UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО «ПОДАСТ» УГОЛЬЩИКАМ 3,6 МЛРД. ГРН.?..

Состоявшееся в Донецке расширенное заседание, основная тема которого носила гордое название «О п...

Автор: Сергей Кораблев

Состоявшееся в Донецке расширенное заседание, основная тема которого носила гордое название «О перспективах развития угольной промышленности и энергетики», по всей видимости, должно было дать ответ организаторам на два извечных славянских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Своими мнениями по поводу второго из них должны были поделиться губернаторы трех областей — Донецкой, Луганской и Днепропетровской, руководители предприятий угольной промышленности, профсоюзов, нардепы и т. д. Что касается вопроса № 1, то убедить собравшихся в том, что к тяжелому положению угольной отрасли Украины отношение имеет кто-то другой, должны были министр экономики Василий Роговой, министр финансов Игорь Митюков и глава Минтопэнерго Сергей Ермилов. Что они и сделали в зале, где незримо ощущалось присутствие больших денег. И не потому, что заседание проходило в помещении «Первого украинского международного банка», а оттого, что все собравшиеся волей-неволей держали в уме две цифры — 1,8 и 3,6 млрд. грн. Сумму, которую предлагает выделить угольщикам в бюджете 2001 года Кабмин, и тот объем средств, который угольщики в свою очередь хотят получить от правительства в будущем году.

Само совещание началось почти с часовым опозданием, и это обстоятельство позволило обратить внимание на маленькие нюансы, которые так приятно скрашивают томительное ожидание… Например, что в делегацию Луганской области входил бывший замгубернатора Валентин Дзонь (курировавший вопросы ТЭК), который совсем недавно по собственному желанию оставил этот пост ради того, чтобы заняться общественно-политической работой накануне грядущих выборов в ВР. Но она еще предстоит в будущем, а память о возможностях «черного» золота еще, по всей видимости, так свежа… Или как рядом друг с другом, почти как отец и сын, проходили по залу заседаний гендиректор Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко и гендиректор фирмы «АРС» Игорь Гуменюк. У тех, кто следил за особенностями приватизации ММК им. Ильича, в этот момент появлялись слезы умиления…

Что касается обсуждаемой темы о ситуации в угольной промышленности, то с ее анализом выступил первый зампред Донецкой облгосадминистрации Анатолий Близнюк, поскольку угольная промышленность этой области обеспечивает почти 60% общего объема угледобычи и 83% добычи коксующихся углей в Украине. А для того чтобы показать истинное значение этой отрасли как в экономике региона, так и государства в целом, собравшимся было предложено проанализировать сложившуюся ситуацию в металлургическом производстве и энергетике — отраслях, использующих уголь для выпуска конечного продукта.

Два года подряд металлургические предприятия области устойчиво наращивали объемы производства, которые достигли своего максимума в августе т.г., когда было выплавлено 947 тыс. тонн чугуна. Учитывая благоприятную конъюнктуру на мировых рынках металла, планировалось до конца года еще более увеличить объемы производства металлопродукции за счет ввода после капремонтов дополнительных мощностей. В итоге в декабре объем производства чугуна должен был достичь отметки 1,1 млн. тонн.

Однако сложившаяся в августе — октябре ситуация с обеспечением коксохимических предприятий углями показала, что металлурги из-за дефицита кокса не только не могут нарастить, но даже сохранить достигнутый в августе уровень производства чугуна.

Среднесуточное производство кокса в сравнении с августом снизилось в сентябре на 10%, а в октябре — уже на 15%. Аналогичная ситуация прогнозируется и на ноябрь-декабрь, что ставит под угрозу выполнение даже скорректированных планов производства чугуна. Так, вместо запланированного в октябре уровня производства чугуна 1,05 млн. тонн выплавлено 917 тыс. тонн.

В сентябре из-за недопоставок кокса на металлургические предприятия прямые потери производства чугуна составили 43 тыс. тонн, а в октябре — 112 тыс. тонн. Исходя из реальных возможностей металлургов, в 2001 году планируется производство 13,5 млн. тонн чугуна, на что потребуется 10,1 млн. тонн валового кокса. Коксохимзаводы имеют необходимые производственные мощности для выпуска этого объема при условии стабильного обеспечения шихтой.

Кроме того, как отметил выступающий, в связи с острым дефицитом кокса вносятся вынужденные коррективы в сроки ремонтов и ввода в эксплуатацию мощностей по производству чугуна.

Затем г-н Близнюк обратился к электроэнергетике региона. Эту часть своего выступления он начал с заявления, из которого следовало, что, несмотря на то, что в области есть избыточные генерирующие мощности, она не в состоянии обеспечить себя электроэнергией в достаточном количестве. Установленные мощности используются на 35%, что обусловлено отсутствием топлива и дефицитом средств на ремонт оборудования.

Электрообеспечение стало тем «узким местом», которое сдерживает дальнейший подъем экономики области. Такая ситуация сложилась в результате того, что далеко не вся электроэнергия оплачена, а долги за уголь продолжают оставаться высокими. Так, за 9 месяцев текущего года «Донбассэнерго» отпустило в «Энергорынок» электроэнергии на 1,8 млрд. грн., оплачено 1,6 млрд. грн., из них деньгами только 588,1 млн. грн. (около 30%). Денег, получаемых «Донбассэнерго» от «Энергорынка», недостаточно даже для оплаты в полном объеме топлива, поскольку в себестоимости 1 кВт-часа электроэнергии около 85% — топливная составляющая. В итоге долги «Донбассэнерго» за использованное топливо увеличились с начала года и по состоянию на 01.10.2000 составили: за уголь — 485,0 млн. грн.; за газ — 543,0 млн. грн.

Но даже при условии, что отпущенная в «Энергорынок» электроэнергия будет в полном объеме оплачена, полученных средств будет достаточно лишь на оплату топлива, текущие ремонты и собственные нужды ТЭС.

В целом, 51% основных фондов электроэнергетики области отработал свой парковый ресурс, требует восстановления, реконструкции и капитальных вложений. Все тепловые электростанции области построены и введены в эксплуатацию до 1983 года. До 2005 года количество оборудования со сроком эксплуатации 30 и более лет будет составлять по области около 80%.

Выполняя сотый указ Президента, облгосадминистрация представила на рассмотрение в Кабмин предложения по привлечению средств промышленно-финансовых групп в реформирование ТЭК региона и созданию Донбасской топливно-энергетической компании на базе «Донбассэнерго».

Предполагалось, что 51% уставного фонда вновь создаваемой компании будет принадлежать государству, а 49% — промышленно-финансовым группам. И только после того, как будет достигнута оплата деньгами в полном объеме за выработанную и отпущенную потребителям электроэнергию, а также решены социальные проблемы, предлагалась полная приватизация предприятий ТЭК.

Однако, как отметил заместитель губернатора, отсутствие согласованных и конкретных решений на правительственном уровне по поводу этих предложений не дало возможности их реализовать в области и ускорить приток инвестиций в топливно-энергетический комплекс региона. В итоге, «крайними» могут оказаться шахтеры, которые за 10 месяцев этого года добыли почти 36,2 млн. тонн угля, при этом почти 1,4 млн. тонн — сверх задания. На многих предприятиях, особенно добывающих энергетические угли, возрастает дебиторская задолженность, которая достигла отметки 2 млрд. грн., и кредиторская — около 5,2 млрд. грн., в том числе по зарплате — 757 млн. (отставание — 8 месяцев).

К слову, рост задолженности по зарплате в текущем году составил более 63 млн. грн. Шахтеры из месяца в месяц недополучают начисленную заработную плату. Поэтому ситуация в горняцких коллективах продолжает оставаться сложной. Из-за забастовок потеряно более 400 тыс. тонн добычи.

Недостаток бюджетного финансирования еще больше заострил проблему убыточных шахт. Их большое количество не дает возможности реанимировать, недостаток средств — цивилизованно закрыть, а содержание приводит к отвлечению значительных денежных средств. Поэтому совершенно естественно возникает вопрос закрытия тех убыточных шахт, которым не поможет ни санация, ни господдержка. В настоящее время по Донецкой области в различных стадиях закрытия находятся 25 шахт. До конца текущего года их количество увеличится еще на семь единиц и если, — как определило Минтопэнерго на будущий год, — в 2001 году добавятся еще 12, то в стадии ликвидации будет находиться 44 шахты. Ежегодно для ликвидации шахт выделялась лишь четвертая часть необходимых средств. Некоторым исключением из сказанного был текущий год, когда для области было предусмотрено бюджетное финансирование в сумме 410,9 млн. грн., что в пять раз превышает среднегодовое выделение бюджетных средств за четыре предыдущих года.

Говоря о реструктуризации отрасли, А.Близнюк остановился на проблеме реконструкции и технического перевооружения шахт. В последние годы из-за необеспеченности финансированием в области не осуществлена закладка ни одной новой шахты, не введена ни одна вторая очередь строительства действующих шахт. Отставание в реализации программы развития отрасли региона, ускоренное старение шахтного фонда сформировали отрицательный баланс производственных мощностей. Тенденция к их уменьшению при сохранении нынешнего уровня финансирования приведет к тому, что объем добычи угля в области к 2010 году опять снизится до 35—36 млн. тонн.

В заключении первый заместитель донецкого губернатора отметил, что уголь — в настоящее время единственный энергоноситель, который Украина имеет в объемах, достаточных для полного обеспечения собственных нужд. А чтобы сохранить наметившуюся тенденцию роста промышленного производства, необходимо поддержать угольную промышленность в объеме не менее 4 млрд. грн. с тем, чтобы продавать уголь по сегодняшним ценам. В противном случае, необходимо повышать цены на уголь со всеми вытекающими последствиями, либо соглашаться на дальнейший спад угледобычи, рост кредиторской задолженности, в том числе по зарплате, налогам и т.д. — до полного банкротства. К слову, на сегодняшний день в Донецкой области возбуждены дела о банкротстве 36 угледобывающих, 5 углеперерабатывающих и 12 вспомогательных предприятий. И если не принять решительных мер сегодня, то завтра это обойдется в несколько раз дороже…

Аналогичная ситуация сложилась на предприятиях угольной промышленности в Днепропетровской и Луганской областях, о чем и поведали собравшимся заместители тамошних губернаторов. Все они говорили о проблемах взаимоотношений с Кабмином, но делали это мягко, стараясь его сильно не трогать. Первым в сторону правительства «косо» посмотрел председатель ЦК ПРУП Виктор Турманов, который напомнил о том, что 12 июня текущего года между профсоюзом и правительством был подписан договор, согласно которому обе стороны брали на себя определенные обязательства. ЦК ПРУП их придерживался и пока не проводил никаких общеукраинских акций протеста. В то же время, по словам лидера профсоюза, правительственная сторона сорвала выполнение большинства принятых обязательств. И проведение данного совещания является для него «последним звонком» цивилизованного подхода к решению проблем, стоящих перед угольной отраслью.

С докладом о том, какой видит стратегию развития угольной промышленности Украины, выступил председатель правления АП «Шахта им. Засядько» Ефим Звягильский, напомнивший, что в четвертом квартале 1999 года Кабмин принял программу финансового оздоровления и развития угольной отрасли. Благие цели, которые были в ней записаны, так в своем большинстве и остались на бумаге. С учетом потерянного времени, реализация программы в 2001 году потребует порядка 4 млрд. грн., которые необходимо предусмотреть в бюджете. Кроме того, правительство и НБУ обязаны разработать комплексную программу преодоления кризиса неплатежей. Кабмин должен усилить админконтроль за формированием цен, чтобы цена на конвейера за полгода не поднималась на 40—50%. Следует восстановить нулевую ставку НДС на уголь и электроэнергию. Цена на уголь не пересматривается уже два года и этот пробел необходимо как можно быстрее ликвидировать. Коксующийся уголь должен стоить на 15—20% дороже, а освободившуюся дотацию необходимо направить на развитие добычи энергетических углей.

Очень многообещающим было начало выступление главы Минтопэнерго Сергея Ермилова, который отметил, что проведение подобных совещаний в Киеве абсолютно неэффективно. Что касается реформирования угольной отрасли, то министр рассчитывает на поддержку госбюджета и на привлечение внешних инвестиций, в том числе — частных. Только заканчивал свое выступление Сергей Федорович так, словно и не помнил, как начинал, пообещав собравшимся по итогам этого совещания провести еще одно — в Киеве…

То, о чем сказал Игорь Митюков, можно выразить очень кратко: сколько бы просителей не приходило в Минфин, все равно они получат гораздо меньше, чем просят. А вот поддержка угольщикам со стороны его ведомства гарантирована, но при условии эффективного использования выделяемых правительством средств.

После окончания совещания, его итоги для «ЗН» прокомментировал заместитель секретаря СНБОУ Сергей Тулуб.

— Участники донецкого совещания неоднократно высказывали критические замечания в адрес Кабмина по поводу его отношения к проблемам угольщиков. Подразумевает ли поддержка СНБОУ региональных инициатив продолжение противостояния с Кабмином?

— Главная задача у всех госслужащих — развитие экономических реформ в Украине. Мы не можем быть в стороне от тех моментов, где допускаются ошибки. Поэтому через те возможности, которые предоставлены Конституцией Украины и законом о СНБОУ, мы не позволим о них забыть.

— Отсутствие на этом совещании Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко не означает ли, что они не готовы к диалогу с региональными властями по вопросам реформирования ТЭК? Может ли идти речь о компромиссах?

— На совещании присутствовали три министра правительства, от работы которых зависит существование угольной отрасли. Жаль, что отсутствовала Юлия Владимировна, которая в правительстве курирует вопросы ТЭК. Особенно в тот момент, когда страна стоит на пороге зимы, и всем сторонам необходимо было скорректировать свое поведение на ближайшее время...

— Насколько реальны надежды угольщиков на то, что г-н Митюков поддержит их требования о 3,6 млрд. грн.?

— Будучи министром угольной промышленности, я неоднократно общался с министром финансов по аналогичному вопросу, но точек соприкосновения так и не нашел… Хотя, на мой взгляд, эту сумму необходимо найти.