UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМ С ХЛЕБОМ И «ЛУКойлом»

В конце минувшей недели в Крыму закончилась уборка ранних зерновых. Результаты ее показали, что п...

Автор: Лилия Сверидова

В конце минувшей недели в Крыму закончилась уборка ранних зерновых. Результаты ее показали, что полуостров, славившийся еще в древности своим зерном, которое греческие купцы вывозили в Средиземноморье, и сегодня на кое-что способен. Даже в сравнении с показателями недавнего прошлого, когда уборочная называлась «всесоюзной битвой за урожай», и за каждый миллион тонн, пополнивший «закрома Родины», на отдельную председательскую грудь вешали «звезду героя», Крыму удается удерживать планку практически на прежнем уровне.

Статистика прошлых лет свидетельствует: в 1966—1970 годах Крым сдавал 1,326 млн. тонн зерна вместе с поздними зерновыми. В 1971—1975 годах — 1,444 млн. тонн; в 1986—1990 годах — 1,674 млн. тонн. Правда, тогда учитывался и Севастопольский регион, который теперь в общекрымской статистике не упоминается. В те годы, помнится, Украина была житницей СССР, собирая до 56 млн. тонн зерна; в этом году надеются собрать лишь 24 млн. Поэтому сегодня на фоне нашего «светлого прошлого» есть смысл подумать о том, почему при едином экономическом кризисе сельское хозяйство отдельных регионов так сильно разнится.

В нынешнем году Крым собрал 1008 тыс. тонн ранних зерновых, из которых 620 тыс. тонн — пшеница мягких сортов 2—4-го класса. По прогнозам МинАПК Крыма, к этому солидному результату прибавится еще порядка 400 тыс. тонн поздних зерновых, прежде всего риса.

Успех крымчан не оставил равнодушным руководство Украины. В минувший четверг Президент Леонид Кучма вместе со спикером Иваном Плющом приехали поздравить крымского премьера Сергея Куницына с сорокалетием. В кратком интервью журналистам Президент заявил: «Я, перед тем как поздравить председателя правительства, сказал, что я бы с Иваном Степановичем никогда не приехал, если бы Крым не собрал 1 млн. тонн зерна. Хорошее, доброе событие. Это дань уважения всем крымчанам за их труд в этот тяжелейший погодный для всей Украины год».

Действительно, проблемы весенней посевной кампании в Крыму, начинающем сев раньше других регионов, ничем не отличались от общеукраинских. Государство впервые отказалось от участия в авансовых поставках ресурсов для села, небезконфликтно шло реформирование КСП, а главное, перед началом сева хозяйства автономии были лишь на 7% обеспечены нефтепродуктами. Для полевых работ требовалось 40 тыс. тонн дизтоплива и 12 тыс. тонн бензина на сумму 110 млн.грн., а запас их в хозяйствах не превышал 2,8 тыс.тонн. Из ресурсной необходимости в 150 млн.грн. на проведение всех сельскохозяйственных работ, АПК республики имел лишь 103 млн.

В конце февраля состоялось заседание Совета министров автономии, на котором обсуждалась кризисная ситуация в АПК. Именно тогда премьер Сергей Куницын успокоил собравшихся, сказав, что ведутся переговоры с российской нефтяной компанией «ЛУКойл» о срочных поставках горюче- смазочных материалов для села. Переговоры оказались успешными, и в первых числах марта в Феодосийском порту уже стоял танкер-трехтысячник, через 10 дней другой танкер с дизельным топливом подошел к Инкерманской бухте. В результате, к 15 апреля сев в Крыму был окончен.

Крымский премьер Сергей Куницын и президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов в августе 1998 года подписали «Соглашение о принципах сотрудничества в сфере реализации нефтепродуктов». Однако первый блин оказался комом. К примеру, в октябре 1998 года, когда Крым из-за отсутствия ГСМ ожидала безрадостная перспектива остаться без озимых, «ЛУКойл» серьезно выручил правительство. В короткие сроки из Греции было доставлено на двух танкерах 6 тыс. тонн топлива. Заплатить за него обещали к середине января и живыми деньгами, а рассчитались, притом под неодобрительный ропот местного парламента, только к маю. И не деньгами, а товарами и услугами. К счастью, этот «блин» не отразился на последующих контактах, и за два года сотрудничества была отработана эффективная схема взаиморасчетов, выгодная обеим сторонам. Возможно, поэтому в нынешнем году топливо было завезено в Крым еще до начала уборки.

Министр АПК Крыма Николай Орловский убежден, что нынешний успех, когда до конца июля полуостров собрал более миллиона тонн зерна, объясняется несколькими причинами. Во-первых, были увеличены площади сева; во-вторых, в этом году на полуострове меньше пострадало площадей от майских заморозков; в-третьих, к своим 1700—1850 комбайнам привлекли еще 250—270 машин из других регионов; в-четвертых, хлеб убрали в более сжатые сроки, поэтому меньше потеряли на корню. Министр также убежден, что главной составляющей перечисленных им причин успеха стало то, что перед началом уборки удалось централизованно, за счет бюджетных средств, закупить топливо и раздать хозяйствам. Теперь, говорит он, сельхозпроизводители должны будут рассчитаться с правительством за ГСМ зерном. В региональные закрома уже поступило около 30 тыс. тонн из запланированных 42 тыс. тонн. Такими темпами до конца августа все долги будут погашены.

Н.Орловский рассказывает: «Мы заранее, под заказ правительства автономии, завезли в Крым топливо и таким образом избежали его дефицита и, соответственно, скачка цен. Так же заранее мы провели тендер на поставки топлива под правительственный заказ и выбрали несколько нефтетрейдеров. Выбором трейдера занималась специальная комиссия, возглавляемая одним из вице- премьеров. Предпочтение отдавалось фирмам, предлагавшим более выгодные условия поставки. Среди таких фирм оказались ГАК «Хлеб Украины», корпорация «Борис» и «ЛУКойл-Крым». Последней было дано право производить 80% всех поставок. Таким образом, правительство обеспечило крымские хозяйства ГСМ на 25% от потребности. Остальное они получали по своим прямым индивидуальным договорам, в которых среди партнеров также лидирует «ЛУКойл-Крым».

Без «ЛУКойла» уборка урожая прошла бы более проблематично. Тогда бы мы брали топливо у других фирм на менее выгодных условиях. У этой компании топливо не только дешевле, но и отработана доставка потребителю. Ее бензовозы весной забирали ГСМ прямо из-под танкеров и развозили по хозяйствам. Кроме того, у компании развитая сеть АЗС по всему Крыму, что очень удобно. С другой стороны, «ЛУКойл» нам доверяет, поэтому отпускает ГСМ с отсрочкой платежей до двух-трех месяцев».

Последний аргумент привлекательности «ЛУКойла», как основного нефтетрейдера АПК полуострова, видимо, является одним из самых весомых. И не только потому, что крымский бюджет постоянно испытывает дефицит средств. У автономии есть печальный опыт, когда отдельные оптовики, с которыми хозяйства договаривались о поставках топлива, требовали предоплаты, а затем не выполняли своих обязательств. У «ЛУКойла» другой принцип, который уже не раз озвучивал гендиректор ЗАО «ЛУКойл-Крым» Александр Неруш: «Мы не торгуем контрактами, мы торгуем нефтью». Более того, соглашаясь на отсрочку платежей, компания, хотя и предпочитает денежные расчеты, все же принимает в счет оплаты своих ГСМ зерно будущего урожая. А те, кто знает, насколько непредсказуема политика Кабинета министров Украины в отношение операций с зерном, понимают, что это весьма рискованные операции. Но, видимо, без острых ощущений не обойтись, если есть стремление всерьез и надолго закрепиться на украинском рынке и иметь долгосрочные контракты.

Впрочем, «ЛУКойл-Крым» не просто рискует, а экспериментирует с рисками. Как рассказал гендиректор «ЛУКойл-Крым» А.Неруш, компания разработала и осуществляет свою новую программу в АПК под названием «ГСМ-зерно». Суть программы — в авансовых поставках топлива. За два-три года совместной работы с хозяйствами (в разные годы компания заключала до 300 договоров с отдельными КСП) была выбрана группа сельхозпроизводителей, наиболее ответственных за выполнение своих обязательств, которые выращивают ячмень. Позапрошлой осенью их прокредитовали топливом под, мягко говоря, виртуальный будущий урожай, так как никто тогда не знал, каковыми будут погодные условия, урожайность и т.д., а топливо отдавали по рыночной цене. Риск оказался оправданным. В прошлом году «ЛУКойл-Крым» экспортировал с полуострова около 5 тыс. тонн ячменя. В этом — заключил контракты на 15 тыс. тонн фуража и уже получил 12,5 тыс.тонн.

При этом в компании не скрывают, что программа «ГСМ-зерно» для них далеко не подарок. Во- первых, у компании нет собственных складов для хранения зерна и негде его переработать. Нет портового элеватора, глубоководного порта для принятия крупнотоннажных танкеров, подвижного состава зерновозов. Во-вторых, не всегда без нервотрепки удается преодолеть сложности во взаимоотношениях с Государственной налоговой администрацией, хотя экспорт зерна выгоден всем сторонам. «Мы импортируем танкерами нефтепродукты, говорит гендиректор «ЛУКойл-Крым», — в отношении которых действует так называемый возвратный 20-процентный НДС. Государство, как правило, его вернуть нам не может. В случае, если компания занимается вывозом национальной продукции за рубеж, этот экспорт взаимопоглощает импорт. Таким образом, экспортная программа выгодна и государству, и нам, так как это — один из вариантов оптимизации нашего бизнеса. Конечно, для «ЛУКойл-Крым» это вынужденная и достаточно рискованная мера. Но мы нашли очень серьезных покупателей зерна за пределами Украины, способных кредитовать прямые крупнотоннажные импортные поставки ячменя. Они делают предоплату валютой, таким образом де- факто подтверждая правовую часть сделки».

Как выяснилось, программу «ГСМ-зерно» при всей сложности проводимых операций «ЛУКойл-Крым» осуществляет из соображений патриотизма — чувства достаточно экзотичного для представителей транснациональных компаний. «Мы выходим на совершенно новые рубежи, — с оптимизмом говорит Александр Неруш. — Теперь наши несчастные крестьяне, у которых хлеб кто-то за бесценок забирает, куда-то отвозит и перепродает за большие деньги, могут сами убедиться, что они становятся прямыми экспортерами крымского зерна. Посчитайте сами, если Крым выращивает 1 млн. тонн зерна, а потребляет его около 400 тыс. тонн, то остается еще 600 тысяч. Часть из этого объема Крым спокойно мог бы экспортировать, возрождая свою былую славу производителя пшеницы и ячменя. При этом есть возможность оживить свои порты и превратить их из военных в сельскохозяйственные. Конечно, такой экспорт не должен отражаться на выполнении госзаказа, потому что национальные потребности — это святое. Кстати, в этой программе могут быть заняты тысячи людей, а налаженными экспортными потоками могут воспользоваться и другие области Украины. Это суперпроект…»

Как видите, бизнес — дело романтичное. Впрочем, в романтике, помноженной на целесообразность, видимо, и скрывается успех настоящего бизнеса. Как бы то ни было, Крым в этом году с хлебом, а на сытый желудок и помечтать невредно.