UA / RU
Поддержать ZN.ua

Морфология и генезис горно-металлургического комплекса Украины

Состояние и перспективы развития любой отрасли или подотрасли промышленности Украины определяются прежде всего ее потенциалом...

Авторы: Валерий Мазур, Анатолий Голубченко

Состояние и перспективы развития любой отрасли или подотрасли промышленности Украины определяются прежде всего ее потенциалом. Промышленный потенциал горно­металлургического комплекса Украины в последние годы и до настоящего времени является фундаментным элементом экономики государства. Металлургия, горно­металлургический комплекс (ГМК) является основным донором бюджета, обеспечивая более 40% поступлений валюты в страну. Почти 30% составляет его часть в валовом внутреннем продукте. На металлургическую промышленность опираются и для нее работают энергетика, машиностроение, строительство, финансовая сфера. В отрасли занято более полумиллиона человек. Предприятия ГМК обеспечивают рабочие места в наиболее густонаселенных регионах страны. Ресурсный потенциал горно­металлургического комплекса Украины определяется имеющимися залежами железной (четвертое место в мире) и марганцевой руд, угля, известняков, то есть основных сырьевых материалов для производства металла. Отечественная металлургия в достаточной мере обеспечена электроэнергией. По объемам производства металлургическая промышленность Украины занимает седьмое место в мире.

Однако за время, прошедшее после обретения Украиной независимости, ее металлургия понесла значительные потери. Одним из главных факторов промышленного спада горно­металлургического производства по сравнению с работой во времена бывшего Советского Союза был неэффективный, а в большинстве случаев убыточный для государства процесс разгосударствления крупных и средних предприятий. Несмотря на то, что начиная с 2005 года прирост объемов производства в металлургии замедлился, перечисление средств от предприятий горно­металлургического комплекса Украины в государственный бюджет страны в 2005—2006 годах возросло.

При анализе состояния и перспектив развития ГМК его потенциал будем рассматривать не только на основе нынешних результатов деятельности отрасли, а прежде всего исходя из прогнозных показателей ее возможных достижений в средне- и долгосрочной перспективе.

Потенциал металлургической промышленности (горно-металлургического комплекса) Украины складывается из производственного (технического и технологического), ресурсного, финансового, инвестиционного, трудового, социального, кадрового, интеллектуального, научного, управленческого потенциалов отдельных предприятий отрасли, а также потенциала региональной инфраструктуры и государства в целом. Общий экономический потенциал отечественной металлургии превышает простую арифметическую сумму потенциалов отдельных предприятий благодаря их взаимодействию.

За последние 15 лет, к сожалению, снизились уровни кадрового, интеллектуального, научного потенциалов как отдельных предприятий и учреждений, так и отрасли в целом. Уже сегодня мы имеем дефицит рабочих и инженеров высшей квалификации. Подготовленные еще во времена СССР высококвалифицированные кадры выбывают, а необходимой их замены не происходит прежде всего в результате разрушения отлаженной системы обучения и повышения квалификации персонала, ухудшения уровня образования в целом. Это может стать в скором будущем одним из факторов существенного снижения потенциала украинской металлургии, поскольку для исправления ситуации с обеспечением предприятий высококвалифицированными кадрами необходимо время и значительные финансовые ресурсы.

Вызывает большое сомнение целесообразность перехода Украины на Болонскую систему подготовки инженеров для горно-металлургического комплекса. Уровень квалификации «болонских» инженеров, подготовленных за четыре года, не сможет отвечать требованиям металлургической промышленности. Сознательно или нет, но Болонская дорожная карта в сущности является акцией по подрыву и уничтожению в нашей стране эффективной системы подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Перспективы отрасли определяются ее положением на рынках металлопродукции. Изменения цен на металл на мировом рынке носят волнообразный характер. Периоды колебаний цен на продукцию черной металлургии обычно составляют два-три года. К тому же падение цен, как правило, длится вдвое меньше, чем их рост. Главное — уметь воспользоваться на благо своих предприятий и государства периодами максимального спроса на металлопродукцию и периодами пиковых цен, что у Украины не всегда получается.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для продукции украинских металлургических предприятий. Но, невзирая на существенное улучшение финансовых и производственных показателей и сверхдоходы в последующие годы, предприятия отрасли не воспользовались этим для кардинальной модернизации своих производств. Значительные объемы финансовых ресурсов, полученных от экспорта металлопродукции, оказывались за пределами Украины, выводились из хозяйственного обращения предприятий или расходовались на текущее потребление вместо масштабных инвестиций в отрасль. В результате ГМК в основном остался на уровне производства сырья или промышленной продукции низкой степени обработки (слябов, заготовки и проч.).

На первый взгляд создается впечатление, что потенциал металлургических и горнорудных комбинатов в последние годы как будто растет, поскольку повышается рыночная стоимость этих объектов. Показательным примером может служить анализ изменений цены горно-металлургического комбината «Криворожсталь» во время его первой и второй продажи. Но всегда следует помнить, что на первом этапе приватизации промышленных предприятий Украины их стоимость была искусственно занижена (иногда в десятки раз).

Причинами возникновения такой ситуации были, во-первых, субъективные факторы, когда нередко стоимость объектов занижалась «под заказ» их будущих владельцев. Во-вторых, в первые годы независимости национальные инвесторы не имели необходимых средств для приобретения предприятий за их реальную цену, а иностранные инвесторы, которые, безусловно, располагали достаточными финансовыми ресурсами, еще не пришли на фондовый рынок Украины из-за неопределенности с политической и экономической ситуацией в стране и направлениями ее последующего развития. Поэтому ориентироваться на фактор увеличения стоимости активов предприятий горно-металлургического комплекса на фондовом рынке как на показатель развития отрасли нужно с большой осторожностью.

Сохраняя и развивая ГМК, Украина увеличивает свои экологические проблемы. Не останавливаясь на этом вопросе детально, отметим лишь, что объемы перемещения горной массы в результате добычи железной руды в XX веке можно сравнить с естественными геологическими процессами. Добыча руды на шахтах Кривого Рога ведется на глубинах более чем 1000 м. Глубина открытых карьеров уже превысила 300 м. Накоплено свыше 3 млрд. кубометров отходов горнорудного производства. Уровень наполнения хвостохранилищ достиг критической отметки, но сброс шламов в них продолжается. Все это угрожает техногенной экологической катастрофой.

Под всей территорией Кривого Рога образовались огромные пустоты от добытой руды, из которых нужно постоянно и еще много лет откачивать воду. А это огромные расходы. Кто их будет компенсировать: государство или новые владельцы шахт и горно-обогатительных комбинатов? Вопрос открытый и законодательно до конца не урегулирован. При этом растет стоимость электроэнергии, а значит, будут увеличиваться расходы на откачивание воды, на содержание оборудования и подразделений, выполняющих указанную работу. Вследствие этого в любом случае будет расти стоимость сначала железорудного сырья, а затем и себестоимость произведенной из нее металлопродукции.

Безусловно, одними из главных ориентиров коренных изменений в функционировании ГМК на перспективу являются экологичность его развития, прекращение и недопущение в будущем хищнического отношения к разработке месторождений сырья для производства металла.

На вопрос, есть ли резервы для значительного увеличения производства железорудного сырья в Украине, ответ может быть исключительно положительным. Следует отметить, что среди горнорудных предприятий Украины есть недостроенный Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). В его сооружение, которое было начато 20 лет назад странами социалистического лагеря, Украина, Румыния и Словакия вложили более 1,65 млрд. долл. Проектная мощность комбината — 10 млн. тонн окатышей в год при стоимости строительства 2,4 млрд. долл. Строительно-монтажные работы на комбинате мощностью приблизительно 6,6 млн. тонн выполнены приблизительно на 70%. Для введения в эксплуатацию первой очереди комбината нужно еще ориентировочно 250—300 млн. долл. инвестиций.

В последние пять лет появилась заинтересованность ряда мощных иностранных компаний («Миттал Стил», «Металлоинвест» и др.) в приобретении КГОКОРа для его достройки и последующей эксплуатации. При этом планируется на первом этапе деятельности КГОКОРа в качестве сырья для производства окатышей использовать не бедные окисленные руды (кварциты) с содержанием железа 30—36% (которых в отвалах действующих в Кривом Роге горнорудных комбинатов накопилось более 1 млрд. тонн), а высококачественный железорудный концентрат российских Михайловского и Лебединского, а также украинского Ингулецкого ГОКов.

Для реализации этой идеи предлагается на базе имущества КГОКОРа создать совместное предприятие (СП) с инвестором. Доля Украины в таком СП может составлять 50% плюс 1 акция. Расчеты с румынами и словаками планируется по-прежнему осуществлять путем поставки им окатышей, произведенных на комбинате, в количестве и сроки, согласованные с этими странами. В случае неэффективной работы этого предприятия обязательства перед Румынией и Словакией придется, видимо, погашать из бюджета Украины. То есть доля Украины в СП более 50% акций может оказаться не благом, а долговым ярмом на многие годы, и в этом может таиться серьезная опасность для государства.

При этом необходимо учитывать следующее. Решение о строительстве КГОКОРа на паритетных началах принималось в 1985—1986 годах странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Главным назначением комбината было обеспечение железорудным сырьем металлургических комбинатов Румынии, Словакии, Германской Демократической Республики (ГДР), Болгарии. В результате строительства КГОКОРа по решению правительств государств — участников СЭВ Украине нанесен миллиардный ущерб (в долларах) из-за потери значительных площадей пахотных земель (черноземов), уничтожения ряда поселков, ухудшения экологии региона г.Долинская.

Сейчас уже очевидно, что в связи со строительством комбината окисленных руд наша страна является пострадавшей стороной. Поэтому, рассматривая любые инвестиционные проекты о достройке и введении его в эксплуатацию, Украина должна ставить вопрос перед Румынией, Словакией и другими странами, принимавшими решение о строительстве этого горно-обогатительного монстра, о возмещении Украине указанных потерь. Подчеркиваем, что Украина не нуждалась и не нуждается в наращивании мощностей по производству окатышей, поскольку спрос ее металлургических предприятий с избытком обеспечивается мощностями действующих горно-обогатительных комбинатов. Инвестор в создаваемом на основе КГОКОРа совместном предприятии должен сначала выкупить у Румынии и Словакии построенные ими объекты, а затем уже вносить эти объекты в уставный фонд СП. Так для Украины безопаснее.

Производство железорудного сырья, стали и металлопродукции вообще в Украине, как и в России, крайне монополизировано. Более 95% производства стали и металлопроката сосредоточено на десяти металлургических предприятиях. Например, пять крупнейших металлургических комбинатов Украины, а именно — ОАО «Миттал Стил Кривой Рог», мариупольские им.Ильича и «Азовсталь», «Запорожсталь» и им.Дзержинского за 2006 год произвели 24 млн. из 32,9 млн. тонн чугуна, выплавленного в Украине. Всего же за прошлый год произведено 27,9 млн. тонн стали, 13,7 млн. тонн полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем, выпущено 22,4 млн. тонн готового проката.

Иногда монополизацию горнорудной и металлургической промышленности называют вертикальной интеграцией производства, суть которой заключается в принадлежности к определенным корпоративным группам технологически связанных предприятий — железорудных комбинатов, угольных шахт, коксохимических и металлургических заводов, трубных, метизных и других металлоперерабатывающих предприятий. При этом владельцами контрольных пакетов акций горно-обогатительных и металлургических комбинатов является ограниченный круг финансово-промышленных групп, которые свою техническую, производственную, экономическую и сбытовую политику осуществляют исключительно по своему усмотрению, исходя из собственных интересов. Иными словами, в Украине образовался нерегулированный государством монополизм в горнорудной подотрасли, который оказывает дестабилизирующее влияние на экономику государства.

С позиции интересов страны необходимо создавать и развивать конкурентную среду в этой подотрасли промышленности, следствием чего будут стабилизация и снижение цен на сырье и металлопродукцию на внутреннем рынке. Сегодня государство фактически самоустранилось от регулятивных функций в этой сфере.

Для металлургов в последние годы главной была и остается проблема обеспечения заводов дешевым коксом, доля которого в себестоимости металлопродукции составляет приблизительно 20%. Расход кокса на предприятиях Украины для выплавки одной тонны чугуна превышает 500 кг. На металлургических предприятиях технически развитых стран Европы, а также Японии и США этот показатель не превышает 350 кг. Например, доменные печи фирмы «Пауль Вюрт», эксплуатируемые на металлургических комбинатах Германии и ряда других стран, при высокой производительности используют только 270—280 кг кокса на тонну чугуна и около 160 кг сравнительно дешевого пылеугольного топлива. Вывод — нужно внедрять технологические решения, которые обеспечивают экономию кокса в доменном производстве.

Коксохимики Украины производят более 20 млн. тонн кокса в год. Такого количества кокса хватает для обеспечения своих металлургических заводов и для экспорта в объеме приблизительно 10%. При этом в Украине заканчиваются запасы коксующихся углей, а добывать уголь становится все тяжелее и дороже. Добыча коксующихся углей в последний год сократилась приблизительно на 7%. Украина также завозит около 9 млн. тонн коксующихся углей в год. Кокс на экспорт Украина производит в основном из импортированного угля.

Из всех подотраслей металлургии коксохимическое производство Украины развивается наиболее динамично. К тому же инновационным путем. Практически все заводы модернизируют свои коксовые батареи, внедряют современные технологии. В последние годы коксохимические предприятия Украины увеличили свои производственные мощности приблизительно до 25 млн. тонн кокса в год. Полностью загружены работой проектные и научно-исследовательские институты коксохимического направления.

В то же время в результате снижения объемов добычи коксующихся углей в Украине и возможного сокращения импорта коксующихся углей из России следует ожидать подорожания металлургического кокса на 15—20%. Важно отметить, что в Европе в прошлые годы закрыт ряд коксохимических заводов как «грязное производство». Поэтому сегодня при возросших объемах производства стали и увеличении потребности в коксе дефицит последнего составляет в Европе около 6,5 млн. тонн в год. Украина в состоянии обеспечить потребности этого рынка, и этим нужно воспользоваться.

В последнее время в Украине, как и в других постсоветских странах, нередко работала система экспорта металлургической продукции, которая очень прибыльна для владельцев предприятий и неэффективна для государства. Суть схемы заключается в том, что заводы продают готовую продукцию на экспорт с минимальной для себя прибылью (или вообще без прибыли, с убытком) посредническим структурам, владельцами которых являются владельцы предприятия, то есть фактически продают продукцию на экспорт самим себе. А за рубежом эти посреднические структуры продают металл уже реальному конечному потребителю по рыночной цене. В итоге прибыль остается у собственников заводов, но за рубежом, и выводится из Украины. К тому же посредники, экспортируя продукцию за границу, добиваются от бюджета еще и компенсации налога на добавленную стоимость.

Горно-металлургические предприятия работают через посредников не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Поэтому одной из неотложных задач является разработка политики в сфере торговли металлом и железорудным сырьем на базе общенациональных государственных интересов и партнерства с частными владельцами горно-металлургических предприятий. Для этого, во-первых, государство должно реально контролировать цены и условия отгрузки металла на экспорт. Во-вторых, приоритет отдавать обеспечению металлом прежде всего украинских машиностроительных заводов, отечественного потребителя металла. Необходимо на государственном или ведомственном уровне планировать и регулировать обеспечение металлургических заводов железорудным сырьем и коксом. Такой подход ни в коей мере не противоречит рыночному вектору развития экономики Украины.

Действенным рычагом влияния на экспортные цены сегодня являются индикативные цены, используемые Государственной таможенной службой Украины и другими госорганами во время оформления документов на экспорт металлопродукции. Эти цены без необходимого жестокого контроля со стороны государства назначаются Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних рынков и часто оказываются искусственно заниженными по сравнению с ценами мирового рынка. В результате сокращаются и поступления в бюджет Украины.

Выведение заработанных металлургическими предприятиями средств за границу путем осуществления бездоходных внешнеэкономических операций происходит в том числе в результате утраты государством контроля за индикативными ценами. Очевидно, что вопрос изменения порядка установления ежемесячных экспортных индикативных цен на металлопродукцию и железорудное сырье требует незамедлительного решения на высшем государственном уровне. Необходимо, чтобы уровень ежемесячных индикативных цен на экспортируемый металл устанавливала комиссия, состоящая из первых лиц ведомств, имеющих отношение к его производству и экспорту, а также к национальной безопасности Украины. Это одна из возможных мер, а возможно, и единственная эффективная мера усиления госконтроля над ценообразованием на экспортируемую металлопродукцию для предотвращения занижения цен и выведения прибыли за пределы Украины. Речь идет о миллиардных потерях валюты.

Особого внимания требует вопрос управления структурой экспорта украинской металлопродукции с целью ее оптимизации. Украина экспортирует в год приблизительно 10 млн. тонн заготовки и около 2 млн. тонн металлолома. Вопрос экспорта металлолома имеет стратегическое значение, ведь, вывозя его, всегда нужно помнить, что при этом мы уменьшаем металлофонд страны и обеспечиваем сырьем зарубежных конкурентов. В 2006 году бюджет Украины получал 30 евро за каждую тонну экспортированного металлолома. При экспорте 2 млн. тонн металлолома сумма экспортной пошлины должна составлять 60 млн. евро, и эти деньги могли бы поступать в бюджет. Но из этого объема экспортированного металлолома приблизительно 600 тыс. тонн ежегодно шло в Приднестровье на Молдавский металлургический завод без уплаты экспортной пошлины. То есть 18 млн. евро страна в этом случае недополучала. К тому же Молдавский завод является конкурентом украинских металлургических предприятий. Исходя из государственных интересов, Украине нужно так строить политику экспорта металлолома, чтобы упомянутые 18 млн. евро поступали в ее бюджет.

Европейское сообщество все время ставит перед нашей страной вопрос об отмене экспортной пошлины на металлолом и пытается связать этот вопрос с квотами на торговлю металлопрокатом с государствами — членами ЕС. Нам обещают, что при условии полной отмены этой пошлины квота Украины на экспорт готовой металлопродукции в государства ЕС будет увеличена примерно на 40%. То есть в этом случае квота может увеличиться приблизительно на 400—500 тыс. тонн.

Допустим, металлургические предприятия, экспортируя свой прокат в Европу, будут продавать его почти на 100 евро за тонну дороже, чем продают на других рынках. В итоге дополнительная прибыль предприятий составит 40—50 млн. евро. Сколько из этой прибыли дойдет до госбюджета? При уплате 25% налога на прибыль из всей этой суммы бюджет получит дополнительно только 10—12,5 млн. евро. Это — оптимистичный прогноз. В реальной жизни скорее будет реализован пессимистический сценарий. Поэтому не следует торопиться полностью отменять пошлину на экспорт металлолома: Запад всегда добивался, чтобы наша страна любое сырье продавала в Европу как можно дешевле.

В экспортированных 10 млн. тонн заготовки Украина теряет приблизительно 700 тыс. тонн оборотного металлолома. Конечно, для отрасли и государства в целом было бы лучше сократить экспорт заготовки, перерабатывать ее дома и продавать уже конечную металлопродукцию — арматуру, катанку и т.д. А получается, что, экспортируя огромные объемы полуфабрикатов, Украина сама плодит за рубежом конкурентов своим производствам. К тому же при таких объемах экспорта металла уменьшается металлофонд государства.

Еще одна аномалия в экономике Украины состоит в том, что металлургические предприятия нередко продают продукцию отечественным потребителям по цене на 10—30% выше, чем экспортная. Причина этого заключается в существовании описанных выше схем реализации металла. Плюс еще налагается фактор НДС, который должен компенсироваться предприятиям при экспорте продукции. Выходит, что продавать металл своим машиностроительным заводам вроде бы невыгодно. Но это нонсенс. Поэтому стоит задача создать такие условия на рынке металлопродукции в Украине, которые будут стимулировать первоочередное обеспечение отечественных потребителей металла по экономически обоснованным ценам.

В нынешнем состоянии отечественная черная металлургия способна производить около 40 млн. тонн стали, 80% из которых экспортируется. Большинство предприятий горно-металлургического комплекса работают с максимальной мощностью и вышли на максимальные объемы производства. Отрасль лихорадочно работает на быстрый результат. Проблемы модернизации оборудования чаще всего откладываются на потом. В то же время изношенность основных фондов металлургии составляет 60% и более. Некоторые прокатные станы эксплуатируются уже по 70—80 лет. По оценкам специалистов, в результате низкого технологического уровня производства на металлургических предприятиях на производство тонны стали в Украине тратится 52,8 человеко-часа, тогда как в России этот показатель составляет 38,1, в Германии — 16,8 человеко-часа. Такая ситуация крайне опасна для отрасли. И вот почему.

Объем производства стали в мире в 2007 году прогнозируется в пределах 1050—1100 млн. тонн. Более чем половину от этого количества стали потребляют государства Азии. Китай вышел на объем производства стали свыше 300 млн. тонн в год и продолжает наращивать темпы. Это почти в 10 раз превышает годовой объем производства стали в Украине. Потребление стали в Китае ориентировочно тоже находится на уровне 300 млн. тонн в год. По техническому уровню и качеству продукции китайские металлургические комбинаты превосходят аналогичные показатели украинских предприятий. В ближайшее время Китай полностью обеспечит металлом свой внутренний рынок и рынок Юго-Восточной Азии, куда до последнего времени поставляли основную массу своей металлопродукции украинские предприятия. Дальше можно уверенно ожидать прихода Китая со своим металлом на Ближний Восток и в Европу. Уже сегодня некоторые потребители металлических труб в Украине начали закупать эту продукцию в Китае, потому что цены там часто ниже, чем на отечественных трубных заводах.

Наращивает объемы производства стали и Индия, потенциал металлургии которой достаточно высок. В последние два-три года увеличили объемы производства стали на 6—9% также Франция, США, Великобритания. Да и Россия, наш ближайший конкурент в этом сегменте рынка, за счет значительных собственных инвестиций в металлургию уже опережает Украину по качеству продукции и эффективности ее производства. В перевооружение и модернизацию основных фондов, например, Магнитогорского металлургического комбината вложено около 2 млрд. долл. Ежегодно на этом комбинате объем инвестиций составляет 350—500 млн. долл. Аналогичные показатели имеют Новолипецкий металлургический комбинат России, а также ряд других.

Поскольку в будущем перспектива работы металлургической отрасли Украины с прицелом на внешние рынки довольно сомнительна, то необходимо оценить возможности развития внутреннего рынка металлопродукции. Если рассматривать эту тему, оперируя конкретными цифрами, то предложение решить проблему сбыта металлопродукции за счет развития внутреннего рынка не подкрепляется никакими расчетами. Максимальное потребление металла в год даже в технически развитых странах редко превышает 200 кг на душу населения. В России потребление металлопроката составляет 190 кг/чел. в год. Только в США, Японии и некоторых государствах ЕС металлопотребление на уровне 340—360 кг/чел. В Украине подобный уровень вряд ли будет достигнут в ближайшем будущем. Украина — это не США, Япония или Германия, где развиты машиностроение и автомобилестроение и где металл вывозят из страны в большом количестве в виде автомобилей или другой металлоемкой техники.

Надежда только на увеличение объемов строительства, где используется большое количество арматуры, катанки и другого «строительного» металла. Но, похоже, строительная индустрия страны уже вышла на свои предельные возможности и резкий прирост производства маловероятен, хотя в Украине сейчас строительный бум. В лучшем случае потребность в металле составит 170—180 кг в расчете на душу населения. Известно, что при 5—8 тоннах металла на душу населения рост его производства в государстве прекращается. По некоторым экспертным оценкам, металлофонд Украины составляет ориентировочно 6,5 тонны стали на душу населения, то есть находится на уровне технически развитых стран. Получается, что 7—8 млн. тонн стали в год будут заказаны внутренним рынком, а оставшиеся 30 млн. тонн металлопродукции нужно будет экспортировать и в будущем.

Какие пути развития металлургии Украины следует считать наиболее перспективными? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но существует мнение, что модернизацию предприятий горно-металлургического комплекса нужно проводить в направлении наращивания экспортного потенциала и расширения объемов производства продукции высокой степени переработки и более высокого качества. Перспективным направлением развития металлургии является строительство мини-заводов, а возможно, и металлургических микро-заводов. В России планируется строительство в ближайшие годы не менее пяти металлургических минизаводов. В Украине на сегодняшний день пока существует реально только один проект. Речь идет о строительстве мини-завода в Белой Церкви. Продукцией этого завода мощностью 1,5 млн. тонн проката в год будет квадратная заготовка, арматура и катанка, предназначенные в основном для строительного рынка.

Украина — газодефицитная страна. Последние события на мировом рынке энергоносителей свидетельствуют о том, что цены на газ будут расти и в дальнейшем. Поэтому самой острой и злободневной для металлургии Украины является проблема тепло- и энергосбережения. Анализируя развитие горно-металлургического комплекса за все время независимости страны, можно констатировать, что на большинстве меткомбинатов энергосберегающие технологии не реализованы. В Советском Союзе за внедрение технологии вдувания природного газа в доменные печи авторам этой разработки присудили Ленинскую премию. Сегодня такие технологические решения ведут к банкротству: их не выдержит ни одна экономика. Государственную премию сейчас нужно присуждать тем коллективам, которые решат проблему возвращения к технологиям, исключающим использование газа в металлургии.

Остановимся на этом вопросе более детально. На производство металлопродукции в Украине тратится более 50% потребляемой промышленностью электроэнергии и приблизительно 10 млрд. кубометров природного газа. В материальных расходах на производство металлопродукции доли электроэнергии и газа сегодня составляют приблизительно по 8%. На выплавку чугуна в доменных печах расходуется треть из указанных объемов газа, на производство тонны чугуна — в среднем 100 кубометров природного газа, а в целом по отрасли на производство чугуна расходуется свыше 3 млрд. кубометров газа. Можно ожидать, что при росте цен на 1000 кубометров газа до 160 долл. себестоимость металлопродукции возрастет на 3—3,5%. Расчеты показывают: для замены природного газа в доменных печах необходимо 1,8 млн. тонн доменного кокса, что имеющимися производственными мощностями коксохимических заводов и сырьевыми ресурсами Украины вполне может быть обеспечено. В расчете на тонну чугуна для замены природного газа нужно дополнительно 60 кг доменного кокса. Учитывая, что на металлургических предприятиях Европы на производство тонны чугуна расходуется на 150 кг кокса меньше, чем в Украине, решение проблемы сокращения расхода природного газа в доменных печах имеет сугубо технологический характер. Перспективна также замена в доменном производстве природного газа на коксовый газ.

Энергозатратность производства украинской стали на 20—25% превышает общемировой уровень. Почти половина металлургического производства в Украине сегодня использует энергозатратную мартеновскую технологию выплавки стали. Производство качественной стали в электропечах составляет лишь 3,65%, в то время как в мире почти треть стали выплавляется именно таким способом. Суммарное производство электростали в странах с развитой металлургией, таких, как США, КНР, Япония, Южная Корея, Италия, Турция, Индия, Германия, Испания, превышает 224 млн. тонн, что составляет более 60% от общего объема выплавленной электростали в мире. Почти всю остальную сталь выплавляют в конвертерах и разливают непрерывным способом. Поэтому очевидным направлением развития сталеплавильного производства является переход на конвертерный способ выплавки и непрерывное литье слябов. Учитывая необходимость серьезных капитальных вложений на внедрение этих решений и высокий уровень отработки технологии мартеновского производства на заводах Украины, переход на современные технологии будет осуществляться постепенно, с использованием новейших эффективных технических решений (печь-ковш, непрерывное литье стали, электрометаллургические мини-заводы и проч.). Первой ласточкой на этом пути будет сооружение на Нижнеднепровском трубо­прокатном заводе (г. Днепропетровск) вместо мартеновских печей электросталеплавильного производства мощностью 1 млн. 320 тыс. тонн высококачественной стальной заготовки в год.

Рекомендации по энерго- и тепло­сбережению в металлургии в целом известны, но внедрение их в производство сталкивается со значительными трудностями. Так, на металлургических предприятиях Украины недостаточно внимания уделяется вопросу использования современных теплоизоляционных материалов, что значительно проще для внедрения, чем названные выше дорогостоящие решения. На заводах США, стран Европы металлургические печи, например, уже давно футеруют не кирпичами, а огнеупорами из волокнистых материалов. Потери тепла в таком случае уменьшаются иногда в десятки раз. Подобные прогрессивные материалы начали производить и в Украине, например на заводе «Синельниковская теплоизоляция» в Днепропетровской области.

Новые эффективные решения для экономии энергоресурсов в металлургии Украины внедряются пока еще медленно. Причина этого заключается в том, что, несмотря на техническое и технологическое отставание ряда металлургических предприятий, у их владельцев нередко отсутствует мотивация для проведения реконструкции и модернизации производства, для вкладывания в это направление значительных финансовых ресурсов.

В завершение проведенного анализа следует отметить, что коренные изменения способов производства металлопродукции даже на далекую перспективу не планируются. Экологические же проблемы в Украине будут обостряться. Поэтому государственные органы должны более гибко и оперативно реагировать на любые тенденции на внутреннем и внешних рынках энергоносителей и металлопродукции, принимая решения эффективной промышленной политикой поддерживать стабильность деятельности и последующее развитие металлургии — базовой отрасли экономики Украины.