас акционеры, контролирующие предприятия «Укррудпрома», не имеют прямой завязки на отечественные металлургические предприятия.
И как итог, уже сейчас, несмотря на давление правительства, предприятия «Укррудпрома», подконтрольные оффшорным компаниям, все больше сырья экспортируют, а украинские металлурги, в свою очередь, вынуждены закупать железорудное сырье в России, поставляя его за 2—3 тысячи километров, что отражается на цене.
И это еще при сохранении в большинстве ГОКов контрольного госпакета. Что произойдет после его потери, представить нетрудно. Особенно если приватизация по каким-то причинам будет в пользу оффшоров и российского капитала. Как минимум, удержание на голодном пайке украинских меткомбинатов станет хроническим. После чего возможны сразу несколько вариантов развития событий: первый — когда комбинаты все больше будут подсаживаться на российскую «сырьевую иглу», покупая продукцию по завышенным ценам, и второй — когда после сырьевой блокады эти комбинаты будут просто перекуплены россиянами.
Это начали понимать и в Киеве. Так, свою позицию в отношении приватизации четко высказал Президент Кучма, заявив, что «по вопросам приватизации необходимо обязательно смотреть на наши национальные интересы… Железная руда — это наше стратегическое сырье». Заявления Президента, что «Укррудпром» должен остаться под жестким украинским контролем, металлурги несомненно поддержат. Что касается депутатов и чиновников — здесь сложнее.