UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ НЕФТЕПРОВОДА С ТЕРМИНАЛОМ

«Жирная, грязная и продажная» (о нефти) Настало время, когда от Украины ждут отказа от многовекторной внешней политики, которая напоминает маятник, колеблющийся от России к Западу и обратно...

Автор: Владимир Сапрыкин

«Жирная, грязная и продажная»

(о нефти)

Настало время, когда от Украины ждут отказа от многовекторной внешней политики, которая напоминает маятник, колеблющийся от России к Западу и обратно. Одним из важнейших факторов — порождений подобной политики, была и остается значительная зависимость Украины от российских энергоносителей. Реализация стратегического проекта — украинского участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) с использованием нефтепровода Одесса—Броды и терминала «Южный», который мог бы стать первым серьезным шагом к уменьшению энергетической зависимости от России, подходит к логическому завершению. Несмотря на значительное сопротивление, прежде всего в самой Украине, и большое количество ошибок при разработке и реализации украинского долгостроя, объективные обстоятельства создают условия для успешного осуществления этого проекта.

Большинство экспертов считают, что одним из главных национальных интересов Украины в ГУУАМ является создание ЕАНТК. По своему значению ЕАНТК относится к стратегическим транснациональным проектам, в рамках которого каждая из стран ГУУАМ могла бы воплощать в жизнь собственные интересы в энергетической сфере. Однако возможности основного владельца нефти в ГУУАМ — Азербайджана — загрузить украинский нефтепровод оказались недостаточными. Без нефти Казахстана, и прежде всего добывающих ее там западных компаний, реализация украинского проекта невозможна.

Проект входит в решающую стадию, и его судьба зависит от выполнения Украиной необходимых мер. Успешная реализация проекта повысит уровень энергетической безопасности Украины и усилит ее влияние в регионе. Как анонсировалось в № 25 «ЗН», Центр Разумкова предлагает материал, посвященный сотрудничеству стран ГУУАМ в энергетической сфере и построенный на положениях аналитического доклада УЦЭПИ по проблемам развития этого международного объединения.

Транзитные гонки

Важнейшей задачей Украины является более полное использование ее выгодного географического положения в качестве природного моста между Европой и Азией, а также активное участие в создании новых международных транспортных коридоров. Это позволило бы реализовать уникальный транзитный потенциал нашей страны.

Сегодня на энергетическом рынке СНГ доминирует Россия. Именно она экспортирует львиную долю энергоносителей из региона на мировые рынки и сохраняет контроль над их поставками из других стран СНГ. Почти все страны Содружества зависят от РФ — то ли от поставок российских энергоносителей, то ли от разрешения России на их транзит.

Пока каспийские проекты транспортировки нефти западных нефтяных ТНК согласовывались (главный экспортный нефтепровод Баку—Джейхан и Транскаспийский газопровод из Туркменистана до Турции), трубопроводы через территорию России или уже были построены (Баку—Новороссийск), или вышли на стадию практической реализации (нефтепровод Тенгиз—Новороссийск, являющийся получастным, но проходящим через территорию РФ).

В конце ХХ века Украина потеряла монополию на транзит российского газа в результате строительства газопровода через территорию Белоруссии. Россия разработала и реализовывает стратегию диверсификации путей экспорта собственных энергоносителей, одна из основных целей которой избавиться от значительной зависимости от главного транзитора — Украины.

Трансчерноморский газопровод «Голубой поток» для поставки 16 млрд. куб. м газа в Турцию уже строится. Экспорт газа начнется в 2002 году и достигнет проектной мощности в 2008-м.

На сегодня Газпром при поддержке четырех европейских газовых гигантов (итальянская ENI, французская Gaz de France, немецкие Ruhrgas и Wintershall) уже фактически получил согласие на строительство газопровода-перемычки от Польши и Словакии, что может уменьшить транзит газа через Украину на 32 млрд. куб. м в год.

Недавно российско-финляндское СП «Нордтрансгаз» закончило выполнение ТЭО проекта строительства Северного газопровода по дну Балтийского моря с пропускной способностью 20—30 млрд. куб. м газа в год.

По оценкам экспертов, полная реализация обходных планов России может почти на две трети уменьшить транзит российского газа через территорию Украины.

Несколько недель назад Россия завершила строительство первой очереди нефтепровода Суходольная—Родионивская. Полное введение в действие этого трубопровода через год-два приведет к консервации 330 км украинского трубопровода (бывшие Приднепровские магистральные нефтепроводы).

Создание мощного нефтяного коридора, не проходящего через территорию РФ, могло бы существенно уменьшить зависимость стран—участниц проекта от России на энергетическом рынке и повысить конкурентоспособность их экономик.

Страны ГУУАМ должны объединить свои усилия для развития транспортно-коммуникационных коридоров, прежде всего трубопроводов для поставок каспийских энергоносителей в Европу, альтернативных российско-белорусскому направлению.

О чем говорит история?

В свое время именно необходимость борьбы с экономическим доминированием США стала важным интеграционным фактором в Западной Европе. Так, в 1948 г. США производили свыше 60% совокупной продукции и обладали почти 80% золотых запасов промышленно развитых стран. Ни одна страна Западной Европы самостоятельно не могла быть равноправным партнером для США; это предопределило необходимость консолидации экономических усилий западноевропейских стран. В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об образовании Европейского объединения угля и стали — не только для создания общего рынка горнорудной промышленности (уголь, железная руда, сталь, металлолом), но и для совместного регулирования объемов производства и уровня цен, инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. В 1956 г. с целью создания отраслевого рынка, который объединил бы ресурсы атомной энергетики и атомной промышленности, было создано сообщество по атомной энергии — Евроатом. Эффективность этих и прочих совместных структур подготовила почву для преобразования их во влиятельную международную организацию — Европейский союз, с высоким уровнем интеграции стран-участниц.

До реализации стратегической цели Украины — вступление в Европейский союз — еще не близко, а экономическое выживание возможно лишь при условии умеренных цен на импортируемые энергоносители и сохранения (а лучше — увеличения) поступлений от транзита энергоносителей. Таким образом, архиважно разработать и реализовать комплексную политику диверсификации источников поступления энергоносителей в Украину. Что снизит цены на углеводороды за счет повышения конкуренции между поставщиками. Очевидно, что легче это осуществлять в рамках объединения стран.

Вышло не совсем так, как рассчитывали

За время жизнедеятельности ГУУАМ проект создания ЕАНТК как продолжения трубопровода Баку—Супса через украинскую территорию претерпел значительные изменения.

Первое. Оказалось, что прежняя оценка нефтяных запасов Азербайджана была завышена (в первую очередь американскими экспертами) в несколько раз. Более низкая, чем ожидалось, добыча нефти вызвала неопределенность позиций западных ТНК по поводу целесообразности значительного расширения нефтепровода Баку—Супса. Азербайджан пока не способен загрузить нефтепровод Баку—Новороссийск — на 2001 г. запланировано прокачать 2,5 млн. т нефти при пропускной способности более 5 млн. т в год.

Второе. Кардинально увеличилась добыча нефти в Казахстане. После завершения в текущем году строительства нефтепровода Тенгиз—Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК) выход к Черному морю получат значительные объемы казахстанской нефти. Украина заинтересована в том, чтобы эта нефть транспортировалась в Европу по украинскому участку ЕАНТК — через терминал «Южный» и трубопровод Одесса—Броды.

Третье. После избрания президентом РФ В.Путина энергетическая политика России по отношению к странам СНГ изменилась с «уступчивой на жестко-прагматическую». Об этом, например, свидетельствуют прерывания поставок российских нефти (в Украину) и газа (в Грузию).

Четвертое. Страны, в которых открыты крупные месторождения нефти (прежде всего Азербайджан и Казахстан), имеют ограниченное влияние на выбор маршрутов ее транспортировки на мировые рынки, поскольку большинством залежей нефти на их территориях сегодня владеют ТНК западных стран.

Пятое. Увеличение добычи каспийской нефти, выход ее к портам Черного моря и отсутствие объективных оснований для строительства нефтепровода Баку—Джейхан угрожают экологической катастрофой в турецких проливах при увеличении интенсивности танкерных перевозок.

По мере завершения украинского проекта значительный интерес к украинскому участку ЕАНТК проявили, кроме Польши, Чехия и Словакия, считающие этот проект перспективным. Дополнительным стимулом для уменьшения зависимости стран Центральной и Восточной Европы от поставок российских энергоносителей является выполнение странами—претендентами на вступление в ЕС требований диверсификации источников поступления энергоносителей.

Таким образом, нефтяной фактор Украины в ГУУАМ значительно трансформировался и вышел за рамки этого объединения; на сегодня появились новые возможности реализации украинского звена ЕАНТК — с участием стран ГУУАМ, а также Казахстана и западных ТНК, добывающих нефть на Каспии.

Короли и «капуста». Нефтяная

ЕАНТК — транснациональный энергетический проект. В условиях глобализации, расширения мирового рынка производства и транспортировки нефти его реализация не может ограничиваться национальными или региональными границами (ГУУАМ), поскольку предполагает участие или затрагивает интересы развитых государств, ведущих стран—производителей нефти и энергетических ТНК.

Интересы США. Главными направлениями энергетической политики США в Каспийском регионе и в Центральной Азии являются: обеспечение собственных нефтяных интересов; противодействие российскому влиянию; блокирование Ирана.

На перспективу США заинтересованы в наличии дополнительных источников снабжения нефтью, альтернативных ближневосточным. В настоящее время построены три трубопровода для доставки каспийской нефти до Черного моря: Баку—Супса, Баку—Новороссийск и Тенгиз—Новороссийск, причем два первых уже действуют. На сегодня, с учетом ограниченных запасов нефти и пока незначительной ее добычи в этом регионе, целесообразной является реализация лишь одного нового маршрута. Наиболее реальными проектами транспортировки каспийской нефти, которые позволят разгрузить турецкие проливы, являются три маршрута — через Турцию, Украину или Иран.

Во время предвыборной гонки в США кандидат в президенты Дж. Буш-младший и некоторые члены его команды подвергли критике политику администрации Б.Клинтона на Каспии, сориентированную на строительство нефтепровода Баку—Джейхан. Республиканцы ставили в упрек то, что этот проект чисто политический, слабо привлекателен экономически и имеет высокие некоммерческие риски. При этом некоторые члены предвыборной команды Дж. Буша, будучи связанными с транснациональными нефтяными компаниями и лоббируя их интересы, не считали возможным «подставлять» ТНК под реализацию слабого проекта.

Так, нынешний советник президента США по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс в свое время была членом совета директоров компании Chevron и посещала в 1999 г. Казахстан по делам американо-казахстанского СП «Тенгизшевройл». Сегодняшний вице-президент США Дик Чейни до августа 2000 г. возглавлял компанию Halliburton Co., предоставляющую услуги в сфере разведки нефтяных месторождений.

Отец нынешнего президента США Дж.Буша-младшего был одним из основателей и руководителей техасской нефтедобывающей компании Zapata и часто брал сына на буровые. Эта компания стала пионером в оффшорном бурении и добыче нефти как в Мексиканском заливе, так и в мире. Перед инаугурацией в 1989 г. Дж. Буш-старший сказал: «Они действительно получили президента Соединенных Штатов, вышедшего из нефтегазовой отрасли». Нынешний американский президент также хорошо знаком как с нефтяным бизнесом, так и с ролью и значением нефти в международной политике.

Таким образом, сегодняшняя президентская администрация, как никакая из прежних, хорошо владеет вопросами каспийской нефти, а позиция Дж. Буша-младшего, как кандидата в президенты США, давала Украине надежду на реальную поддержку ее проекта. Но пока надежды не оправдываются. Дж. Буш-младший не отказался от поддержки проекта Баку—Джейхан и намерен сохранить санкции против Ирана. Об этом свидетельствует прежде всего документ под названием «Национальная энергетическая политика США», опубликованный в мае 2001 г., где отмечается важное значение каспийской нефти и значительный уровень доказанных ее запасов (только в Казахстане и Азербайджане — более 2,7 млрд. т), которые немного превышают запасы Северного моря.

Улучшение отношений с Ираном прогнозировалось, но пока не происходит. Видимо, в ближайшие годы иранское направление (кратчайшее) будет последним в очереди на транспортировку каспийской нефти.

Значительное количество нефтяных ТНК поддерживают нефтепровод Баку—Джейхан, хотя и несколько декларативно. Однако из-за отсутствия необходимых объемов нефти (без казахстанских месторождений «Тенгиз» и «Кашаган» не удастся аккумулировать 50—60 млн. т черного золота в год) для этого проекта его строительство может быть отложено.

Необходимость уменьшения нагрузки на турецкие проливы, а также американская политика отстранения Ирана от энергетических проектов на Каспии могут вызвать заинтересованность нефтяных ТНК украинским участком ЕАНТК как промежуточным проектом (до строительства трубопровода Баку—Джейхан).

Интересы России. В последнее время РФ применяет довольно действенные методы влияния на страны СНГ — путем установления контроля над производственными и промышленными (прежде всего энергетическими) структурами СНГ. Об этом свидетельствует, например, политика России по отношению к Украине: приватизация НПЗ российскими компаниями, новые договоренности в сфере транзита и поставок газа, а также электроэнергии.

Россия значительно усилила свою «энергетическую дипломатию». Сегодня российский энергетический сектор не только обеспечивает около 30% бюджета РФ и дает почти 45% валютных поступлений, но и является рычагом влияния на страны СНГ посредством контроля над энергопотоками и ценами на энергоносители, что позволяет влиять на экономику этих стран. Планы России предполагают ликвидацию значительной транзитной зависимости от Украины за счет строительства обходных трубопроводов, новых терминалов и портовых комплексов на Балтийском и Черном морях, создания единого энергетического рынка стран СНГ.

С 1 июля текущего года Россия ввела 20% НДС на экспорт товаров в Украину. Важнейшие для Украины среди них — нефть, газ, газовый конденсат. Это больно ударит по украинской экономике.

С 5 июля Россия в который раз повысила экспортные сборы на нефть (в 1,4 раза, до 30,5 евро за тонну) и природный газ (в 2 раза, до 10% таможенной стоимости), вывозимые с территории России. Это непосредственно касается Украины, поскольку она не входит в Таможенный союз (РФ, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

Учитывая новую энергетическую политику России, а также ее нежелание создавать конкуренцию собственным поставкам нефти в Европу, Украина не может рассчитывать на поддержку проекта ЕАНТК в части транспортировки каспийской нефти по трубопроводу Одесса—Броды.

Интересы стран Западной Европы. Западноевропейские страны должны быть больше заинтересованными в украинском проекте ЕАНТК, чем в маршруте Баку—Джейхан, по следующим причинам.

Во-первых, проект Баку—Джейхан является лишь транзитным проектом и больше сориентирован на поставки нефти в США и в страны Южной Европы, уже имеющие достаточно предложений по этой части.

Во-вторых, украинский участок ЕАНТК позволяет транспортировать каспийскую нефть непосредственно к НПЗ Центральной Европы без дополнительных перевалок (например, в Триесте или Генуе) и перекачивания по европейским магистральным нефтепроводам.

В-третьих, ЕАНТК предполагает поставки нефти и на украинские НПЗ, что вписывается в западную тенденцию вынесения на периферию экологически «грязных» технологий (нефтепереработка и нефтехимия).

В-четвертых, украинская часть проекта является уже реальностью и будет завершена Украиной даже без западного финансирования.

Активная внешняя политика ГУУАМ (прежде всего самой Украины), направленная на продвижение собственного проекта транспортировки каспийской нефти, убеждение ведущих стран Западной Европы в его преимуществах по сравнению с прочими проектами, имеет реальные шансы на успех.

Интересы нефтяных ТНК. Одна из крупнейших компаний, работающих на Каспии, — американская Chevron сосредоточила свои ресурсы на добыче нефти в Казахстане для ее транспортировки по трубопроводу Тенгиз—Новороссийск.

Другая компания — British Petroleum — вместе с партнерами в течение 2001 г. должна выделить более $6 млрд. на разработку группы месторождений Азери—Чираг—Гюнешли, еще $2,7 млрд. — на добычу газа и строительство газопровода от месторождения Шах-Дениз (Азербайджан) до Турции. Следовательно, в ближайшее время эта компания не сможет принять участия в финансировании проекта Баку—Джейхан.

На сегодня большинство производителей нефти на Каспии не заинтересованы в поддержке и других альтернативных проектов поставки нефти в Европу: румынского — Констанца—Триест, болгарско-греческого — Бургас—Александруполис и «албанского» — Бургас—Влёра. Эти проекты остались на стадии обсуждения или подготовки ТЭО.

Например, во время заседания казахстанско-румынской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества (январь 2001 г.) представители компании «Казтрансойл» заявили о незаинтересованности проектом нефтепровода Констанца—Триест в связи с высокими транзитными тарифами на транспортировку нефти. Рентабельность другого нефтепровода сомнительна, учитывая двойную перевалку нефти (танкер — терминал в Бургасе, терминал в Александруполисе — танкер до Средиземного моря). Последний проект предполагает прокладку нефтепровода от Бургаса до албанского порта Влёра. Этот регион небезопасен в связи с систематическим возникновением военных конфликтов.

В одном из последних заявлений руководитель британско-американской компании British Petroleum, являющейся оператором проекта Баку—Джейхан, Дж. Браун заявил, что «в планах компании не предусмотрено место для загрузки казахстанской нефти до расширения возможностей трубопровода после 2012 г.».

Следовательно, в проекте Баку—Джейхан будет использоваться лишь азербайджанская нефть. Перекрытие доступа казахстанской нефти (в трубу не попадет даже нефть компаний Chevron и ENI) не противоречит американской политике в Каспийском регионе и лишь констатирует отсутствие свободной казахстанской нефти для Баку—Джейхан из-за необходимости загрузки трубопровода КТК. Это заявление не смутило ни Казахстан, ни Туркменистан в связи с его неактуальностью, т.е. у этих стран нет видов на участие в проекте в ближайшие 10 лет.

В этих условиях особое значение приобретает привлечение к участию в проекте Одесса—Броды нефтяных ТНК, добывающих нефть на Каспии, путем предложения экономически выгодных условий транспортировки нефти по украинской территории.

Интересы Турции. При поддержке США Турция последовательно отстаивает как главный экспортный трубопровод проект Баку—Джейхан. В то же время внутренний экономический кризис значительно уменьшает финансовые возможности ее участия в каких-либо крупных проектах (государственный долг Анкары достигает приблизительно $100 млрд.). По оценкам экспертов, введение второй очереди нефтепровода Тенгиз—Новороссийск приведет к перегрузке турецких проливов, которые не смогут обеспечить танкерную транспортировку дополнительных объемов нефти на мировые рынки. Поэтому Турция будет вынуждена установить более жесткие правила прохождения танкеров через проливы. Этот фактор может положительно повлиять на реализацию украинской части ЕАНТК.

Интересы стран ГУУАМ и других государств региона. Идея создания нефтетранспортного коридора между Европой и Азией могла бы стать фундаментом и движущей силой развития ГУУАМ, поскольку все страны-участницы и другие государства Черноморско-Каспийского региона имеют весомые интересы в сфере добычи и транспортировки нефти в Европу.

Азербайджан и Узбекистан, а также Казахстан и Туркменистан владеют значительными залежами углеводородов и заинтересованы в их транспортировке на мировые рынки, в частности европейские.

Грузия как страна-транзитор, безусловно, заинтересована в строительстве на своей территории новых нефтепроводов и расширении имеющихся.

Интересы Украины, кроме заинтересованности в диверсификации источников снабжения нефтью НПЗ, расположенных на ее территории, состоят в сохранении и закреплении положения одного из ведущих трансконтинентальных транзиторов энергоносителей.

Кроме того, при упомянутом совпадении интересов между странами—участницами ГУУАМ существуют и определенные расхождения в определении приоритетов при строительстве экспортных трубопроводов в связи с ограниченностью собственных ресурсов для осуществления крупных энергетических проектов и разнонаправленным влиянием третьих сторон.

Стратегический интерес Украины состоит в реализации ЕАНТК с привлечением к своим транспортным сетям каспийской нефти. Для реализации этого интереса Украина самостоятельно строит часть ЕАНТК — нефтяной терминал «Южный» и нефтепровод Одесса—Броды.

Между тем большинство стран-участниц поддержали в качестве главного экспортного трубопровода маршрут Баку—Джейхан.

В этих условиях энергетическая политика Украины в ГУУАМ должна быть направлена на продвижение проекта ЕАНТК не как альтернативного маршруту Баку—Джейхан, а как промежуточного и дополняющего.

В пользу реализации ЕАНТК свидетельствует следующее:

n украинская часть нефтетранспортного коридора почти реализована;

n нефтепровод Одесса—Броды, даже при условии вывода его на максимальную мощность, не устраняет целесообразность строительства трубопровода Баку—Джейхан, поскольку, во-первых, трубопровод Баку—Джейхан пока невозможно загрузить, не сняв часть объемов нефти с имеющихся трубопроводов (прежде всего Баку—Новороссийск); во-вторых, транспортируемые ими нефтяные потоки ориентированы на разные рынки потребителей; в-третьих, в перспективе объемы нефти, которые будут добываться в Каспийском регионе, позволят загрузить оба маршрута;

n украинский маршрут, по крайней мере до реализации проекта Баку—Джейхан, может стать продолжением существующих нефтепроводов, выходящих к Черному морю (Баку—Супса, Тенгиз—Новороссийск, Баку—Новороссийск), что соответствует интересам Азербайджана, Грузии и Казахстана, а также — европейских потребителей каспийской нефти;

n введение в действие нефтепровода Одесса—Броды позволит частично разгрузить турецкие проливы, что соответствует интересам Турции;

n проект ЕАНТК могла бы поддержать и Молдова — при условии строительства отвода от трубопровода Одесса—Броды и собственного НПЗ небольшой мощности.

Следовательно, создание нефтяного коридора Азербайджан—Грузия—Черное море—Украина—Западная Европа может представлять интерес для всех стран-участниц и в значительной степени определит будущее ГУУАМ. При этом, как свидетельствует проведенный анализ, реализовать в полном объеме украинскую часть проекта ЕАНТК силами лишь стран ГУУАМ не удастся. Проект не будет реализован без поддержки Казахстана и ТНК, добывающих нефть в Казахстане, а именно — без привлечения к украинскому участку ЕАНТК нефти из трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз—Новороссийск).

Это следовало сделать два премьера тому назад

Кроме Украины и отдельных государств ГУУАМ, для успешной реализации проекта ЕАНТК важно участие других стран, которые должны стать его участниками или пользователями (Казахстан, Польша, европейские страны —потребители нефти и нефтяные ТНК).

Для обеспечения высокой производительности ЕАНТК (около 40 млн. т нефти в год) необходимо создать соответствующую инфраструктуру как в Украине, так и в других заинтересованных странах: нефтепроводы, терминалы, танкерный флот, центры перевозок, системы связи и телекоммуникаций, предприятия сервиса и т.п.

Для организации работ такого уровня необходимо участие международных организаций — ЕС, ЕБРР, Всемирного банка, ТНК — и национальных структур: правительств, банков, широких деловых кругов.

Кроме того, необходимым условием успешной реализации проекта является заключение контрактов с соответствующими государствами и нефтяными компаниями на украинские услуги по перекачиванию нефти, на строительство и финансирование нефтепровода на территории Польши, а также решение вопросов согласования перекачивания нефти по имеющимся нефтепроводам «Дружба» (бывшая) и «Адрия» (российская и каспийская нефть) через территорию Словакии, Чехии, Венгрии и Хорватии.

Успешная реализация украинской части ЕАНТК зависит и от создания благоприятных политических и экономических условий, и от предоставления гарантий покрытия рисков. Важнейшим условием остается сотрудничество с компаниями, добывающими нефть на Каспии. Базовые данные об условиях и мерах по реализации украинского участка ЕАНТК приведены в таблице. Для успешной реализации проекта ЕАНТК Украина должна выполнить еще много условий. Подавляющее большинство из них должно было быть выполнено еще «вчера», но из-за отсутствия системной работы по развитию ЕАНТК не выполнено до сих пор.

В то же время повышение интереса к этому проекту в значительной степени вызвано объективными факторами — увеличением добычи нефти в Казахстане и Азербайджане; наличием нефтепроводов, выходящих к Черному морю; неспособностью (по прогнозным оценкам) турецких проливов обеспечить транспортировку возрастающих объемов нефти.

Технико-экономическое обоснование проекта продолжения нефтепровода от Бродов до Плоцка, разработанное британским филиалом американской компании Brown&Root, показало экономическую целесообразность этого строительства.

Недавно во Львове и Одессе состоялось международное совещание по вопросам работы украинской части ЕАНТК, в котором приняли участие потенциальные покупатели нефти из Австрии, Венгрии, Словакии, Чехии и представители НПЗ, размещенных на территории Украины. На сегодня уже получены две заявки на прокачку нефти объемом 2,8 млн. т (от словацкой компании и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья»); имеется предварительная договоренность с венгерской MOL.

Реализация проекта ЕАНТК позволит Украине сохранить ведущую роль в транзите энергоносителей в Европу и укрепить свои позиции в регионе.

Проект ЕАНТК, осуществляемый как промежуточный и дополняющий по отношению к другим маршрутам транспортировки каспийской нефти, будет способствовать согласованию и объединению интересов стран ГУУАМ, определению перспектив его развития, места и веса в системе международных структур.

Есть опасность...

Однако, учитывая негативный опыт затяжного строительства нефтепровода (строится пять лет) и терминала (строится девятый год), существует вероятность срыва сроков введения этого комплекса, прежде всего из-за отсутствия договоренностей с добытчиками нефти на Каспии.

Самый сложный и уже значительно просроченный для Украины вопрос — подписание контрактов с добытчиками каспийской нефти. Дата ввода пусковой очереди украинского участка ЕАНТК была известна еще несколько лет назад, но в этом направлении почти ничего не делалось. На 2002 г. каспийская нефть (свыше 4 млн. т), поступающая по нефтепроводу Баку—Супса, уже распределена между западными компаниями-добытчиками. Эти компании уже имеют договора с потребителями о поставках, прежде всего на юг Европы. Иначе говоря, каждый танкер этого направления транспортировки нефти уже имеет своего адресата.

Нефть Государственной нефтедобывающей компании Азербайджана, транспортирующаяся по трубопроводу Баку—Новороссийск (около 2,5 млн. т) и Баку—Супса (например, в июле по результатам тендера определится компания-покупатель десятой партии нефти объемом почти 140 тыс. т), продается на тендерах за 1—2 месяца до отгрузки в танкеры, и Украина еще может принять в них участие; также есть возможность закупки азербайджанской нефти в порту Батуми.

Пакет танкерных отправлений нефти из нефтепровода Тенгиз—Новороссийск (около 28 млн. т) уже почти сформирован.

Чтобы законтрактовать необходимые объемы нефти для перекачивания с поставщиками (добытчиками), транзиторами за пределами территории Украины и потребителями в Европе, времени почти не осталось. Необходимо также закупить почти 700 тыс. т нефти (стоимостью более $80 млн.) для технологических испытаний системы и заполнения ее нефтью, а для этого понадобится около 100 дней.

Только полное выполнение базовых требований к завершению украинского участка ЕАНТК (в т.ч. срочное подписание контрактов о перекачивании нефти со всеми заинтересованными сторонами, создание экономически привлекательных условий транспортировки каспийской нефти) могут наполнить украинский нефтепровод каспийской нефтью.

Никто не сомневается в том, что украинцы умеют хорошо строить и «насмерть» стоять за транзитные тарифы. А вот со способностью договариваться, в т.ч. между собой, умением предлагать выгодные условия международного сотрудничества по западным стандартам и выполнять их — есть определенные проблемы. Ни указы, ни личные отношения с главами государств, ни решения Совета национальной безопасности и обороны Украины не заменят конкретных и взаимовыгодных предложений нефтяным ТНК, которые, кроме всего прочего, должны быть застрахованы от рисков.

Если работа будет вестись «как всегда», то введение в строй первой очереди украинского участка ЕАНТК будет сорвано. Успешное введение комплекса в эксплуатацию сегодня оценивается уже не просто как реализация большого проекта, а рассматривается как первый серьезный шаг к уменьшению энергозависимости от России и как «испытание» украинской власти на зрелость.