«Газовый» российско-украинский спор на минувшей неделе в очередной раз был перенесен в политическую плоскость. Чем, на мой взгляд, в очередной раз было подтверждено, что пока на высшем государственном уровне (т.е. между президентами Украины и России) не будет принято определенного конкретного политического решения по этой теме, ничего из этого не выйдет.
Однако, в этот раз российская сторона для политизации «газовой» проблемы воспользовалась далеко не самым свежим поводом. Скандальное заявление депутата российской Госдумы Дмитрия Рогозина (который возглавляет комитет по международным делам в Госдуме РФ) в начале недели о том, что, дескать, у России есть все основания обратиться в международный арбитражный суд в связи с тем, что руководство Украины в последние годы санкционировало хищения российского экспортного газа из магистральных газопроводов, проходящих по территории Украины, базировалось на высказывании Президента Украины Леонида Кучмы, приведенном в его интервью журналу «Шпигель» еще 8 июня.
Почему-то сразу после публикации этого материала российские СМИ, как это за ними водится, не стали развивать эту тему. Взялись за нее аккурат в канун ялтинской встречи глав СНГ, в ходе которой президенты Украины и России, кроме прочего, намеревались обсудить и тему «газодолговых» взаимоотношений двух стран.
Оставим без комментариев само высказывание Леонида Даниловича о «газовых» украинско- российских проблемах журналу «Шпигель», однако сей факт в очередной раз засвидетельствовал, что всем будет спокойнее, если подобных фраз высшие госчиновники впредь произносить не станут.
С другой стороны, премьер-министру Украины Виктору Ющенко в очередной раз пришлось публично объясняться на предмет того, что Президента не так поняли… Так или иначе, а после гневной речи российского парламентария Виктор Андреевич вынужден был заявлять, что его правительство (собственно, как все предыдущие) никогда не давало никаких официальных санкций на несанкционированный отбор (простите за этот каламбур) российского газа для нужд Украины. Более того, заявил украинский премьер (и с этим согласились россияне), за последние месяцы украинская сторона практически не допускала подобного вообще.
Депутат же российской Госдумы Д.Рогозин утверждал, что он руководствуется информацией, предоставленной ему российскими экспертами и свидетельствующей о фактах хищения российского газа, начиная с 1991 года. По заключению этих экспертов, уверял Д.Рогозин, ежегодно Украина незаконно отбирала из трубопровода в среднем по 1 млрд. кубометров не предназначенного ей российского газа.
В защиту украинских позиций высказался председатель комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Игорь Осташ, заявивший, что: «Предложение о наложении ареста на украинское имущество и иске в международный суд со стороны России не отвечает духу стратегических партнерских отношений между нашими государствами, положениям двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.» По мнению И.Осташа, подобные заявления «не могут принести никакой пользы ни России, ни Украине, а только вредят развитию дружеских взаимоотношений между двумя странами.» А что касается взаимных расчетов, то, по мнению И.Осташа, «необходимо отметить, что и Российская Федерация не платит «живых» денег за пребывание Черноморского флота в Севастополе и за транзит газа через территорию Украины».
И сие святая правда. Поэтому вполне справедливо глава украинского правительства В.Ющенко заявил, что проблема украинско-российских «газовых» взаимоотношений должна быть урегулирована с переходом на нормальные денежные взаиморасчеты обеих сторон. Без этого прежнюю тенденцию сломить будет сложно, если вообще это возможно.
Другое дело, что все украинско-российские «газодолговые» переговоры в последние полгода, как минимум, заканчивались тем, что россияне наотрез отказывались даже обсуждать саму возможность оплаты газотранзитных услуг Украины «живыми» деньгами. Куда проще им рассчитываться с украинскими газотранспортниками тем же товаром, сохраняя заодно для себя и абсолютную возможность контролировать украинский рынок газа как таковой. На одной из последних двусторонних встреч, когда россияне пообещали для Украины выставить «мировую» цену на газ (около 100 долларов за каждую тысячу кубометров газа), украинцы в свою очередь предложили им платить за транзит каждой тысячи кубометров российского экспортного газа по каждым 100 км украинских газопроводов по тарифу 10 долларов. Россиян, говорят, такая «наглость» возмутила, и они отказались продолжать переговоры.
Но дело даже не в цене газа и не в величине тарифной ставки на его транзит. По мнению специалистов-газотранспортников, для Украины наилучшим вариантом было бы то, если бы россияне продавали свой газ на российско-украинской границе. Тогда бы украинские газотранспортники имели непосредственные контракты с покупателями и другими транзиторами российского экспортного газа, получали с них за транзитные услуги плату и, соответственно, сами бы несли юридическую ответственность за недопоставки и несанкционированный отбор газа. До сих пор же, при всем ропоте россиян в связи с украинскими переборами газа, они ни разу не предъявили реальных претензий, ибо сами несут ответственность за недопоставки своего газа, даже если он и «испаряется» на просторах Украины. Не могут таких претензий предъявить Украине и импортеры российского газа — все претензии они адресуют россиянам. Так что если уж и в самом деле россияне стремятся наладить нормальные деловые отношения с Украиной, не принять ли им вышеописанный вариант? А если они на это не соглашаются, то почему?..
А тем временем эксперты двух стран обсуждают и уже, видимо, просчитывают возможность совместного управления газомагистралями на территории Украины. Сие заманчивое предложение украинский премьер недавно сделал России.
О чем конкретно будет идти речь на последнем раунде переговоров по этой теме, вряд ли кто сегодня может с уверенностью сказать. Сначала в заявке значилась трехсторонняя концессия с сохранением контроля Украины (но с участием «Газпрома» и, скажем, «Шелл»). Затем решили обойтись без «Шелл» и отдать половину акций будущей совместной газотранспортной компании россиянам. Не в собственность, в управление, в концессию. На чем же стороны сойдутся, пока не ясно. Тем более что, прослышав об этом варианте, в Украине в полный голос заговорили о недопустимости такого «расчета» с россиянами. Словом, будет чем заняться «свидомым» националистам.
Между тем, премьер В.Ющенко в минувший четверг после переговоров в телефонном режиме с российским коллегой Михаилом Касьяновым заявил, что третий раунд украинско-российских переговоров по вопросам урегулирования взаимоотношений двух стран в «газовой» сфере начнется 2 сентября в Киеве. И вести переговоры будут соответствующие министерства двух стран или эксперты этих министерств. Надо, видимо, понимать, что речь идет о Минтопэнерго.
Российский вице-премьер В.Христенко же накануне заявил, что в ходе предстоящих переговоров стороны должны выработать общую схему поставок газа из России в Украину до конца текущего года и на 2001 год; четко определить объемы, сроки поставок и цену на российский газ. Только после достижения договоренности по данным вопросам стороны перейдут к рассмотрению проблемы погашения накопившейся украинской задолженности за прежние газопоставки из России…
По словам российского вице-премьера, с начала этого года Украина несанкционированно изъяла из магистрального трубопровода газа на сумму в 700 млн. долларов. Однако он отметил, что за последние два месяца несанкционированного отбора газа допущено не было…
Впрочем, это слабое утешение. Просто на улице жара, да и неплательщиков «отлучают» от «газовой» трубы пачками. Но по мере приближения отопительного сезона, когда и расход газа возрастет, и запасы из «подземок» очень понадобятся (а их там явно недостаточно), удержаться от переборов газа украинцам будет крайне сложно. Так что уж лучше загодя договориться обо всем этом.
С осени прошлого года все переборы газа в Украине оформлялись в виде дополнительных соглашений к существующим контрактам между «Газпромом» и НАКом «Нефтегаз Украины» (а также с холдингом Itera). И «списывались» такие переборы в счет будущей платы россиян за транзит. Таким образом Украина умудрялась использовать будущий резерв газа задолго до его юридического поступления. На сегодняшний день, по сведениям «ЗН», украинской стороной уже использована большая часть газа, который россияне еще только должны юридически будут поставить в третьем и четвертом кварталах текущего года. А что будем использовать осенью и зимой, это еще предстоит решить, видимо, в ходе предстоящих раундов украинско-российских «газовых» переговоров.
Отказать Украине в дополнительных поставках газа россияне вряд ли смогут. Другое дело — на каких условиях они согласятся это сделать. И условия эти, видимо, в том числе будут обсуждаться Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным в Ялте. И даже если никто не сообщит подробностей этих переговоров, об их содержании можно будет узнать по результатам сентябрьских и последующих «газовых» переговоров между конкретными продавцами и конкретными покупателями российского газа.
Читателям же «ЗН» мы надеемся сообщить некоторые подробности на сей счет уже в следующем выпуске — устами главы Минтопэнерго Украины Сергея Ермилова.