UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ СПРАШИВАЙТЕ У ШВЕЙЦАРЦЕВ, КОМУ КОНКРЕТНО ПРИНАДЛЕЖИТ ПРЕДПРИЯТИЕ — ВАС НЕ ПОЙМУТ...

К дискуссии о проблемах развития и выбора организационных форм для сектора газа Украины, активно ...

Автор: Андрей Березный

К дискуссии о проблемах развития и выбора организационных форм для сектора газа Украины, активно продолженной в последних выпусках «ЗН» Владимиром Сапрыкиным (Украинский центр экономических и политических исследований им. Александра Разумкова), подключился руководитель торгово-экономической миссии в составе посольства Украины в Швейцарии Андрей Березный, любезно представивший материал о системе организации энерго- и, в частности, газовой отрасли Швейцарии. В его основе, так определил сам автор, «один из многих примеров позитивного опыта функционирования экономически здоровой страны, являющейся образцом социальной справедливости и политической стабильности с глубокими демократическими традициями». Это ли не достойный повод, дабы учесть этот опыт?

Рассказ о развитии газотранспортной системы Швейцарии и ее газовой отрасли следует, по- моему, начать с краткой характеристики базовых принципов, лежащих в основе экономики этого государства.

Вся крупная швейцарская промышленность обобществлена в соответствии с принципом производственно-хозяйственной целесообразности и социальной ориентированности. На вопрос, есть ли в Швейцарии государственные предприятия, вам ответят — практически нет. Ибо вся базовая промышленность принадлежит обществу посредством реализации механизма эффективного собственника, а именно, посредством распределения права собственности на данное предприятие между всеми заинтересованными участниками производственного цикла. Наличием корпоративных прав закрепляется право голоса представителей отрасли на участие в формировании и принятии решений в отношении отдельного предприятия с целью обеспечения эффективного производства и оптимальных производственно-хозяйственных связей, с учетом производственных интересов всех участников цикла, отрасли и экономики в целом.

Если вы вдруг захотите узнать, кому конкретно принадлежит то или иное крупное промышленное предприятие, вас просто не поймут. Под термином «приватизация», буквально воспринятом на начальном этапе реформ в Украине, в Швейцарии скорее подразумевают оптимизацию структуры корпоративных прав на данное предприятие с целью улучшения его производственно- хозяйственных показателей, оптимизации производственного цикла, учета интересов участников производства и социального окружения, формирования экономического консенсуса.

Не исключено, что наибольшая ошибка (возможно, осознанная) процесса приватизации на его начальном этапе в Украине и состояла в том, что пошли не по пути оптимизации общественной собственности через ее закрепление между заинтересованными в конечном результате производства корпоративными и общественными субъектами, а путем предоставления формального обезличенного права каждому физическому лицу — гражданину Украины реализовать свой имущественный сертификат и «поторговаться» на аукционах.

Данный тезис особенно наглядно подтверждается организационно-правовой структурой газовой отрасли Швейцарии. Во-первых, это не государственная экономика и не госотрасль. Но это базовое для общества и его экономики производство является общественным, где интересы общества представлены организациями и корпоративными членами — как потребителей, в интересах которых отрасль существует, так и всего производства, заинтересованного в обеспечении его эффективности.

Высшей (головной) организацией газовой промышленности Швейцарии выступает акционерное общество Swissgas AG (как в украинском случае — НАК «Нефтегаз Украины»). Учредителями и акционерами Swissgas AG являются: четыре региональные газоснабжающие компании, владеющие 62,55% акций; Объединение швейцарской газовой промышленности, задачи которого заключаются в представлении интересов газовой промышленности перед правительством и на международном уровне (учредители и члены — большинство заинтересованных субъектов газовой отрасли) — 16,45%; а также два крупнейших швейцарских банка UBS AG и Credit Suisse AG — 14,00%.

Самое интересное, что учредителями и акционерами четырех региональных организаций, владеющих контрольным пакетом акций Swissgas AG, являются 97 местных газоснабжающих организаций, учредителями и акционерами которых являются коммунальные хозяйства органов местного самоуправления!

Все вопросы, связанные с реорганизацией газовой отрасли и реформированием рынка газа, включая его либерализацию, готовятся и подаются правительству Swissgas AG и Объединением швейцарской газовой промышленности. Естественно, что при таком организационно-правовом построении отрасли теоретически невозможно себе представить ситуацию, когда условия функционирования газового рынка могут быть изменены отдельным заинтересованным субъектом без учета интересов отрасли на всех уровнях, а также потребителей услуг, включая население, бюджетные организации и промышленность.

Подобным образом организованы электроэнергетика и атомная энергетика. Не в этом ли заслуга того, что Швейцария занимает третье место в Европе по объемам экспорта электроэнергии?

А кто мешает Украине процесс приватизации социально значимого производства трансформировать в процесс оптимизации его управления путем распределения корпоративных прав снизу вверх, а не наоборот, как это происходит в нефтегазовой сфере под лозунгом создания вертикально интегрированных холдинговых компаний, которые наверняка станут предпосылкой концентрации общественных производственных капиталов в руках отдельных лиц?

Почему Швейцария спокойно игнорирует давление ЕС, МВФ и СБ относительно либерализации электроэнергетического и газового рынка, делая только то, что выгодно обществу? Потому что провести такие решения сверху невозможно. Потому что структура общественной собственности такова, что принимается только то, что полезно общественной экономике, а не отдельным субъектам, независимо от их национального или интернационального характера.

Несмотря на абсолютно разный масштаб экономик и их существенные различия, есть много общего в газовой ситуации Швейцарии и Украины. Также есть пример социального и экономического благополучия, который только своим длительным существованием требует внимательного изучения и учета. Поэтому от организации системы газоснабжения перейдем к вопросам закупки, транспортировки и транзита.

Баланс потребления природного газа в Швейцарии формируется исключительно за счет импортных поставок, которые осуществляются на основе долгосрочных, как правило, двадцатипятилетних контрактов. Среднегодовой уровень потребления составляет 3 млрд. кубометров. Две трети общего объема импортных поставок обеспечивает вышеупомянутая компания Swissgas AG; остальное — региональные компании непосредственно из Франции и Германии.

В настоящее время Swissgas AG имеет контракты:

с немецкой компанией Ruhrgas AG — до 2020 года,

с голландской Gasunie — до 2013 года,

с итальянской SNAM — до 2012 года (незначительное количество газа для анклавных районов).

В объеме газа, поставляемом Ruhrgas AG, часть приходится на российский газ. Две трети объема закупаемого газа имеют голландское и норвежское происхождение.

К магистральным газопроводам высокого давления относится транзитный газопровод Нидерланды — Италия протяженностью 1100 км, часть которого (180 км) проходит по территории Швейцарии.

Транспортировку и транзит газа обеспечивает швейцарская компания Transitgas AG (аналог дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» — «Укртрансгаза»), которая и является владельцем магистрального газопровода. Учредителями и совладельцами Transitgas AG являются: Swissgas AG — 51% акций (контрольный пакет); итальянская SNAM (заказчик транзита) — 46% акций; немецкая Ruhrgas AG (поставщик газа) — 3%.

Транзитная магистраль была проложена в 1974 году и с тех пор компанией Transitgas AG в пределах 5,5 млрд. кубометров осуществляется транспортировка природного газа для внутренних потребностей Швейцарии и транзит газа в Италию. В 1994 году транзитная магистраль была усовершенствована. В настоящее время ее развитие продолжается с целью доведения объемов транзита до 12 млрд. кубометров газа в год.

Швейцария, учитывая социальную значимость газоснабжения и исключительную важность обеспечения безопасности транспортировки газа, не спешит с либерализацией газового рынка, поэтому транспортный тариф и тариф на транзит как таковые отсутствуют. Что не означает отсутствие механизма покрытия затрат и обеспечения рентабельности производства. Затраты на транзит, включающие расходы на содержание и развитие системы (естественно, с учетом нормы прибыли), покрывает его заказчик — итальянская SNAM! И делает это, исходя из своего интереса: компании необходимы стабильные долговременные поставки газа из Европы.

Вышеизложенное позволяет сделать несколько важных выводов в отношении газотранспортной системы Украины.

1.Предпосылкой для прекращения политических провокаций и экономических санкций против Украины станет закрепление магистральной газотранспортной системы на балансе «Укртрансгаза» с ее последующей приватизацией с участием как заказчика транзита (западные компании), так и потенциальных поставщиков природного газа («Газпром», Itera, «Туркменнефтегаз» и т.д.) с установлением соотношения прав собственности, подобно швейцарскому решению.

2. Транзитные услуги должны оплачивать заказчики транзита — западные страны и компании, импортеры газа. Независимо от того, есть тариф или нет. Есть затраты, связанные с транзитом — они, с учетом рентабельности, должны быть покрыты заказчиком. Создается впечатление, что установленная в эпоху правового нигилизма система, когда за транзит расплачивается поставщик, очень устраивает не только Россию, но и, в первую очередь, западные страны, которые посредством этого просто игнорируют Украину в качестве равноправного партнера. При этом заявляя на политическом уровне о поддержке интеграционных намерений Украины и ее рыночных преобразований.