UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не по Хуану сомбреро

Перестановка кроватей в борделе эффекта не дает, остается одно — начать менять персонал

Автор: Николай Тесля

Сомнительная попытка со стороны офиса президента поставить под контроль энергетику закончилась тем, что гарантом энергетической безопасности стала компания ДТЭК.

Масштабная авария в Одессе, оставившая город-миллионник без света, должна стать звоночком для правительства и офиса президента. Заявления о том, что мы «вот-вот успешно пройдем отопительный сезон», — от лукавого. Проблемы только начинаются.

«Ключевой приоритет любого города — критическая инфраструктура», — говорили энергетики и эксперты еще в июле, до массовых волн ракетных и дроновых атак. Подчеркивали, что в каждом городе необходимо установить большие газогенераторы, которые спасут от замерзания во время блэкаута и запитают коммунальные предприятия — отопление и водоснабжение.

Читайте также: Одессе уже передали 82 генератора и планируют выделить средства на закупку топлива – Шмыгаль

Блэкаут Одессы произошел в феврале, ничто не оказалось готовым. К счастью, температура не была критической на момент аварии, но выводы можно уже сделать. Если это готовность власти, то у нас серьезные проблемы не только с остатком этого отопительного сезона, но и со следующим.

Если говорить на понятном телевизионным менеджерам языке, это анонс. Тизер того, чем закончится бездеятельность офиса президента, чей энергетический координационный центр сфокусировался на контроле над финансовыми потоками, а не на реальной подготовке.

О реальных «достижениях» центра я писал в прошлый раз: в погоне за деньгами не только не нашли денег, но и потеряли время. К будущему отопительному сезону обычно начинают готовиться в апреле. Давайте посмотрим, что у нас будет на этот момент. Формула подготовки простая: необходимо топливо, необходим ремонт оборудования и нужны деньги на это, потому что население платит меньше и позже.

Читайте также: Похолодание привело к росту дефицита энергии в Украине

Начнем с топлива. Сколько у нас будет газа, неизвестно. «Нафтогаз» — банкрот, обязанный продавать дешевый газ гражданам и электростанциям, у которых нет угля (об угле немного ниже). При этом некоторые граждане так успешно работали в «Нафтогазе», что купили не только «Бентли», но и целую гостиницу недалеко от центра Львова.

Назначение наблюдательного совета в компанию на самом деле проблему не решит, наши западные партнеры прекрасно поняли простую комбинацию из трех ходов: уволили наблюдательный совет — довели до банкротства — назначили наблюдательный совет. Теперь, когда «Нафтогаз» снова приходит просить деньги, европейцы используют не менее циничный подход. На саммите Украина—ЕС приглашают Владимира Зеленского на «единую платформу торговли газом». Но при этом украинский «Нафтогаз» к этой платформе не допускают. Гарантом энергетической безопасности будут частные трейдеры.

Сколько у нас будет угля, неизвестно. Известно только, что добыча на государственных шахтах падает — в них как не наводили порядок, так и не наводят. Государственного угля мало, и даже тот, что есть, не доезжает до государственных тепловых станций компании «Центрэнерго». Полностью неподконтрольное бывшему олигарху Игорю Валерьевичу «Центрэнерго» требует дешевый газ у «Нафтогаза» (что у нас с газом, см. выше), а уголь — у той же ДТЭК (за деньги «Укругля», потому что своих нет).

Читайте также: В деле Коболева открылись новые факты – Центр противодействия коррупции

В результате «как-то так случилось», что гарантом энергетической безопасности в такой ситуации остаются старые знакомые — частные шахты и частные теплостанции корпорации ДТЭК, принадлежащие бывшему олигарху Ринату Леонидовичу.

Разрекламированный в прошлом году экспорт электроэнергии при таких раскладах останется теплым воспоминанием, ведь генерации банально не хватает. Наоборот, бизнес теперь пытается импортировать электричество из ЕС. Это очень дорого, но питание от генератора еще дороже. Здесь на выручку могут прийти трейдеры, в портфеле которых большое количество потребителей. Профессиональный трейдер может «разбавить» дорогую европейскую и дешевую украинскую электроэнергию и таким образом уменьшить бремя на бизнес и экономику. Давайте догадаемся, у кого есть такой портфель, кто оказался готов — государственный трейдер, созданный Минэнерго, или трейдер, работающий в холдинге Рината Леонидовича?

Догадаться нетрудно: умения государственного трейдера ограничиваются простой комбинацией — получить электричество у государственного «Энергоатома» и вернуть деньги с отсрочкой. В критической ситуации почти весь импорт снова контролирует ДТЭК.

Это, наверное, впервые, когда бывшему олигарху Ахметову не нужно было ничего делать, чтобы поставить власть в зависимость от своих структур. Труп энергетического суверенитета государства приплыл к нему сам. Уже весной он сможет торговаться с офисом президента с позиции силы.

Читайте также: После обмена лампочек Украине советуют начать обмен старых газовых котлов на новые: это гораздо важнее

А офису надо будет ответить еще на такой вопрос: кто будет оплачивать всю подготовку к отопительному сезону? «Нафтогаз» — банкрот, как мы уже поняли, только за первое полугодие 2022-го убытки составили 57 млрд грн. За низкие тарифы на электроэнергию должен платить «Энергоатом», но и эта компания — банкрот. Ей хватает денег на закупку кабелей по завышенным ценам, но для покрытия долгов на рынке денег категорически нет. Долг перед рынком составляет 26 млрд грн, это деньги, за которые должна компенсироваться разница между тарифами граждан и рыночными ценами. Их просто неоткуда взять.

Бывшие олигархи из своего кармана не заплатят, как мы понимаем. Придется искать внешнее финансирование. Тест-драйв такой просьбы пришлось сделать реальному руководителю координационного центра по вопросам энергетики, заместителю Андрея Ермака Ростиславу Шурме. В Давосе Шурма открыто просил международных партнеров помогать финансово. Более того, помогать не только государству, но и фактическому гаранту энергетической безопасности — компании ДТЭК. Несмотря даже на то, что со времен Януковича эта корпорация в «черном» списке международных финансовых институтов после, скажем так, очень непрозрачных транзакций вокруг компании «Донбассэнерго».

Заявку партнеры встретили, как бы это лучше сказать, прохладно. Если перевести на язык, понятный в офисе, это был конкретный фейспалм. Поэтому в офисе президента теперь муки выбора. Летом Ростислав Шурма убедил руководство государства, что можно получить все и сразу: и навести порядок в отрасли, и поставить под контроль финансовые потоки в ней.

Не удалось ни первое, ни второе, сидеть неудобно и рыбы нет. Поэтому необходимо решение. И поскольку постоянная перестановка кроватей в борделе эффекта не дает, остается одно — начать менять персонал.

Больше статей Николая Тесли читайте по ссылке.