Последний вторник мая внес массу занимательных штрихов в процесс, который происходит вокруг ОАО «Луганскоблэнерго». На созванной в этот день пресс-конференции журналисты могли ознакомиться с мнением членов наблюдательного совета этого ОАО по поводу тех нарушений, которые, как они считают, были допущены органами власти по отношению к этой компании. Озвучил их член наблюдательного совета Игорь Фрунзе, и, согласно его версии, первые «признаки несправедливости» датированы 17 мартом 2000 года, когда министр топлива и энергетики С.Тулуб и председатель Фонда госимущества А.Бондарь издали совместный приказ об отстранении от должности председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго» Владимира Курбацкого, одновременно назначив на эту должность первого заместителя председателя Луганской облгосадминистрации Николая Гапочку. Данный приказ не прошел испытание Старокиевским районным судом г.Киева, решившим запретить Минтопэнерго и ФГИ, как и остальным юридическим и физическим лицам, предпринимать какие-либо действия, направленные на исполнение этого приказа.
Тем не менее, 6 мая ФГИ издает новый приказ, который по тексту ничем не отличается от прошлого, и уже через четыре дня тот же самый суд опять запрещает воплощать его в жизнь. Но, как далее сказал И.Фрунзе, с мая в помещении «Луганскоблэнерго» постоянно находятся представители облгосадминистрации и МВД, которые круглосуточно охраняют кабинет Курбацкого. Причем непонятно, кто является их главным «спонсором», поскольку никто из представителей ОАО не «заказывал мальчиков по вызову».
Остановился член наблюдательного совета и на обращении фирмы «Brown & Robbins Investments L.L.C.» (которая зарегистрирована в США) к премьер-министру Украины В.Ющенко, который поручил господам Еханурову, Бондарю и Ефремову устранить нарушения действующего законодательства Украины. Наступило 30 мая, а никакой реакции на это со стороны тех, к кому обращался премьер-министр, нет.
Что касается того момента, что ВАСУ признал недействительными договоры купли-продажи пакетов акций ОАО «Луганскоблэнерго», заключенные ООО «Верона плюс» с четырьмя оффшорными компаниями, которые приобрели 35% акций ОАО «Луганскоблэнерго», то, по словам И.Фрунзе, получается такая ситуация, что теперь акции надо забрать у добросовестных приобретателей, которые купили их до решения суда.
«Аналогичная ситуация случилась со мной, как с физическим лицом. Приобрел пакет акций, заплатил за него деньги, а его забрали. Обратился в суд, который постановил запретить регистратору «F.C.I.», другим юридическим и физическим лицам собирать и проводить собрания акционеров ОАО «Луганскоблэнерго» до того момента, пока дело не будет рассмотрено по сути. Регистратор «Луганскоблэнерго» — компания «F.C.I.» не знала, как вернуть 35% акций государству, и обратилась за разъяснениями в Госкомиссию по ценным бумагам. За этот шаг у нее забрали лицензию.
Фонд госимущества наметил провести собрание акционеров 5 июля, а мы — 20-го, но оказывается, что внеочередное собрание акционеров состоялось сегодня. Его провел зампредседателя Луганской облгосадминистрации Валентин Дзонь.
Мы созванивались с крупными акционерами, в том числе с представителями американской компании, которая владеет 10% акций ОАО, и другими. Только от нас они узнали, что состоялось собрание. Где положенные объявления в прессе, выполнение решений суда и т.д.? Украина может иметь очень большие проблемы с инвесторами…».
На момент проведения пресс-конференции г-н Фрунзе еще не знал, что состоявшееся внеочередное собрание приняло решение о приостановке полномочий председателя правления, председателя и членов наблюдательного совета, а так же ревизионной комиссии до 5 июля — даты проведения общего собрания акционеров. Кроме того, прекращена деятельность регистратора «F.C.I.» и работой по уведомлению акционеров о проведении этого собрания будет заниматься новая фирма. Одновременно на должности назначены два человека — главный бухгалтер и Николай Гапочка, который будет исполнять обязанности председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго» до 5 июля.
Два собрания и оба незаконны?
Но одновременно с собранием акционеров в Луганске, к которому мы вернемся чуть позже, аналогичное действие состоялось в Киеве, где 16 акционеров приняли диаметрально противоположное решение и подтвердили полномочия всех тех, кого «сместили». О том, как такое стало возможно и что будет дальше, размышляет председатель наблюдательного совета ОАО «Луганскоблэнерго» Александр Паршаков:
— Ситуация, сложившаяся вокруг «Луганскоблэнерго», создает прецедент. Если Фонд госимущества совместно с Луганской облгосадминистрацией добьются неправового решения вопроса, то похожие проблемы могут возникнуть и у остальных инвесторов. И кто тогда купит акции тех облэнерго, которые хотят продать в этом году? Своими действиями г-да Бондарь и Чечетов торпедируют наполняемость государственного бюджета! Кроме всего прочего, существует реальная угроза, что страна «сядет» на скамью подсудимых. Этого в ФГИ, видимо, пока не понимают. Переговорам Ющенко в Вашингтоне как раз не хватает скандала с американским инвестором…
Мне, как председателю наблюдательного совета, совершенно все равно, какая фамилия будет у председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго». Но в настоящее время у меня на руках два протокола двух собраний акционеров, которые проведены с нарушением действующего законодательства. Имея эти бумаги на руках, я делаю очень простую вещь: пишу и.о. председателя правления (которого назначил Курбацкий) В.Шумило, чтобы он ознакомил членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии с обоими протоколами. В итоге создалась ситуация, когда любая подпись человека, который руководит ОАО, может быть оспорена.
— Вы будете оспаривать в суде решения собрания, состоявшегося в Луганске?
— Думаю, что да. Поскольку Фонд госимущества не предъявил всех необходимых бумаг, а процедура лишения регистратора лицензии была грубо нарушена Госкомиссией по ценным бумагам.
Что думает по этому поводу Фонд госимущества…
Теперь самое время рассказать, чем руководствовался Фонд госимущества, инициируя проведение внеочередного собрания акционеров. Но для полноты картины необходимо вернуться в лето прошлого года.
С 16 июля действует решение ВАСУ о том, что договор купли-продажи между ФГИ и компанией «Веррона плюс» расторгнут из-за невыполнения компанией инвестиционных обязательств. В соответствии с п. 40 договора купли-продажи, в случае расторжения договора по решению суда «Веррона плюс» была обязана в трехдневный срок вернуть 35% пакет акций ОАО «Луганскоблэнерго» государству. А уже после этого защищать свои права в соответствии с законодательством. Именно в этот момент «Веррона плюс» первый раз нарушила правила игры, проигнорировав данный пункт договора. 25 августа первый заместитель председателя ВАСУ по формальным признакам отменяет решение от 16 июля. 24 декабря 1999 года президиум Высшего арбитражного суда принимает решение об отмене решения от 25 августа и считает действующим решение от 16 июля. Это решение никто не оспаривал, в том числе и представители компании «Веррона плюс». В итоге в уставном фонде ОАО «Луганскоблэнерго» за государством числятся 25,16% акций, которые находятся в распоряжении ФГИ, плюс «вернувшиеся» 35%.
Но где в этот момент уже были акции ОАО? С 15 по 20 июня «Веррона плюс» продает акции «Луганскоблэнерго». Покупателями выступили четыре компании, зарегистрированные в Гонконге, на Багамских и Сейшельских островах. Их представителями в Украине являются Игорь Грачев, Константин Гудов, Игорь Фрунзе и Сергей Грачев.
В январе 2000 года Фонд госимущества обращается к регистратору ЗАО «F.C.I.» с требованием восстановить долю госсобственности. Но тут в дело вступает новая схема. Четыре владельца перепродают свои пакеты акций, владельцем которых (согласно решению коллегии ВАСУ) является государство. Интересы «новых» компаний-покупателей в Украине представляют Вячеслав Лукин, Константин Гудов, Виктор Ховач и гражданин Франции Жан Пьер Бартес. Смысл второй перепродажи заключался в том, что в договорах купли-продажи стоял пункт, что все споры между оффшорными компаниями рассматриваются в судах, находящихся за пределами Украины — Гааге, Стокгольме и т.д. Для ФГИ обращение в такую инстанцию влетело бы в копеечку — 450 тыс. долларов за каждый иск.
10 мая ВАСУ принял решение, в соответствии с которым все сделки по перепродаже акций «Луганскоблэнерго» иностранным компаниям, первичные и последующие признаны недействительными.
17 мая это решение было доведено до регистратора «F.C.I.», но ее директор отказался исполнять решения суда с формулировкой, что компания оставляет за собой право не производить каких-либо действий по исполнению решений ВАСУ.
ФГИ обращается к правлению и наблюдательному совету с просьбой созвать внеочередное собрание для решения накопившихся вопросов. Эта инициатива не получила никакой поддержки в связи с тем, что проведение собрания акционеров было уже запланировано на 30 августа 2000 года.
19 мая «Голос Украины» публикует сообщение, что общее собрание акционеров ОАО «Луганскоблэнерго» состоится 5 июля. Его проведение инициирует ФГИ. Идет обращение к регистратору оповестить об этом акционеров. В итоге — очередной отказ.
После отказа регистратора ФГИ обращается в Госкомиссию по ценным бумагам с тем, чтобы лишить регистратора «F.C.I.» лицензии в связи с тем, что он не выполняет решения суда. Комиссия лишает «F.C.I.» лицензии не только по этой причине, но и за то, что регистратор предпринимал действия, связанные с внесением в реестр заведомо недостоверной информации. По данным, изъятым работниками МВД, по состоянию на 17 апреля в реестре «F.C.I.» числились четыре оффшорные компании, а уже по состоянию на 17 мая оказалось, что у акций есть новые владельцы. С 5 по 10 апреля осуществляется еще один ряд перепродаж, в результате которых собственниками акций «Луганскоблэнерго» становятся физические лица.
Мотивировка проведения общего собрания вызвана тем, что председатель правления должен быть избран общим собранием акционеров. С апреля месяца г-на Курбацкого нет на рабочем месте. Вместе с печатью предприятия. Поэтому ФГИ пошел на такую вынужденную меру. По мнению специалистов фонда, никто не против того, чтобы данное решение было обжаловано в суде. Если противная сторона считает, что ФГИ, который участвовал в собрании 60,23% не владеет таким количеством акций, пускай подает исковое заявление в суд. Но только не в Киеве, а в Луганске… Так что июнь обещает быть для «Луганскоблэнерго» таким же «грозовым», как и май.