UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАМ БЫ ПАКЕТ ПОБОЛЬШЕ, ИНВЕСТИЦИЙ ПОМЕНЬШЕ. НЕУЖЕЛИ ЭТО ТРЕБОВАНИЕ МВФ?

Не так давно правительство Украины получило техническое письмо из Международного валютного фонда...

Автор: Алла Петренко

Не так давно правительство Украины получило техническое письмо из Международного валютного фонда. Его содержание несколько удивило представителей украинского руководства. Не столько тем, что крупнейший в Европе Николаевский глиноземный завод был назван в нем алюминиевым. А тем, что условия объявленного 16 февраля коммерческого конкурса по продаже 30- процентного пакета акций Николаевского глиноземного завода якобы противоречат ранее достигнутым с МВФ договоренностям.

Вообще-то несколько странной представляется ссылка на какие-то предыдущие договоренности, учитывая тот факт, что сам МВФ пребывает в состоянии неразберихи, связанной с тем, что деятельность старого руководства подвергается суровой критике, а новое никак не могут назначить. Впрочем, не в этом суть. А в том, что в упомянутом письме Киеву предлагается выставить на торги не 30, а все 55% акций, принадлежащих государству. И никаких прямых инвестиций в украинскую экономику, что является одним из главных условий.

Между тем речь идет прежде всего о строительстве в Украине собственного алюминиевого завода мощностью 100—130 тысяч тонн алюминия в год ориентировочной стоимостью 190 млн. долларов США. Ввод его в строй позволил бы Украинскому государству в значительной мере сократить дорогостоящий импорт «крылатого металла». Но не только. Новый алюминиевый завод — это тысячи рабочих мест, высокие и стабильные зарплаты, это развитие кооперационных связей с другими предприятиями, наполнение местного и государственного бюджетов, выход на новые рынки сбыта, значительное расширение экспортно-импортных операций. При его строительстве 80 процентов заказов будет размещено на украинских предприятиях. Все это необходимо сейчас стране.

Специалистам, занятым в сфере бизнеса, становится ясно, что кто-то очень заинтересован в том, чтобы НГЗ был продан с молотка и ушел из-под контроля государства. По странному стечению обстоятельств, весьма активно настаивает на продаже всего 55-процентного пакета акций и Б.Березовский, не раз, как утверждают информированные источники, общавшийся по этому поводу с представителями украинского руководства и просивший лишь одного: «Нам бы пакет побольше, а инвестиций поменьше». При этом он упирал на то, что Украина получит сразу большую сумму денег, порядка 100 миллионов долларов. Кому-то эта цифра покажется умопомрачительной. Однако самые элементарные подсчеты показывают, что такие деньги, и даже большие, НГЗ сможет принести государству в течение двух-трех лет. Сознательно идя на приватизацию предприятия, чтобы создать в Украине полноценную алюминиевую отрасль, правительство тем не менее намерено сохранить рычаги воздействия на управление и развитие завода.

Не надо сбрасывать со счетов и тот факт, что, отдав НГЗ по существу за бесценок каким-то оффшорным структурам или дискредитировавшим себя российским олигархам «старой волны», которые, похоже, хотели бы получить в Украине «запасной аэродром», Украинское государство потеряет серьезных инвесторов, реально готовых оказать содействие экономическому развитию страны.

Так что не очень понятно, за что же ратует МВФ? Судя по его техническому письму, лишь за неукоснительное выполнение своих рекомендаций. А не за приток прямых инвестиций в экономику, что декларируется в качестве одной из главных целей деятельности этого международного финансового института.