Быстро же убедили Леонида Кучму в том, что использование нефтемагистрали Одесса—Броды и терминала «Південний» для транспортировки каспийской нефти через Польшу в Европу «на сегодня экономически невыгодно для Украины». Более того, оказывается, теперь это прямо наносит вред национальным интересам.
А ведь еще недавно глава государства не был так категоричен и подчеркивал, что, мол, пусть правительство решает, как использовать этот нефтепровод, то есть какую нефть и в каком направлении транспортировать. Правительство же 4 февраля решило, что этот нефтепровод будет использоваться для транспортировки нефти из Одессы в Броды и далее до Плоцка и Гданьска. О чем оповестили Польшу и Евросоюз. После визитов в Брюссель, Казахстан и Азербайджан вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев сообщил, что уже в апреле будет подписано межправительственное соглашение с Казахстаном. А премьер Виктор Янукович вслед за этим заявил, что уже в мае нефтепровод заработает.
Теперь же Леонид Кучма сокрушается, что Украина оказалась в тупиковой ситуации с использованием нефтепровода Одесса—Броды, и критикует Польшу и ЕС за бездеятельность в реализации этого проекта. И советует спросить у Клюева, почему нефтепровод до сих пор пуст.
А всего-то стоило президенту России Владимиру Путину нанести краткосрочный визит в Украину. И вот уже апологеты реверсного использования украинского нефтепровода — компания ТНК-ВР — готовятся пить шампанское за успех своей стратегии. Уже во время совместной пресс-конференции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили в минувший вторник Леонид Кучма вопрошал: «Хоть один штык лопатой сделан в Польше с точки зрения продолжения нефтепровода от Брод? Или какие-то деньги в бюджете выделены? Или так Европейский Союз заинтересован, что аж обещает три миллиона евро. На бумаге».
Кроме того, Л.Кучма считает, что запасы нефти в зоне Каспийского моря не позволят работать нефтепроводу на полную мощность. Хотя Прикаспийские страны постоянно наращивают нефтедобычу и параллельно ищут пути доставки на европейский рынок своего сырья. Но Л.Кучма оперировал другими данными, согласно которым «этот проект экономически невыгоден на сегодняшний день» для Украины. Леонид Данилович подчеркнул, что в вопросе использования нефтепровода Одесса—Броды превалируют политические оценки, а не экономические расчеты. А он исходит из национальных интересов Украины, которые «говорят о том, что 500 млн. долларов закопать в землю и сидеть ждать у моря погоды — умный так не делает».
Словом, и Польша, и Евросоюз по поведению получили «неуд». Далее обещаний в заинтересованности в новом украинском нефтепроводе и создании на его основе Евроазиатского нефтетранспортного коридора дело пока не сдвинулось. Чему в значительной мере способствовало «шатание» украинской позиции и постоянная «угроза реверса» нефтепровода Одесса—Броды. Но ежели не собирались на самом деле транспортировать каспийскую нефть в Европу, то спрашивается: зачем огород городили? Согласились бы сразу на предложение россиян о реверсе и не смешили бы людей…
Глава российской нефтетранспортной компании «Транснефть» Семен Вайншток недавно заявил, что теперь уже Одесса—Броды россиян не интересует. Мол, обойдутся новой собственной магистралью — БТС. И даже если сделать скидку на гротеск в высказывании С.Вайнштока, все равно уместно задаться вопросом: на самом ли деле так уж нужен россиянам реверс Одесса—Броды? Вполне могут оказаться правы аналитики, прогнозирующие, что реверс нужен в основном для того, чтобы заблокировать выход через Украину на мировой рынок нефти Прикаспийских государств. А заодно и выбить из игры Украину — как потенциального транзитера этой самой каспийской нефти. Не исключено, что, уговорив Украину использовать нефтемагистраль Одесса—Броды в реверсном режиме, российские компании со временем откажутся транспортировать нефть по этому маршруту. Никто их не заставит. Есть бизнес, в котором каждый исходит из собственных интересов. Россияне, к слову, несколько лет назад уже на деле доказали, как они могут отстаивать свои интересы, когда построили обходящий территорию Украины нефтепровод и оставили незагруженным участок украинской системы Приднепровских магистральных нефтепроводов.
Что касается того, что в Польше, образно говоря, и лопатой не ткнули в землю, чтобы продолжить нефтепровод до Плоцка и Гданьска, так никто и не обещал, что сразу кинутся строить. И уж тем более поляки не обещали на это бюджетных денег. Речь изначально шла о коммерческом проекте, реализовывать который должен был международный консорциум. Когда разговор идет о глобальном перекраивании маршрутов транспортировки и развитии новых регионов добычи энергоносителей, все заинтересованные стороны сначала сто раз подумают, прежде чем предпринять конкретные шаги. И в этом смысле предсказуемость и последовательность партнеров — едва ли не важнейший момент.
На фоне вышесказанного несколько меркнут внутренние перипетии, связанные с тем же нефтепроводом. Это и «двоевластие» в компании «Укртранснафта». И концессионная перспектива нефтемагистрали, которую уже успели назвать скрытой приватизацией или, как минимум, подготовкой к ней. И неустанные труды ТНК по убеждению украинских чиновников в экономической эффективности реверса хотя бы в краткосрочной песпективе. Хотя многие уверены, что нет ничего более постоянного, нежели временное. Поэтому временный реверс нефтепровода постепенно нивелирует саму идею участия Украины в Евроазиатском нефтетранспортном коридоре. А горемычный нефтепровод Одесса—Броды, в лучшем случае, будут использовать россияне — для обеспечения своих национальных, экономических интересов.