UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАКотворчество В... НЕДРАХ?

Когда узнаешь об историях, подобных той, о которой пойдет речь, убеждаешься, что некоторые отечест...

Автор: Роман Корнийчук

Когда узнаешь об историях, подобных той, о которой пойдет речь, убеждаешься, что некоторые отечественные госчиновники за сравнительно молодую историю украинской государственности уж так поднаторели в умении «нарастать сокращаясь», что, наверное, никакие админреформы их не смутят. Не зря на эту проблему обращал внимание Президент Украины на памятном апрельском заседании Кабинета министров. Благо им — подспорьем служит многолетний опыт времен СССР. Впрочем, и опыта последних лет они, очевидно, также не чураются.

Дебит-кредит, или Межвременье, или?..

Для нескольких сот тысяч сотрудников аппаратов министерств и комитетов прошлогодний декабрьский указ Президента Л.Кучмы об административной реформе означал наступление нелегких времен. Остальным же нескольким десяткам миллионов граждан он изначально сулил облегчение бюрократического бремени. Сулил... Если доживут.

А с начала этого года в стране созданы десятки ликвидационных комиссий. Одна из них должна была подвести черту под итогами деятельности расформированного Геолкома — Госкомитета по геологии и использованию недр. Этот, безусловно, важнейший сектор госинтересов передается теперь в ведение новосозданного Министерства экологии и природных ресурсов (Минэкоприроды) в виде специализированного департамента. Но прежде, чем дела, активы и пассивы экс-Геолкома будут переданы на баланс министерства, Счетная палата Украины проверяла использование бюджетных средств, выделенных Геолкому для проведения геологоразведочных работ. Заметим, что прелесть и привлекательность таких госкомитетов, кроме прочего, как раз и состоит в том, что они есть по сути распорядителями бюджетных средств. Но Геолком, похоже, пошел дальше: он фактически стал и а заказчиком работ в отрасли, и их исполнителем, и их приемщиком.

Результаты этой проверки составили весьма неприглядную характеристику деятельности «геологического» комитета и его руководства за последние два года. 7 апреля 2000 года коллегия Счетной палаты Украины, в частности, резюмировала:

«Геолком, как главный распорядитель средств Госбюджета, предусмотренных на проведение геологоразведочных работ и их выполнение, грубо нарушал требования установленного порядка… что и привело к нецелевому и неэффективному их использованию...

Нарушения стали результатом того, что Геолком не только не осуществлял действенных мер по контролю за рациональным и эффективным использованием госсредств, а некоторыми своими действиями способствовал их нецелевому расходованию...

Фактические результаты работы Геолкома за 1998-1999 годы свидетельствуют о снижении эффективности его деятельности.»

А пока Счетная палата Украины пыталась свести «геологический» дебит с кредитом и найти причины того, почему это невозможно, руководство Геолкома, как и прежде, использовало все данные ему права и даже транспортные средства. Госсредства, как прежде, оно уже не могло использовать в последние месяцы — это теперь парафия Минэкоприроды. Но не имея на руках баланса ликвидированного Геолкома, который фактически прекратил свое существование, кажется, 30 апреля с.г., Минэкоприроды не могло позволить себе распоряжаться госсредствами, направляемыми «в недра». И это само по себе уже способствовало увеличению задолженности по зарплате сотрудникам госгеологических предприятий, некогда находящихся в ведении Геолкома.

В то же самое время, 25 апреля с.г., руководство Геолкома рассылает письмо предприятиям и организациям отрасли о том, что мол «у новосозданного министерства есть все необходимые правовые основания для открытия текущего финансирования выполнения геолого- разведочных работ». Это было прямым дезинформированием геологических коллективов.

Не в обиду будет сказано оставшимся без зарплат, но это все же мелочь по сравнению с теми неприятностями, которые в скором времени могут ожидать геологическую отрасль страны, если...

И вот пока это самое «если» не стало действительностью, есть еще смысл рассказать, чем это может обернуться при определенных обстоятельствах. Но сначала несколько слов о временах, не столь отдалившихся, о чем сказывала Счетная палата.

Сам себе режиссер?

Мотивируя свои неприглядные для Геолкома выводы, Счетная палата привела прелюбопытнейшие факты. Например, некому предприятию «Геосервис» Геолком (превышая, по мнению Счетной палаты, свои полномочия) направил «значительную часть бюджетных ассигнований, предусмотренных на геологоразведку», вместо того, чтобы перечислить их непосредственным исполнителям геологоразведочных работ. Тем самым «Геосервису» были созданы в общем-то монопольные условия в части обеспечения геологоразведочных предприятий материально- техническими ресурсами. Интересно, знает ли об этом Антимонопольный комитет Украины?.. И почему молчит?

О машинах и квартирах, не предусмотренных статьями госрасхода, но финансированных Геолкомом, даже говорить не стану, — этим обязаны заниматься соответствующие компетентные госорганы. А вот о том, что «ежегодные пообъектные планы по выполнению госзаказа носят формальный характер, выполнение работ не соответствует запланированному как по объектам, так и по характеру работ» — вряд ли уместно смолчать.

Кроме некой правовой несогласованности в отношении отрасли, у Геолкома, конечно, есть и еще одно оправдание: сама система финансирования отрасли и ее наполнение госсредствами, а также механизмы их распределения столь недоскональны, что этим можно долго объяснять сокращение геологоразведочных работ. Правда, народная мудрость гласит, что тот, кто хочет работать, ищет возможность, кто нет — ищет причины. Геолком, похоже, устраивало наличие причин.

Более того, как констатировала Счетная палата, «в общих объемах геологоразведочных работ сокращается доля финансирования основной деятельности по разведке и поиску полезных ископаемых... В 1998-99 годах выполнение заданий по бурению скважин за счет госсредств в сравнении с планами составило только 21,6%. Вместе с тем, Геолкомом показатели по выполнению заданий по бурению скважин исключены из рассмотрения результатов деятельности геологоразведочных предприятий».

Иначе говоря, конечный результат — не важен?!

Хотя именно этот результат — камень преткновения всех сопричастных к разведке и добыче полезных ископаемых. И именно этот результат уже несколько лет заставляет бить в набат всех сознательных граждан, понимающих, чем это обернется вскоре для государства, тем более геологов.

Основной показатель геологоразведки — прирост запасов полезных ископаемых. И сами же геолкомовцы уже не первый год констатируют катастрофическое сокращение геозапасов.

Специалисты геоотрасли подчеркивают: нюанс в том, что доподлинно проверить наличие конкретных запасов (а это весьма непростая система квалификации открытых залежей в недрах) можно только при их добыче, да еще и с использованием соответствующих технологий. А формально переименовывать их и тем самым «переводить» из одной категории в другую, — дело, вероятно, не столь уж хитрое.

Но дело даже не в этом. Геолком, в последние годы не выполняя госзаказ по приросту запасов, предлагал Министерству экономики ежегодно этот самый госзаказ сократить (по факту предыдущего года). В итоге к концу каждого года Геолком мог даже рапортовать о перевыполнении госзаказа, хотя реально это вело к катастрофическому сокращению сырьевого потенциала государства. Счетная палата отметила, что таким образом в 1998 году госзаказ по приросту запасов газа и нефти (с конденсатом) был сокращен, соответственно, в 1,7 и в 2,5 раза, а в 1999 году — в 3,1 и 3,3 раза. И это всего лишь один штрих к деятельности Геокома, свидетельствующий о том, какого рода «наследство» и в каком состоянии досталось Минэкоприроды.

А в это же время...

Как монополизировать недра Украины?

Ответ на этот стратегический вопрос прост до смешного — создать НАК «Недра Украины». Как? Собрать все интересные идеи и снабдить их соответствующим оформлением и неким сопровождением. Идей уже оглашено было вдоволь. Да и НАКи и ГАКи, появившиеся в Украине в последний год-полтора, — не новость.

Не могу сказать наверняка, что так это и было, но версию эту слышать довелось. Причастным к геоотрасли известно, что последним главой Геолкома был г-н Гошовский. Его супруга — нардеп, недавно ставшая союзником (идеологическим или ситуативным — это доподлинно неизвестно) парламентской фракции «Трудовая Украина». Так что даже неудивительно, что после этих парламентских перипетий — как раз во время работы коллегии Счетной палаты с материалами проверки ликвидируемого комитета — член этой фракции 3 апреля с.г. направил Счетной палате письмо с обоснованием протестов Геолкома против некоторых выводов, отраженных в акте его проверки...

По мнению главы Счетной палаты Украины В.Симоненко, эти «протесты» безосновательны и, скорее всего, просто призваны увести всех от сути проблемы.

Но, так сказать, под ликвидационный шумок из недр уже канувшего в Лету Геолкома в администрацию Президента Украины поступил проект (!) указа «О мерах по повышению эффективности управления предприятиями в отрасли геологии и разведки недр». Уже 26 апреля проект был направлен премьер-министру В.Ющенко, а через два дня — на обработку и для дачи рекомендаций сопричастным к тематике вице-премьеру С.Тигипко, главе Минэкоприроды И.Зайцу и председателю ФГИ А.Бондарю.

При рассмотрении первого варианта этого проекта и С.Тигипко, и И.Заяц отказались его визировать. И, видимо, не зря: проект предусматривал фактически создание под видом государственной акционерной компании (НАКа) «Недра Украины» хозсубъекта, которому предлагалось передать функцию госорганов и самого Минэкоприроды, а также фактически монопольное право управлять и распоряжаться недрами, что, согласно закону, исключительная компетенция государства.

В случае принятия сего проекта некий НАК «Недра Украины» мог смело претендовать на монополию в сфере геологии, разведки и добычи, а также лицензирования всей этой весьма дорогостоящей деятельности в масштабах государства. Минэкоприроды как бы оставалось параллельной структурой (в лучшем случае) без госсредств на геологоразведку и более-менее влиятельных полномочий в проведении госполитики в отношении всей геологической отрасли.

Авторы столь смелого проекта «посягнули» даже на так называемые казенные предприятия, имеющие исключительное стратегическое значение для Украины, акционирование и тем более приватизация и имущественная ответственность которых госсобственностью не предусмотрена (хотя проект это в принципе допускает). Словом, планы наполеоновские.

Неудивительно, что инициаторов этого проекта не остановил первый «приговор» их детищу. Вторая попытка, в ходе которой, похоже, удалось обойтись без внимания министров Тигипко и Зайца, может оказаться более успешной. И если это произойдет и Президент подпишет этот «геоуправленческий» указ, геологической отрасли, по свидетельству многих ее непосредственных представителей, вообще мало что светит. А уж добывающим компаниям — тем более.

P.S. По большому счету неприятно описывать такие перипетии в отрасли, которая испокон веков на территории современного государства Украина была одной из самых серьезных, результативных, научно и практически обоснованных и подтвержденных.