Видимо, не желая совсем уж омрачать празднование 15 мая воссоединения «старой» Европы с десятью новыми ее членами, в администрации Президента Украины отсрочили оглашение указа о ликвидации института специального уполномоченного Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и, соответственно, увольнении Александра Тодийчука, занимавшего эту должность. Институт спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК, учрежденный в июле 2001 года, был призван координировать работу по реализации проекта транспортировки каспийской нефти по украинскому нефтепроводу Одесса—Броды в Европу.
В конце апреля, как сообщало «ЗН», Л.Кучма весьма нелестно отозвался о перспективах использования украинского нефтепровода для транспортировки нефти в Европу, выразив однозначное недовольство пассивностью Польши и Евросоюза в реализации проекта ЕАНТК и наполнении нефтепровода нефтью. А после отставки А.Тодийчука с поста спецуполномоченного уже открыто заговорили о пересмотре принятого 4 февраля правительством Украины варианта использования Одесса—Броды, все настойчивее агитируя за реверс…
Александра Тодийчука же устами пресс-службы Президента Украины фактически обвинили в, мягко говоря, неэффективной работе. По версии пресс-службы, наличие института специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК «не привело к повышению эффективности работы межгосударственной нефтетранспортной системы. В течение 2002-го — четырех месяцев 2004 года, несмотря на многочисленные решения Кабинета министров и Министерства топлива и энергетики Украины, так и не началась полноценная коммерческая эксплуатация магистрального нефтепровода Одесса—Броды. Загрузка других составляющих нефтетранспортной системы страны составила лишь 52% от возможного, через терминал «Південний» прокачано только 2,1 млн. тонн нефти при потенциальных возможностях 9 млн. тонн в год. Вследствие этого госбюджет Украины ежегодно недополучает сотни миллионов долларов США».
Все это, а также стремление повысить эффективность функционирования отечественной нефтетранспортной системы, создать в ней единую управленческую вертикаль, усилить ответственность министерств и ведомств при осуществлении государственной политики в этой сфере побудило главу государства возложить функцию координации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора непосредственно на Кабинет министров. Такова официальная мотивация.
Загрузка украинской нефтетранспортной системы в последние годы действительно уменьшилась. По данным ОАО «Укртранснафта», транспортировка нефти снизилась с 63,6 млн. тонн в 2001 году (когда, собственно, и был учрежден институт спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК) до 53,6 млн. в 2003-м; в 2002 году было транспортировано 48 млн. тонн. Объемы транзита нефти через Украину снизились с 48,6 млн. тонн в 2001 году до 32,4 млн. в 2003-м. При том, что пропускная способность нефтетранспортной системы Украины составляет на входе 108 млн. тонн в год, на выходе — до 58 млн.
Однако смешно винить в этом одного А.Тодийчука. Или даже «трех Тодийчуков». Тому есть объективные причины, преодолеть которые никакому координатору и спецуполномоченному не под силу. Российские компании, транспортировкой нефти которых занимается «Укртранснафта», при сокращении объемов транзита нефти через и в Украину руководствовались собственными интересами. К слову, весьма примечательно, что именно сейчас, согласно распоряжению главы правительства России Михаила Фрадкова, как сообщает российское Агентство нефтяной информации, заинтересованные министерства РФ получили месяц на размышление для определения перспективных маршрутов транспортировки российской нефти в обход черноморских проливов Турции. Вызвано это зимними простоями танкеров у проливов и жесткой позицией Турции в вопросе ограничения прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы. А в этом году еще и увеличится поток казахской нефти, что, естественно, увеличит нагрузку на проливы и еще более усугубит проблему.
Между тем, после резкого заявления Л.Кучмы, сделанного в конце апреля, помощник заместителя госсекретаря США Стивен Пайфер подчеркнул выгодность именно прямого использования нефтепровода Одесса—Броды. Зная о предложениях в краткосрочной перспективе использовать реверсный вариант, С.Пайфер заявил: «Если будет краткосрочный реверс, то другие страны найдут другие возможности путей транспортировки нефти, а не по Одесса—Броды». Кроме того, считает дипломат, транспортировка нефти в Одессу и далее через Босфор однозначно усложнит и без того непростую ситуацию в турецких проливах. Минувшей зимой были случаи, когда танкерам приходилось терять едва ли не месяц на прохождение Босфора.
Собственно, возможность разгрузить Босфор за счет задействования нефтепровода Одесса—Броды — это был один из аргументов украинской стороны…
Теперь же, вероятно, как минимум на год фору во времени получили альтернативные украинскому маршруты транспортировки нефти в обход турецких проливов. Такие, например, как Бургас—Влера, рассчитанный на транспортировку ежегодно 40 млн. тонн нефти, и Кийикей—Ибрикхаба (60 млн. тонн нефти в год). А после введения в 2005 году в эксплуатацию первой очереди нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан их актуальность еще более возрастет.
Еще один аргумент в пользу европейского использования нефтепровода Одесса—Броды (к слову, в контексте национальных интересов) — диверсификация источников и путей доставки нефти в Украину и Европу. Когда российские компании заявили, что уже в этом году могут дополнительно обеспечить поставку в Украину до 9 млн. тонн нефти, им предложили воспользоваться действующей в Украине нефтетранспортной системой, но без учета Одесса—Броды. В результате нефть так и не появилась.
Последняя попытка украинской стороны найти общий язык с россиянами в вопросе загрузки нефтепроводной системы Украины, не прибегая к реверсу Одесса—Броды, была предпринята в Москве за два дня до ликвидации института спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК. Украинская делегация еще пыталась уговорить россиян поставлять обещанную ими дополнительную нефть по маршруту Приднепровских магистральных нефтепроводов (входящих в «Укртранснафту») Самара—Кременчуг — терминал «Південний». Однако представители Министерства промышленности и энергетики РФ четко дали понять, что решение о реверсе нефтепровода Одесса—Броды уже принято на «высшем уровне» и осталось только его «запротоколировать».
В контексте вышесказанного примечателен еще один факт. Вполне вероятно, что последней каплей в решении о ликвидации института спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК стали переговоры с Беларусью и Прибалтийскими государствами о возможности комбинированного использования нефтепровода Одесса—Броды для доставки казахстанской нефти до Балтийского побережья Латвии и Эстонии. Актуализация так называемого северного направления использования украинской части нефтепровода, по идее, должна была не на шутку насторожить россиян. Ведь и там у них свой коммерческий интерес – Балтийская трубопроводная система. И если бы Украина успела подписать соответствующие соглашения, то, неровен час, могло бы (или еще может?) оказаться, что комбинированный северный маршрут стал бы конкурентом недешевой российской Балтийской трубопроводной системы. Да к тому же таким образом на рынок могла бы попасть конкурентная российской нефть Прикаспийского региона. Так что возникала вероятность конкуренции и в товаре, и в маршрутах его доставки. Вряд ли это могло понравиться россиянам и наверняка они предприняли превентивные шаги, чтобы если не избежать такой перспективы, то, по крайней мере, надолго ее отсрочить…
После оглашения указа о ликвидации поста спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК Александр Тодийчук подал заявление и об отставке с должности президента ОАО «Укртранснафта», мотивируя тем, что в сложившейся ситуации и при имеющихся полномочиях (а точнее — при их отсутствии) не видит смысла оставаться главой компании, которую он возглавлял с момента ее создания. При этом он не считает свою работу и в качестве спецуполномоченного, и в качестве президента «Укртранснафти» неэффективной.
Впрочем, рычаги влияния у А.Тодийчука отобрали еще в прошлом году, когда в «Укртранснафті» фактически установилось «двоевластие». Ему оставили должность президента, но реально управлял компанией гендиректор Станислав Василенко и, собственно, глава НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко. Последние — приверженцы использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме. Так что у г-на Бойко явно не будет причин не принять отставку А.Тодийчука. (А именно глава НАКа может это сделать в силу того, что «Укртранснафта» передана в состав «Нафтогазу України».)
Как ни обидно это А.Тодийчуку, на самом-то деле речь не о нем конкретно. Упразднив институт спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК и переложив всю ответственность за реализацию этого проекта на плечи Кабмина, Л.Кучма (и те, кто убедил его это сделать) фактически «выкручивает руки» правительству и подталкивает его к реверсу. Правда, в правительстве практически и не осталось никого, кто поддерживал евровектор в транзите нефти. Сначала «ушли» ТЭКовского вице-премьера Виталия Гайдука, затем — главу Минтопэнерго Сергея Ермилова. Подал в отставку и первый замминистра МИД Александр Чалый, занимавшийся вопросами евроинтеграции и поддерживающий европейский вариант использования нефтепровода Одесса—Броды. (И хотя их отношение к перспективе использования нефтепровода Одесса—Броды — не единственный, а в некоторых случаях и не основной повод для отставки, тем не менее ко всем вышеперечисленным лицам «он имел отношение».) К тому же и преемник В.Гайдука на посту энергетического вице-премьера Андрей Клюев уже успел получить нелицеприятные «комплименты» от главы государства по поводу пустующего нефтепровода. Так что вряд ли стоит ожидать, что он будет таким уж поборником европейского маршрута нефтепровода Одесса—Броды, и уж тем более вряд ли станет защищать А.Тодийчука.
Пока официально Кабмин не сообщал об отмене решения от 4 февраля сего года, где говорится о приоритете использования нефтепровода Одесса—Броды в направлении Плоцка. В интервью «ЗН» это подтвердил и вице-премьер А.Клюев. По нашей информации, на предстоящем 22 мая саммите в Ялте даже предполагалось подписать соглашение между Украиной и Казахстаном о нефтепоставках. Впрочем, с учетом информации о том, что Казахстан уже договорился о перспективе нефтеэкспорта в Китай, не исключено, что в отношении Украины его планы будут пересмотрены.
В этом контексте логично поинтересоваться и мнением Польши о перспективах совместного украинско-польского нефтепроекта Одесса—Броды—Плоцк. По крайней мере, интересно было узнать, не восприняли ли поляки упразднение института спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК и отставку А.Тодийчука (который непосредственно вел переговоры с польской стороной), как замораживание, если вообще не как отказ Украины от совместного проекта даже на перспективу. Тем более что еще раньше Л.Кучма весьма резко высказался о недостаточной поддержке Польшей и Евросоюзом проекта ЕАНТК.
В Посольстве Республика Польша в Украине на вопросы «ЗН» дипломатично ответили, что упразднение института спецуполномоченного по вопросам ЕАНТК — внутреннее дело Украины. И пока им никто официально не сообщал об отказе украинской стороны от совместного нефтетранспортного проекта. Признавая заслуги А.Тодийчука на посту спецуполномоченного, польские дипломаты тем не менее отмечают, что говорить о непосредственной реакции с их стороны вряд ли уместно, так как в общем-то в украинско-польских отношениях в вопросе ЕАНТК нет персонализации. В прошлом году соглашение в Брюсселе на эту тему подписывал от имени украинской стороны В.Гайдук. В этом году межправительственное соглашение завизировал своей подписью уже А.Клюев. А непосредственно над проектом были уполномочены работать хозяйствующие субъекты — «Укртранснафта» со стороны Украины и «Пшиязнь» («Дружба») со стороны Польши.
Что же касается слабой поддержки проекта со стороны Польши и Евросоюза, то, как выразился польский дипломат, поддержать они по-прежнему готовы, но когда будет что поддерживать. Ведь изначально польская сторона рассматривала этот нефтетранспортный проект как коммерческий и не иначе. Она готова в нем участвовать, как только украинская сторона определится с условиями и направлениями. К тому же, не стоит забывать, что для Польши перспектива доставки нефти по системе Одесса—Броды—Плоцк — это лишь третий маршрут, т.е. возможность диверсификации источников и путей нефтепоставок через Беларусь и через свой терминал в Гданьске. И отказываться от существующих Польша не намерена. Просто хочет снизить риск зависимости от импорта энергоносителей из малого количества источников. А простаивающих мощностей у поляков нет, в отличие от нас. И последовать примеру Украины — сначала создать нефтепровод Одесса—Броды, а затем попытаться заполнить его нефтью и заинтересовать этим маршрутом владельцев и покупателей этого сырья — Польша явно не намерена. Нравится нам это или нет. Так что если нужно поддержать — они поддерживают. Но очень хотят знать: что, кого и почем?
В случае же принятия реверсного варианта использования нефтепровода Одесса—Броды ответ для Польши будет очевиден. И не только для Польши. А все ранее предпринятые попытки заинтересовать этим маршрутом и вообще проектом ЕАНТК возможных партнеров могут оказаться бессмысленными. Словом, нелегко это делать — искать компромисс между коммерсантами и предпринимателями. Даже если абстрагироваться от политики как таковой.
Что же касается «Укртранснафти», то можно ожидать проведения собрания акционеров, которое не состоялось 21 апреля. И решения НАКа, после которого единая «Укртранснафта» либо будет ликвидирована и останется, как прежде, два нефтетранспортных предприятия — «Дружба» и Приднепровские магистральные нефтепроводы и отдельно терминал «Південний». Либо предприятие так и останется единым и единоуправляемым, а терминал просто отдадут охочим в аренду. А что такие найдутся (а точнее, есть), можно не сомневаться. Одесса—Броды при этом автономно заработает в реверсном режиме для прокачки российской нефти на причерноморское побережье Украины…