«Хорошая работа у пожарных. Сидишь, читаешь книги. Но если пожар, то хоть увольняйся». Так пожарных воспринимали в советское время, сейчас они — герои.
Такой, советской, оказалась работа теневого штаба по руководству энергетикой, об «успехах» которого я писал уже несколько раз. Если это не изменить и не передать руководство отраслью тем, кто заботится о людях, а не о своих карманах, все последующие атаки на инфраструктуру нам придется переживать все сложнее и сложнее.
Реакция команды, реально отвечающей за прохождение отопительного сезона, на массированную ракетную атаку на инфраструктуру была красноречивой. Уже через полдня после самой большой с начала широкомасштабного российского вторжения ракетной атаки заместитель Андрея Ермака Ростислав Шурма провел совещание, где требовал у министра Германа Галущенко и первого вице-премьера Юлии Свириденко не выяснять, что с сетями и электроснабжением, не строить прогнозы, а только правильно сформулировать месседжи для населения. Чисто тебе собрание подростков в школе, которые ждут, пока ситуацию «разрулят» взрослые.
В конце концов, позиция понятна — не для этого его создавали. У теневого штаба информации из регионов нет — ни от военных администраций, ни от местного самоуправления, ни от Генштаба.
Штаб заточен под правильную подготовку информации Владимиру Зеленскому, правильную перестановку запятых и акцентов и «правильное» распределение финансовых потоков. Для разрешения чрезвычайных ситуаций есть взрослые. Настоящие энергетики.
Настоящие энергетики, которые и спасли электроснабжение и после первой, и после второй волны атак, это не эфемерные призраки. Это десятки тысяч людей в государственных, коммунальных и частных компаниях, которые уже годами выжимают из устаревшей советской инфраструктуры все возможное, пока многочисленные руководители в правительстве и офисе (или администрации) президента занимаются «шахматками» и выдавливанием денег из государственных предприятий. Обычными и понятными делами.
Так происходило в каждый отопительный сезон в период независимости, он уже 30 лет наступает неожиданно. Так происходило во время «газовых войн», когда премьер и президент боролись за условия официальных и теневых газовых контрактов, а газовики героически перенастраивали газовые потоки из западной части страны в восточную. Так произошло и сейчас, когда энергетики за несколько часов восстановили работу подстанций и сетей. Их работа не менее профессиональная и важная, чем у ПВО, остановившей более половины ракет. Фактически уже к концу понедельника большинство регионов снова были со светом. Так случилось и к концу вторника, после второй волны «прилетов».
Рецепт такого быстрого восстановления не является секретом. Это многолетний опыт ремонтов, поскольку мы работаем на старой технике. Пригодились склады не нужных раньше запчастей и оборудования, купленного для получения правильной «маржи». Нет, я не шучу, коррупция предшественников сыграла большую роль. Накопление трансформаторов за время управления отраслью лично Петром Порошенко — лишь вершина айсберга.
Помогла также техника от партнеров — генераторы и другое оборудование, поступавшее из стран ЕС в облэнерго и города с самого начала войны. Они оказались весьма кстати.
Но для того чтобы восстанавливаться и в дальнейшем, поскольку сдаваться Украина не собирается, а Путин четко указал, как будет воевать, не хватает двух ключевых ингредиентов.
Когда политики и правительство говорят о «плане Б» или «плане В», то это не очень отличается от вашего планирования на случай чрезвычайных ситуаций. У большинства граждан уже наготове не только «тревожный чемоданчик», но и постоянно заполненный полный бак исправного авто (чтобы переехать в более безопасное место) и небольшой запас наличных, желательно в валюте (на всякий случай).
На уровне страны планы не сильно отличаются, вы не поверите. Необходимы оборудование и средства на его закупку, а также запас топлива на разных станциях: тепловых и газовых. Именно это и является задачей управленцев во власти — дать энергетическим компаниям этот финансовый и технический запас. Это и есть все хитрости отопительного сезона во время ракетных атак.
Деньги есть, за них даже не нужно бороться
Временные веерные отключения, которые многих так возмутили, необходимы для восстановления сетей и подстанций. Чтобы выполнять быстрый и качественный ремонт, облэнерго необходимо временно отключать часть потребителей. А для ремонта требуется оборудование вместо уничтоженного российскими «калибрами» и закупленными россиянами в Иране дронами.
Конечно, никто не ожидал такого масштаба атаки и такого количества разрушений. Но опасность была, она была реальной и очевидной даже для наших европейских партнеров.
Именно поэтому Европейская комиссия еще весной (!) этого года начала готовить средства для восстановления энергетических объектов. Я как-то рассказывал об объявленном еще в апреле «Фонде энергетической поддержки Украины». Так вот он так и не заработал, хотя готовность партнеров давать средства на него есть. Еще весной об этом заявили датчане. Если бы фонд запустили, оформили и начали работу, за ним пришли бы десятки миллионов из Германии и Великобритании, — они тоже выражали готовность, но хотели видеть реальные шаги по оформлению денег.
Но ведь фонд должен был работать под надзором и управлением иностранцев. К такому формату не прикрутишь свои фирмы или откаты, там «своих людей» к закупкам не допускают. Поэтому им никто и не занимался. Ни единого слова о срочных потребностях не было сказано на конференции в Лугано — только «визионерские проекты» с нулевым результатом. Ни цента не привез Галущенко со встреч с министрами энергетики со всего мира, собиравшимися в США, — только заявления.
И сейчас, когда потребность в оборудовании возникла, использовать эти деньги невозможно, — никто со стороны Минэнерго не занимался оформлением и соответствующими процедурами. И обвинить в этом европейцев нельзя, — это они ждут нас. Это мы не оформили деньги, которые могли бы создать необходимый запас оборудования.
Всегда надо иметь «план Б»
Кроме денег, необходима возможность генерировать электричество: топливо и ремонты. Достаточное количество газа и угля на электростанциях, которых у нас много. Это позволяет запускать генерацию из газа или угля, принимая во внимание то, как выглядят повреждения системы. По состоянию на этот момент недостаточно и того, и другого.
Также не хватает ремонтов на тепловых станциях, государственная компания «Центрэнерго» умудрилась, несмотря на войну, провалить график ремонтов. В результате в отопительный сезон мы вошли, «как всегда», без запаса, чем россияне и воспользовались. Повторюсь, я не раскрываю никаких секретов, эта информация на поверхности.
Правительство и чиновники теперь пытаются успешно убежать от ответов на неприятные вопросы.
Вечный оппортунист, «дух, що тіло рве до бою», Юрий Витренко немедленно воспользовался ситуацией и заявил, что «надо экономить газ». Ему необходимо отвести ответственность от себя, поскольку еще летом у него требовали обеспечить запасы газа на уровне 19 млрд кубометров. Он обеспечил всего 13 млрд и смело заявил, что больше не нужно, поскольку у тепловых станций достаточно угля, и вообще это премьер Денис Шмыгаль выдумал слишком большую цифру. Шмыгаль, может, и преувеличил, но запасы действительно должны были быть значительно выше.
Теперь Витренко не вспоминает, что переводил стрелки на Кабмин, а просто говорит, что «надо экономить». Он понимает, что использовать газ для генерации электричества все же придется, и о нехватке топлива спросят у него.
Угля тоже нет. Даже без традиционного ежегодного шантажа со стороны ДТЭК запасы угля на станциях — 1,4 млн тонн. Это значительно меньше, чем необходимо, хотя премьер-министр гордо отчитывался о «самых больших за последние годы запасах угля в 2,2 млн тонн». То ли ему примерещилось, то ли кто-то предоставил не те данные озвучить, это Кабмин пусть разбирается.
Судя по щедрому подарку полякам, когда Зеленский пообещал 100 тыс. тонн угля нашим союзникам, президент тоже был не в курсе реальных запасов. Пришлось пойти на дипломатический скандал и продать полякам уголь, заменив его в балансе на… гуманитарную помощь от Австралии.
Успешный менеджмент: Украина выгрузила подаренный нам уголь в польском порту, привезла в Украину, а потом такой же объем отправила за деньги назад в Польшу.
Говорят, даже посол Австралии от такого был несколько встревожен и топал ногами.
А получается, как всегда
Посол никак не может понять. Это он думает, что энергетика должна работать по законам военного времени. Это европейцы считают, что надо готовиться к чрезвычайным событиям. Это энергетики понимают, что отопительный сезон под аккомпанемент ракет означает необходимость запаса.
А министерство шаурмы считает, что все идет, как всегда. Вокруг чрезвычайная ситуация, которую «как-то» пройдут энергетики и посреди которой надо аккуратно пропетлять. Это же работало многие годы до этого, так почему и сейчас не сработает?
Поэтому летом вместо того, чтобы накапливать финансовую подушку и убеждаться, что это делают другие, занимались тем, чем занимались. Уголь вместо того, чтобы накапливать, продавали за границу (и не только 100 тыс. тонн полякам). Газ не закачивали. Ремонты на блоках генерации никто не контролировал. Наличием запасов оборудования в облэнерго никто не занимался тоже, и та же ДТЭК очень экономно подошла к подготовке и оказалась без нужных запчастей.
Потому на очень важном совещании в понедельник и выясняли не то, что надо делать, а то, как объяснять ситуацию. Решили воспользоваться советом Витренко и тут же возложили на ракетные обстрелы ответственность за остановку экспорта электроэнергии.
Хотя на самом деле экспорт должен был остановиться и без обстрелов — из-за нехватки топлива, невыполненных ремонтов и неосуществимости сказочек, что якобы «ЗАЭС будет работать зимой».
Что необходимо, чтобы выйти из ситуации более сильными? Немедленно начать наполнять фонд для обеспечения запасного оборудования. Немедленно заставить государственные и частные компании обеспечить ремонты и подготовку к возможным последующим атакам. Немедленно заставить «Центрэнерго» не набивать карманы угольными деньгами, а использовать все ресурсы для ремонтов и пополнения запасов топлива.
И не надеяться на то, что война все спишет. Это другая война. Наступит весна и будет четко понятно, кто где был во время этого сложного отопительного сезона.